МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 12
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 12
Дисциплина «Основы экономической теории»
Тема «Расчёт уровня безработицы»
Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Государственная политика занятости и регулирования безработицы» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.
Материальное обеспечение:
1. Методические указания к практической работе
2. Тетради для практической работы
3. Калькуляторы
Ход работы:
1. Повторить теоретический материал по теме
2. Решить задачи
3. Выполнить тест к практической работе
4. Ответить на контрольные вопросы
Теоретические сведения
Безработица — элемент более общей категории «незанятость», сложнейший социальный и экономический феномен. Она превратилась в эпицентр всей системы причинных и функциональных зависимостей современной макроэкономики, поскольку непосредственно определяет динамику величин совокупного спроса, совокупного предложения, уровня цен, размеры государственных социальных выплат («трансфертов», т. е. нагрузки на государственный бюджет). Короче, регулирование безработицы — ключ к макроэкономическому равновесию.
В массовом сознании альтернативой безработице выступает «полная занятость», которая тем же сознанием понимается как трудоустройство всех трудоспособных в трудоспособном возрасте (а при «социализме» — даже независимо от их желания работать!).
Однако в экономической теории состояние «полная занятость» не охватывает все «сто процентов трудоспособных», а сосуществует наряду с так называемой «естественной безработицей», которая включает фрикционную и структурную формы.
Фрикционная безработица связана с реализацией индивидом неотъемлемого права на свободу выбора вида и места работы. К «фрикционным безработным» относят впервые ищущих работу, уволившихся с целью перемены работы, сезонников. Такие «ищущие» будут всегда — меняются люди, но сам тип безработицы остается. Фрикционная безработица экономистами оценивается положительно, так как это — потенциальный рост доходов работников, условие рационального распределения трудовых ресурсов, предпосылка прироста реального валового национального продукта (выигрывают индивид, экономика, общество).
Структурная безработица: если фрикционная безработица исходит от работника, то структурная появляется под влиянием макроэкономических факторов. Дело в том, что в структуре потребления и производства постоянно происходят изменения, которые вызывают соответствующие изменения в структуре спроса на рабочую силу: спрос на одни профессии растет, на другие — уменьшается. Это и есть структурная безработица, которая вызывает изменения не только в профессиональной, но и в пространственной структуре совокупного работника (так как изменяется размещение производства).
О соотношении фрикционной и структурной безработицы:
Фрикционная безработица более кратковременна, тогда как структурная — длительнее, следовательно, затратнее (да и «комплекснее»).
«Фрикционные безработные» уже располагают «товаром» (профессией), тогда как структурные безработные еще должны пройти переподготовку.
Фрикционная безработица обычно перерастает в структурную.
Циклическая безработица — та доля незанятости трудоспособного населения, которая вызвана «кризисной» фазой экономического цикла: совокупные расходы на товары и услуги сокращаются, а это, сокращая объем производства, сокращает и занятость. Поэтому циклическая безработица есть следствие «дефицита совокупного спроса».
«Полная занятость» — величина, которая не охватывает все сто процентов рабочей силы, так как фрикционная и структурная безработицы неизбежны. Следовательно, «100% трудоспособных = полная занятость + естественная безработица (фрикционная и структурная). Отсюда «100% трудоспособных — полная занятость = естественная безработица» (при отсутствии циклической безработицы).
Уровень безработицы при полной занятости (циклическая безработица равна нулю) называется «естественным уровнем безработицы».
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков труда, т. е. когда число ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.
Если число ищущих не равняется числу свободных рабочих мест, значит, рынки труда несбалансированы; при этом возможны два варианта:
а) число ищущих работу больше числа свободных рабочих мест; разница и образует величину «циклической безработицы» (в экономике в этот период — дефицит спроса);
б) число ищущих работу меньше числа свободных рабочих мест; разница показывает уменьшение естественной безработицы (в экономике — избыточный совокупный спрос).
Размер естественной безработицы — величина динамичная: от 4% в прошлом она сегодня возросла до 6% (т. е. полная занятость = 94%). На это влияют:
а) демографические сдвиги в структуре совокупной рабочей силы (сегодня возросла доля женщин и молодежи);
б) пособия по безработице стали больше по размеру, и их получает большее число людей, которые могут спокойнее искать новую работу или переобучаться.
