Подбор и изучение библиографических источников по теме исследования
Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения студентом библиографических источников. Это позволяет ему ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. Необходимо вникнуть во всю литературу изучаемого вопроса. Работа над литературным источником - творческий процесс. Необходимо не просто цитировать и конспектировать изучаемых авторов, а критически изложить их точки зрения, сопровождая это собственными заключениями, суждениями и оценками. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.
Не должно остаться ни одной значительной публикации, не прореферированной лично. Не следует доверять аннотациям, рецензиям, рефератам - нужно стремиться прочесть необходимую статью в оригинале и составить о ней собственное мнение. В современных условиях работа с литературными источниками заметно упростилась (ксерокопирование, компьютерный поиск, реферативные журналы, тематические подборки литературы и т.д.).
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
В настоящее время почти по любой проблеме существует достаточно обширная научная литература.
Источников информации бесконечное множество, поэтому надо использовать библиографические издания.
Информация о новинках литературы, содержится в библиографических указателях:
«Книжное обозрение» (выходит один раз в неделю);
«Книжная летопись» (выходит один раз в неделю);
«Летопись журнальных статей» (выходит один раз в неделю);
«Летопись газетных статей» (выходит один раз в месяц);
«Летопись рецензий» (выходит один раз в квартал).
К библиографическим изданиям относятся реферативные журналы (РЖ) и разнообразные каталоги. Реферативные журналы содержат много зарубежной информации и выпускаются по различным специальностям. По иностранным источникам имеется много аннотированных изданий. Так, например, рефераты статей из зарубежных научно-технических журналов содержатся в выпусках Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ) - "Экспресс-информация".
Надо ознакомиться с библиографической литературой и выбрать ту, которая подходит к теме исследования.
Знакомство студента с литературой происходит в различных библиотеках: города, университета, предприятия, научно-технических и т.д., а также в Интернете.
Можно получить консультацию о правилах поиска литературы у библиографа библиотеки.
Прежде чем начать изучение литературы по исследуемому вопросу, надо наметить перечень обязательных для изучения работ и согласовать его с научным руководителем. При подборе библиографических источников важно обеспечить актуальность теоретических и практических вопросов исследуемой темы. В этой связи на публикации последних лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом зарубежного опыта. В перечень могут войти основные монографии, классические (стабильные) учебники, обзоры, реферативные журналы на русском и иностранных языках, журналы по специальности. Работая над литературой, нужно помнить, что в монографиях, даже изданных в текущем году, опубликованы результаты исследований двух и более лет давности. Самая свежая информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении НИР.
Необходимо иметь картотеку источников, которая должна непрерывно пополняться.
Создание картотеки по интересующей области знаний значительно облегчит в дальнейшем работу над текстом дипломной работы, в частности, теоретической главой и библиографией. Как правило, для картотеки используются стандартные библиографические данные источника по ГОСТ 7.1. - 84, на обратной стороне карточки рекомендуется приводить краткую аннотацию работы или выписанного материала с указанием страниц ссылок. Ссылки на страницы в картотеке используются в дальнейшем при написании теоретической главы дипломной работы. Кроме того, в карточках желательно оставлять свободное место для последующих записей, пометок или прикладывать новую карточку - продолжение. Располагают карточки в картотеке обычно в алфавитном порядке или по предметному признаку (возможен компьютерный вариант картотеки).
В последующем использование созданной картотеки поможет сформировать библиографический список, который должен быть оформлен в соответствии с установленным стандартом и представлен в тексте дипломной работы. В списке каждому библиографическому источнику присваивается порядковый номер, указываются: автор, название книги (статьи), издательство, место и год издания.
Таким образом, при изучении библиографических источников, необходимо:
1. Внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы;
2. Выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании дипломной работы;
3. Целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений и инструктивных указаний, их аргументацию. Иногда имеет смысл перечертить формы таблиц и схемы расчетов, приведенные в монографиях, статьях с целью проверить их обоснованность на практическом примере при подготовке дипломной работы. Очень важно, чтобы в конспектах приводились точки зрения авторов по нерешенным проблемам и давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на нерешенные проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументировано поддержать точку зрения какого - либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направляемые на решение проблемы.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана дипломной работы. В них необходимо указывать номер источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.