Распределение времени по видам занятий
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбу своей страны.
Н. Грегори Мэнкью, американский экономист,
профессор Гарвардского университета
Нравится это или нет, но основные проблемы современной политики действительно являются чисто экономическими и не могут быть поняты без знания экономической теории. Только человек, разбирающийся в основных вопросах экономической теории, в состоянии выработать независимое мнение по рассматриваемым проблемам.
Людвиг фон Мизес,
австро-американский экономист
Экономическая теория – одна из древнейших наук, всегда привлекавшая внимание как специалистов, так и просто образованных людей. Изучение экономической теории обусловлено объективной необходимостью познания мотивов поступков людей в хозяйственной деятельности, самих законов хозяйствования. Экономическая теория относится к общественным наукам. Она формулирует категориально-понятийный аппарат исследования экономических процессов и явлений, выявляет экономические принципы и законы, закладывая, таким образом, своеобразный фундамент для большинства других экономических дисциплин. Интерес к экономической теории, в этой связи, никогда не ослабевает и становится тем сильнее, чем сложнее устройство экономической системы.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание.
Объективные условия развития современного общества требуют соответствующего сложившейся практике высшего профессионального образования комплексного подхода к формированию учебно-методической базы преподавания экономических дисциплин, важнейшее место среди которых занимает экономическая теория. Качество и глубина изучения экономической теории обуславливается наличием соответствующей учебно-методической базы для осуществления учебного процесса.
Разработка и написание данного учебно-методического пособия связаны с практической необходимостью обеспечения учебными материалами преподавания экономической теории в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования для специальностей экономического профиля.
Критерием успешного освоения любой теории, в том числе и экономической, является, как известно, возможность ее уверенного использования для принятия эффективных управленческих решений в конкретных ситуациях окружающей нас экономической реальности. Научить эффективно использовать экономические знания в реальных практических условиях и есть основная цель настоящего учебно-методического пособия
Логика данных методических материалов обусловлена задачами, которые стоят перед студентами при подготовке к семинарским занятиям. В них последовательно изложены темы дисциплины, задания к ним и литература. Даны рекомендации по подготовке к семинарам.
Все темы имеют одинаковую структуру. Каждая из них открывается планом семинарского занятия, методическими рекомендациями по самостоятельной работе, списком ключевых терминов и понятий, которые предстоит усвоить, изучив данную тему. Очень важно точно понять их экономическое содержание и научиться свободно оперировать ими. Затем следуют вопросы для самоконтроля, задание на дом, задачи для решения в аудитории, список библиографических источников, рекомендуемых к изучению при подготовке к семинарскому занятию.
Тщательная проработка материала, представленного в «Практикуме», явится, по мнению автора, результативной тренировкой для развития экономического мышления у студентов, что позволит им глубоко осмыслить основные положения экономической теории, а также получить необходимые практические навыки для самостоятельного анализа важнейших проблем современной экономики.
1. Содержание дисциплины
1.1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
(выписка из ГОСа)
Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления».
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.
История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбу своей страны.
Н. Грегори Мэнкью, американский экономист,
профессор Гарвардского университета
Нравится это или нет, но основные проблемы современной политики действительно являются чисто экономическими и не могут быть поняты без знания экономической теории. Только человек, разбирающийся в основных вопросах экономической теории, в состоянии выработать независимое мнение по рассматриваемым проблемам.
Людвиг фон Мизес,
австро-американский экономист
Экономическая теория – одна из древнейших наук, всегда привлекавшая внимание как специалистов, так и просто образованных людей. Изучение экономической теории обусловлено объективной необходимостью познания мотивов поступков людей в хозяйственной деятельности, самих законов хозяйствования. Экономическая теория относится к общественным наукам. Она формулирует категориально-понятийный аппарат исследования экономических процессов и явлений, выявляет экономические принципы и законы, закладывая, таким образом, своеобразный фундамент для большинства других экономических дисциплин. Интерес к экономической теории, в этой связи, никогда не ослабевает и становится тем сильнее, чем сложнее устройство экономической системы.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание.
Объективные условия развития современного общества требуют соответствующего сложившейся практике высшего профессионального образования комплексного подхода к формированию учебно-методической базы преподавания экономических дисциплин, важнейшее место среди которых занимает экономическая теория. Качество и глубина изучения экономической теории обуславливается наличием соответствующей учебно-методической базы для осуществления учебного процесса.
Разработка и написание данного учебно-методического пособия связаны с практической необходимостью обеспечения учебными материалами преподавания экономической теории в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования для специальностей экономического профиля.