Естественная безработица — некий экономический идеал (так как означает баланс свободных рабочих мест и свободных рабочих рук), ибо в реальности недостижима:
а) реже события развиваются в сторону уменьшения естественной безработицы (искусственное сокращение фрикционной безработицы за счет уменьшения «ищущих» + сверхурочные + совместительство);
б) чаще — в сторону превышения за счет роста циклической безработицы.
Уровень безработицы — количественный показатель незанятой части совокупной рабочей силы; рассчитывается следующим образом:
В состав совокупной рабочей силы включаются все трудоспособные в трудоспособном возрасте, желающие работать (т.е. исключаются нетрудоспособные по возрасту «до» и «сверх», а также трудоспособные в трудоспособном возрасте, но не работающие и не ищущие работу).
Имеются проблемы с определением «безработных»:
а) куда относить «частично занятых» — к «частично безработным»?
б) нежелающие работать — официально или сознательно не ищущие работу?
в) как распознать лжебезработных, фактически занятых в «теневой» экономике?
Международное сопоставление показателей безработицы должно учитывать, что уровни безработицы в них могут отличаться по двум причинам:
а) в каждой стране — «свой» уровень естественной безработицы;
б) страны находятся в разных фазах экономического цикла.
Полная занятость обеспечивает производство максимально возможного {потенциального) валового национального продукта (ВНП). Следовательно, потенциальный ВНП — своего рода результат, полученный при условии только естественной безработицы. Однако фактический ВНП меньше потенциального ВНП из-за циклической безработицы. Следовательно, фактический (реальный) ВНП — обычно результат циклической безработицы.
Разница между потенциальным и фактическим ВНП показывает его «отставание» (т. е. безвозвратные потери, недопроизводство ВНП).
В экономической теории существует так называемый «закон Ойкена», согласно которому 1% превышения фактической безработицей естественного уровня безработицы вызывает «отставание» объема ВНП на 2,5%. Иными словами, 1% циклической безработицы стоит обществу потери 2,5% объема потенциального ВНП. Это позволяет сделать общие фактические расчеты.
Например, фактический уровень безработицы в стране «X» в 1999 г. ранен 10%. Если естественный уровень равен 6%, то превышение достигает 4% (т. е. циклическая безработица равна 4%). Умножив 4% на «коэффициент Ойкена» (2,5), получим 10%. Следовательно, отставание фактического объема ВНП от потенциального равно 10% (если объем фактического ВНП равен 10 млн руб., то потери равны 1 млн руб.).
Разумеется, в фазе подъема фактический ВНП может даже превышать потенциальный ВНП (за счет сокращения естественной безработицы), но в длительном периоде фактический ВНП всегда меньше потенциального ВНП.
Задание № 1
В 1996 г. российский рынок труда характеризовался следующими данными: численность экономически активного населения (рабочей силы) – 73009 тыс.чел., количество занятых – 66774 тыс.чел., численность населения – 146700 тыс.чел. Рассчитайте численность безработных, уровень безработицы, численность экономически неактивного населения, уровень экономической активности населения в 1996 г. в России.
Предположив, что в 1996 г. естественный уровень безработицы в России составлял 4%, реальный ВНП за это период составил 1849,2 трлн.руб. (в ценах 1995г.), рассчитайте потенциальный объем ВВП в 1996 г.
Задание № 2
Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом: -Занятые (3) -Безработные (Б)
-Не включаемые в состав рабочей силы (Н)
а) Работник, уволенный по собственному желанию.
б) Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
в) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.
г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и
поэтому прекратил ее поиски.
д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
е) Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
ж) Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
з) Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
Задание № 3
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).
Первый год | Пятый год | |
Рабочая сила | ||
Занятые | 80 796 | 87 524 |
Безработные |
Уровень безработицы (%)
а)Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году
рассматриваемого периода.
б)Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
в)Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала
полная занятость?
Задание № 4
Имеется следующая информация:
Численность занятых 90 млн.
Численность безработных 10 млн. человек
а) Рассчитайте уровень безработицы.
б) Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1
млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.
Определите, каковы теперь:
(1) численность занятых, (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.
Задание № 5
Найдите уровень безработицы, если уровень занятости - 60%, взрослых - 100, работающих - 20.
Задание № 6
Данные о динамике численности занятых фрикционной, структурной и циклической безработицей в Эколандии (млн. чел.), а также об отклонении реального ВВП от потенциального уровня (%) приведены в таблице. Определите значение коэффициента Оукена для Эколандии и заполните пропуски в таблице.
