МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2
Дисциплина «Основы экономической теории»
Тема «Построение кривых спроса.
Расчёт эластичности спроса»
Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Экономика спроса» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.
Материальное обеспечение:
1. Методические указания к практической работе
2. Тетради для практической работы
3. Калькуляторы
Ход работы:
1. Повторить теоретический материал по теме
2. Решить задачи
3. Выполнить тест к практической работе
4. Ответить на контрольные вопросы
Теоретические сведения
Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определённого периода времени.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса.
Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде нисходящей кривой на графике, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, неделе, месяцу и.д.
Кроме цены существуют другие детерминанты спроса, изменение которых приводит к смещению всей кривой спроса.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным, если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Коэффициент ценовой эластичности (Е) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.
Задание № 1
На рис. 1 кривая спроса на карандаши сдвинулась с D0 к D1. Какие события могли вызвать это движение?
а) Падение цен на товар-субститут для карандашей.
б) Падение цен на дополняющий товар (по отношению к карандашу).
в) Падение цен на сырье, которое используется для производства карандашей.
г) Снижением потребительских доходов при условии, что карандаши – товар низшей категории.
д) Снижение налога на добавленную стоимость.
е) снижение потребительских доходов при условии, что карандаши – нормальный товар.
ж) Широкая реклама карандашей.
цены | P S D0 D1 Q Количество (тыс.год) | Рис. 1 Спрос на карандаши |
Задание № 2
На основе данных приведенных в таблице, выполните следующие задания:
Потребитель X | Потребитель Y | Потребитель Z | |||
а) Нарисуйте кривые спроса потребителей X,Y,Zсоответственно:
цена X | P Q | цена Y | P Q | цена Z | P Q |
количество X | количество Y | количество Z |
б) Нарисуйте кривую рыночного спроса. Объясните, каким образом вы построили кривую рыночного спроса.
в) Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей Х и Y удвоится, но на половину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X,Y,Z и кривую рыночного спроса.
Задание № 3
В таблице представлен объем спроса на мороженое при различных уровнях цены:
Цена за порцию, долл. | Объем спроса, тыс. порций | Расходы (выручка) Тыс. долл. | Коэффициенты ценовой эластичности спроса |
2.10 1.80 1.50 1.20 0.90 0.60 0.30 |
а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу.
Б) Предположим, что цена порции мороженного равняется 1.20 долл. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 30 центов?
Задание № 4
Ответьте на вопросы теста:
1. Закон спроса предполагает, что:
а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.
б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.
в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.
г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
Литература
Основные источники:
- Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / И. А. Ким. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A904235E-5F8D-48AB-89C7-D82..
- Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
- Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04674-8. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/59644F44-D83F-430A-BE19-DCBD8D026B70
- Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/782CA950-0240-4EA0-97C5-BE8E55B0642F
- Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02475-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551..
- Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01003-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-548..
- Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова ; под ред. А. А. Степанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBE..
Дополнительные источники:
- Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева.- М.: «ВЛАДОС», 2010.
- Носова С.С. Экономическая теория. – М.: «ВЛАДОС», 2010.
- Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 282 с.
- Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 756 с
- В.А. Баринов «Бизнес-планирование», Москва, Форум-Инфра-М, 2004 г.
- А.И. Ильин «Планирование на предприятии», Минск, «Новое знание», 2004 г.
- Дж. А. Ковелло, Б. Дж. Хейзенгрен «Бизнес-планы», Москва, «Издательство БИНОМ», 1998 г.
- И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», Москва, «Дашков и К», 2004 г.
- Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2006.
- Борисов Б.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
- Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
- Купиков Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2006.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006.
- Бабин ЭЛ., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2007.
- Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005.
- Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М: Инфра-М, 2007.
- Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2008.
- Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005. – 416
Internet-ресурсы:
- www.cbr.ru (сайт Банка России) §К
- www.government.ru (сайт Правительства России)
- www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России) –
- www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
- www.imf.org.ru (сайт МВФ)
- www.wto.org.ru (сайт ВТО)
- www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 2
Дисциплина «Основы экономической теории»