Критерием успешного освоения любой теории, в том числе и экономической, является, как известно, возможность ее уверенного использования для принятия эффективных управленческих решений в конкретных ситуациях окружающей нас экономической реальности. Научить эффективно использовать экономические знания в реальных практических условиях и есть основная цель настоящего учебно-методического пособия
Логика данных методических материалов обусловлена задачами, которые стоят перед студентами при подготовке к семинарским занятиям. В них последовательно изложены темы дисциплины, задания к ним и литература. Даны рекомендации по подготовке к семинарам.
Все темы имеют одинаковую структуру. Каждая из них открывается планом семинарского занятия, методическими рекомендациями по самостоятельной работе, списком ключевых терминов и понятий, которые предстоит усвоить, изучив данную тему. Очень важно точно понять их экономическое содержание и научиться свободно оперировать ими. Затем следуют вопросы для самоконтроля, задание на дом, задачи для решения в аудитории, список библиографических источников, рекомендуемых к изучению при подготовке к семинарскому занятию.
Тщательная проработка материала, представленного в «Практикуме», явится, по мнению автора, результативной тренировкой для развития экономического мышления у студентов, что позволит им глубоко осмыслить основные положения экономической теории, а также получить необходимые практические навыки для самостоятельного анализа важнейших проблем современной экономики.
1. Содержание дисциплины
1.1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
(выписка из ГОСа)
Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления».
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.
История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Распределение времени по видам занятий
Код учебного занятия | Номер учебной недели | Вид и номер занятия (пары) | Объем аудит. зан. в часах | Тема занятия | |
1 семестр | |||||
Раздел 1. Общая экономическая теория | |||||
1.1. | Лек. 1 | Предмет и методы экономической теории | |||
1.1. Пр. | Семинар 1 | Предмет и методы экономической теории | |||
1.2. | Лек. 2 | Экономические потребности, блага и ресурсы | |||
1.2. Пр. | Семинар 2 | Экономические потребности, блага и ресурсы | |||
1.3. | Лек. 3 | Основы общественного производства | |||
1.3. Пр. | Семинар 3 | Основы общественного производства | |||
1.4. | Лек. 4 | Собственность и хозяйствование | |||
1.4. Пр. | Семинар 4 | Собственность и хозяйствование | |||
1.5. | Лек. 5 | Экономические системы | |||
1.5. Пр. | Семинар 5 | Экономические системы | |||
Раздел 2. Микроэкономика | |||||
2.1. | Лек. 6. | Рынок и механизм его функционирования | |||
2.1. Пр. | Семинар 6 | Рынок и механизм его функционирования | |||
2.2. | Лек. 7 | Теория спроса и предложения | |||
2.2. Пр. | Семинар 7 | Теория спроса и предложения | |||
2.3. | Лек. 8 | Эластичность спроса и предложения | |||
2.3. Пр. | Семинар 8 | Эластичность спроса и предложения | |||
2.4. | Лек. 9 | Теория потребительского поведения | |||
2.4. Пр. | Семинар 9 | Теория потребительского поведения | |||
2.5. | Лек. 10. | Издержки производства и прибыль | |||
2.5. Пр. | Семинар 10. | Издержки производства и прибыль | |||
2.6. | Лек. 11 | Анализ рыночных структур:совершенная конкуренция и монополия | |||
2.6. Пр. | Семинар 11 | Анализ рыночных структур:совершенная конкуренция и монополия | |||
2.7. | Лек. 12 | Анализ рыночных структур:олигополия и монополистическая конкуренция | |||
2.7. Пр. | Семинар 12 | Анализ рыночных структур:олигополия и монополистическая конкуренция | |||
2.8. | Лек. 13 | Сущность предприятия и его формы | |||
2.8. Пр. | Семинар 13 | Сущность предприятия и его формы | |||
2.9. | Лек. 14 | Рынки факторов производства: рынки труда и капитала | |||
2.9. Пр. | Семинар 14. | Рынки факторов производства: рынки труда и капитала | |||
2.10. | Лек. 15 | Рынки факторов производства: рынок земли | |||
2.10. Пр. | Семинар 15. | Рынки факторов производства: рынок земли | |||
2.11. | Лек. 16 | Экономика неопределенности и риска | |||
2.11. Пр. | Семинар 16. | Экономика неопределенности и риска | |||
2.12. | Лек. 17 | Ограниченность и «провалы» рынка | |||
2.12. Пр. | Семинар 17. | Ограниченность и «провалы» рынка | |||
Экзамен | |||||
1.3. Содержание разделов дисциплины