Год | Занятые млн. чел. | Фрикционная безработица млн. чел. | Структурная безработица млн. чел. | Циклическая безработица млн. чел. | Отклонение реального ВВП от потенци- ального, % |
1-й | -2 | +5 | |||
2-й | -1 | +2,5 | |||
3-й | … | ||||
4-й | -5 | ||||
5-й | … | -7,5 | |||
6-й | … | -10 | |||
7-й | … | ||||
8-й | … | -7,5 |
Ответьте на вопросы теста
1. Демография – это:
а) наука о народонаселении;
б) наука о природных ресурсах;
в) наука о доходах населения;
г) наука об эффективности производства.
2. Уровень безработицы – это:
а) отношение численности безработных к численности рабочей силы;
б) сумма уровней фрикционной и структурной безработицы;
в) доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости.
3. Рынок труда – это:
а) составная часть производства;
б) система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы;
4. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении:
а) как фрикционной, так и структурной безработицы;
б) циклической безработицы;
в) фрикционной безработицы;
г) структурной безработицы.
Наталья Н., испортив отношения в коллективе, уволилась с работы машинисткой и потратила 3 недели на то, чтобы найти работу на компьютере. В период поиска Натальей работы ее следовало учесть при исчислении
а) как фрикционной, так и структурной безработицы;
б) циклической безработицы;
в) фрикционной безработицы;
г) структурной безработицы.
Литература
Основные источники:
- Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / И. А. Ким. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 328 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/A904235E-5F8D-48AB-89C7-D82..
- Родина, Г. А. Основы экономики. Микроэкономика : учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова ; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 263 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/7C885D75-C0BD-4C7D-AB47-BE4A2B45E496
- Коршунов, В. В. Основы экономической теории : учебник для СПО / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04674-8. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/59644F44-D83F-430A-BE19-DCBD8D026B70
- Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03462-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/782CA950-0240-4EA0-97C5-BE8E55B0642F
- Михалева, Е. П. Маркетинг : учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02475-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2CDBBA69-9128-4A68-9154-551..
- Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01003-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-548..
- Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова ; под ред. А. А. Степанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBE..
Дополнительные источники:
- Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева.- М.: «ВЛАДОС», 2010.
- Носова С.С. Экономическая теория. – М.: «ВЛАДОС», 2010.
- Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 282 с.
- Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 756 с
- В.А. Баринов «Бизнес-планирование», Москва, Форум-Инфра-М, 2004 г.
- А.И. Ильин «Планирование на предприятии», Минск, «Новое знание», 2004 г.
- Дж. А. Ковелло, Б. Дж. Хейзенгрен «Бизнес-планы», Москва, «Издательство БИНОМ», 1998 г.
- И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», Москва, «Дашков и К», 2004 г.
- Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2006.
- Борисов Б.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
- Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
- Купиков Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2006.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006.
- Бабин ЭЛ., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2007.
- Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005.
- Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М: Инфра-М, 2007.
- Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2008.
- Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005. – 416
Internet-ресурсы:
- www.cbr.ru (сайт Банка России) §К
- www.government.ru (сайт Правительства России)
- www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России) –
- www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
- www.imf.org.ru (сайт МВФ)
- www.wto.org.ru (сайт ВТО)
- www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 12
Дисциплина «Основы экономической теории»
Тема «Расчёт уровня безработицы»
Общие цели и задачи: Закрепление теоретических знаний по теме «Государственная политика занятости и регулирования безработицы» и отработка навыка расчета задач по теме. Вызвать интерес к предмету.
Материальное обеспечение:
1. Методические указания к практической работе
2. Тетради для практической работы
3. Калькуляторы
Ход работы:
1. Повторить теоретический материал по теме
2. Решить задачи
3. Выполнить тест к практической работе
4. Ответить на контрольные вопросы
Теоретические сведения
Безработица — элемент более общей категории «незанятость», сложнейший социальный и экономический феномен. Она превратилась в эпицентр всей системы причинных и функциональных зависимостей современной макроэкономики, поскольку непосредственно определяет динамику величин совокупного спроса, совокупного предложения, уровня цен, размеры государственных социальных выплат («трансфертов», т. е. нагрузки на государственный бюджет). Короче, регулирование безработицы — ключ к макроэкономическому равновесию.
В массовом сознании альтернативой безработице выступает «полная занятость», которая тем же сознанием понимается как трудоустройство всех трудоспособных в трудоспособном возрасте (а при «социализме» — даже независимо от их желания работать!).
Однако в экономической теории состояние «полная занятость» не охватывает все «сто процентов трудоспособных», а сосуществует наряду с так называемой «естественной безработицей», которая включает фрикционную и структурную формы.
