МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема «Построение кривых спроса.

Расчёт эластичности спроса»

Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Экономика спроса» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.

Материальное обеспечение:

1. Методические указания к практической работе

2. Тетради для практической работы

3. Калькуляторы

Ход работы:

1. Повторить теоретический материал по теме

2. Решить задачи

3. Выполнить тест к практической работе

4. Ответить на контрольные вопросы

Теоретические сведения

Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определённого периода времени.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса.

Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде нисходящей кривой на графике, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, неделе, месяцу и.д.

Кроме цены существуют другие детерминанты спроса, изменение которых приводит к смещению всей кривой спроса.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным, если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Коэффициент ценовой эластичности (Е) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.

Задание № 1

На рис. 1 кривая спроса на карандаши сдвинулась с D0 к D1. Какие события могли вызвать это движение?

а) Падение цен на товар-субститут для карандашей.

б) Падение цен на дополняющий товар (по отношению к карандашу).

в) Падение цен на сырье, которое используется для производства карандашей.

г) Снижением потребительских доходов при условии, что карандаши – товар низшей категории.

д) Снижение налога на добавленную стоимость.

е) снижение потребительских доходов при условии, что карандаши – нормальный товар.

ж) Широкая реклама карандашей.

цены МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru P S   D0 D1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru Q Количество (тыс.год) Рис. 1 Спрос на карандаши    

Задание № 2

На основе данных приведенных в таблице, выполните следующие задания:

Потребитель X Потребитель Y Потребитель Z

а) Нарисуйте кривые спроса потребителей X,Y,Zсоответственно:

цена X МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru P     Q цена Y МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru P     Q цена Z МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru P     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru Q
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru количество X   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2 - student2.ru количество Y   количество Z

б) Нарисуйте кривую рыночного спроса. Объясните, каким образом вы построили кривую рыночного спроса.

в) Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей Х и Y удвоится, но на половину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X,Y,Z и кривую рыночного спроса.

Задание № 3

В таблице представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены:

Цена за порцию, долл. Объем спроса, тыс. порций Расходы (выручка) Тыс. долл. Коэффициенты ценовой эластичности спроса
2.10 1.80 1.50 1.20 0.90 0.60 0.30    

а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу.

Б) Предположим, что цена порции мороженного равняется 1.20 долл. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 30 центов?

Задание № 4

Ответьте на вопросы теста:

1. Закон спроса предполагает, что:

а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

Литература

Основные источники:

  1. Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / И. А. Ким. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A904235E-5F8D-48AB-89C7-D82..
  2. Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
  3. Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04674-8. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/59644F44-D83F-430A-BE19-DCBD8D026B70
  4. Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/782CA950-0240-4EA0-97C5-BE8E55B0642F
  5. Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02475-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551..
  6. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01003-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-548..
  7. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова ; под ред. А. А. Степанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBE..

Дополнительные источники:

  1. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева.- М.: «ВЛАДОС», 2010.
  2. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: «ВЛАДОС», 2010.
  3. Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 282 с.
  4. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 756 с
  5. В.А. Баринов «Бизнес-планирование», Москва, Форум-Инфра-М, 2004 г.
  6. А.И. Ильин «Планирование на предприятии», Минск, «Новое знание», 2004 г.
  7. Дж. А. Ковелло, Б. Дж. Хейзенгрен «Бизнес-планы», Москва, «Издательство БИНОМ», 1998 г.
  8. И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», Москва, «Дашков и К», 2004 г.
  9. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2006.
  10. Борисов Б.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
  11. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
  12. Купиков Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2006.
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006.
  14. Бабин ЭЛ., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2007.
  15. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005.
  16. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М: Инфра-М, 2007.
  17. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2008.
  18. Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005. – 416

Internet-ресурсы:

  1. www.cbr.ru (сайт Банка России) §К
  2. www.government.ru (сайт Правительства России)
  3. www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России) –
  4. www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
  5. www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  6. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  7. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  8. www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  9. www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2

Дисциплина «Основы экономической теории»

Наши рекомендации