Фрикционная безработица связана с реализацией индивидом неотъемлемого права на свободу выбора вида и места работы. К «фрикционным безработным» относят впервые ищущих работу, уволившихся с целью перемены работы, сезонников. Такие «ищущие» будут всегда — меняются люди, но сам тип безработицы остается. Фрикционная безработица экономистами оценивается положительно, так как это — потенциальный рост доходов работников, условие рационального распределения трудовых ресурсов, предпосылка прироста реального валового национального продукта (выигрывают индивид, экономика, общество).
Структурная безработица: если фрикционная безработица исходит от работника, то структурная появляется под влиянием макроэкономических факторов. Дело в том, что в структуре потребления и производства постоянно происходят изменения, которые вызывают соответствующие изменения в структуре спроса на рабочую силу: спрос на одни профессии растет, на другие — уменьшается. Это и есть структурная безработица, которая вызывает изменения не только в профессиональной, но и в пространственной структуре совокупного работника (так как изменяется размещение производства).
О соотношении фрикционной и структурной безработицы:
Фрикционная безработица более кратковременна, тогда как структурная — длительнее, следовательно, затратнее (да и «комплекснее»).
«Фрикционные безработные» уже располагают «товаром» (профессией), тогда как структурные безработные еще должны пройти переподготовку.
Фрикционная безработица обычно перерастает в структурную.
Циклическая безработица — та доля незанятости трудоспособного населения, которая вызвана «кризисной» фазой экономического цикла: совокупные расходы на товары и услуги сокращаются, а это, сокращая объем производства, сокращает и занятость. Поэтому циклическая безработица есть следствие «дефицита совокупного спроса».
«Полная занятость» — величина, которая не охватывает все сто процентов рабочей силы, так как фрикционная и структурная безработицы неизбежны. Следовательно, «100% трудоспособных = полная занятость + естественная безработица (фрикционная и структурная). Отсюда «100% трудоспособных — полная занятость = естественная безработица» (при отсутствии циклической безработицы).
Уровень безработицы при полной занятости (циклическая безработица равна нулю) называется «естественным уровнем безработицы».
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков труда, т. е. когда число ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.
Если число ищущих не равняется числу свободных рабочих мест, значит, рынки труда несбалансированы; при этом возможны два варианта:
а) число ищущих работу больше числа свободных рабочих мест; разница и образует величину «циклической безработицы» (в экономике в этот период — дефицит спроса);
б) число ищущих работу меньше числа свободных рабочих мест; разница показывает уменьшение естественной безработицы (в экономике — избыточный совокупный спрос).
Размер естественной безработицы — величина динамичная: от 4% в прошлом она сегодня возросла до 6% (т. е. полная занятость = 94%). На это влияют:
а) демографические сдвиги в структуре совокупной рабочей силы (сегодня возросла доля женщин и молодежи);
б) пособия по безработице стали больше по размеру, и их получает большее число людей, которые могут спокойнее искать новую работу или переобучаться.
Естественная безработица — некий экономический идеал (так как означает баланс свободных рабочих мест и свободных рабочих рук), ибо в реальности недостижима:
а) реже события развиваются в сторону уменьшения естественной безработицы (искусственное сокращение фрикционной безработицы за счет уменьшения «ищущих» + сверхурочные + совместительство);
б) чаще — в сторону превышения за счет роста циклической безработицы.
Уровень безработицы — количественный показатель незанятой части совокупной рабочей силы; рассчитывается следующим образом:
В состав совокупной рабочей силы включаются все трудоспособные в трудоспособном возрасте, желающие работать (т.е. исключаются нетрудоспособные по возрасту «до» и «сверх», а также трудоспособные в трудоспособном возрасте, но не работающие и не ищущие работу).
Имеются проблемы с определением «безработных»:
а) куда относить «частично занятых» — к «частично безработным»?
б) нежелающие работать — официально или сознательно не ищущие работу?
в) как распознать лжебезработных, фактически занятых в «теневой» экономике?
Международное сопоставление показателей безработицы должно учитывать, что уровни безработицы в них могут отличаться по двум причинам:
а) в каждой стране — «свой» уровень естественной безработицы;
б) страны находятся в разных фазах экономического цикла.
Полная занятость обеспечивает производство максимально возможного {потенциального) валового национального продукта (ВНП). Следовательно, потенциальный ВНП — своего рода результат, полученный при условии только естественной безработицы. Однако фактический ВНП меньше потенциального ВНП из-за циклической безработицы. Следовательно, фактический (реальный) ВНП — обычно результат циклической безработицы.
Разница между потенциальным и фактическим ВНП показывает его «отставание» (т. е. безвозвратные потери, недопроизводство ВНП).
В экономической теории существует так называемый «закон Ойкена», согласно которому 1% превышения фактической безработицей естественного уровня безработицы вызывает «отставание» объема ВНП на 2,5%. Иными словами, 1% циклической безработицы стоит обществу потери 2,5% объема потенциального ВНП. Это позволяет сделать общие фактические расчеты.
Например, фактический уровень безработицы в стране «X» в 1999 г. ранен 10%. Если естественный уровень равен 6%, то превышение достигает 4% (т. е. циклическая безработица равна 4%). Умножив 4% на «коэффициент Ойкена» (2,5), получим 10%. Следовательно, отставание фактического объема ВНП от потенциального равно 10% (если объем фактического ВНП равен 10 млн руб., то потери равны 1 млн руб.).
Разумеется, в фазе подъема фактический ВНП может даже превышать потенциальный ВНП (за счет сокращения естественной безработицы), но в длительном периоде фактический ВНП всегда меньше потенциального ВНП.
Задание № 1
В 1996 г. российский рынок труда характеризовался следующими данными: численность экономически активного населения (рабочей силы) – 73009 тыс.чел., количество занятых – 66774 тыс.чел., численность населения – 146700 тыс.чел. Рассчитайте численность безработных, уровень безработицы, численность экономически неактивного населения, уровень экономической активности населения в 1996 г. в России.
Предположив, что в 1996 г. естественный уровень безработицы в России составлял 4%, реальный ВНП за это период составил 1849,2 трлн.руб. (в ценах 1995г.), рассчитайте потенциальный объем ВВП в 1996 г.
Задание № 2
Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом: -Занятые (3) -Безработные (Б)
-Не включаемые в состав рабочей силы (Н)
а) Работник, уволенный по собственному желанию.
б) Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
в) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.
г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и
поэтому прекратил ее поиски.
д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
е) Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
ж) Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
з) Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
Задание № 3
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).
Первый год | Пятый год | |
Рабочая сила | ||
Занятые | 80 796 | 87 524 |
Безработные |
Уровень безработицы (%)
а)Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году
рассматриваемого периода.
б)Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
в)Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала
полная занятость?
Задание № 4
Имеется следующая информация:
Численность занятых 90 млн.
Численность безработных 10 млн. человек
а) Рассчитайте уровень безработицы.
б) Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1
млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.
Определите, каковы теперь:
(1) численность занятых, (2) количество безработных и (3) уровень безработицы.
Задание № 5
Найдите уровень безработицы, если уровень занятости - 60%, взрослых - 100, работающих - 20.
Задание № 6
Данные о динамике численности занятых фрикционной, структурной и циклической безработицей в Эколандии (млн. чел.), а также об отклонении реального ВВП от потенциального уровня (%) приведены в таблице. Определите значение коэффициента Оукена для Эколандии и заполните пропуски в таблице.
Год | Занятые млн. чел. | Фрикционная безработица млн. чел. | Структурная безработица млн. чел. | Циклическая безработица млн. чел. | Отклонение реального ВВП от потенци- ального, % |
1-й | -2 | +5 | |||
2-й | -1 | +2,5 | |||
3-й | … | ||||
4-й | -5 | ||||
5-й | … | -7,5 | |||
6-й | … | -10 | |||
7-й | … | ||||
8-й | … | -7,5 |
Ответьте на вопросы теста
1. Демография – это:
а) наука о народонаселении;
б) наука о природных ресурсах;
в) наука о доходах населения;
г) наука об эффективности производства.
2. Уровень безработицы – это:
а) отношение численности безработных к численности рабочей силы;
б) сумма уровней фрикционной и структурной безработицы;
в) доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости.
3. Рынок труда – это:
а) составная часть производства;
б) система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы;
4. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении:
а) как фрикционной, так и структурной безработицы;
б) циклической безработицы;
в) фрикционной безработицы;
г) структурной безработицы.
Наталья Н., испортив отношения в коллективе, уволилась с работы машинисткой и потратила 3 недели на то, чтобы найти работу на компьютере. В период поиска Натальей работы ее следовало учесть при исчислении
а) как фрикционной, так и структурной безработицы;
б) циклической безработицы;
в) фрикционной безработицы;
г) структурной безработицы.