Какую функцию не выполняет экономическая теория как наука?
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод(2 часа)
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
2. Предмет и функции экономической теории
3. Основные научные школы
4. Методы экономической теории
Темы докладов и рефератов
1. Соотношение понятий: категории, законы, закономерности, принципы в экономической теории
2. Экономическая теория и экономическая политика
3. Современные направления развития экономической теории
Учебные задания
1. Как вы понимаете следующий тезис: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»?
2. Проанализируйте и объясните, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой.
Тесты
1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
а) эффективное использование ресурсов,
б) неограниченные производственные ресурсы,
в) максимальное удовлетворение потребностей,
г) материальные и духовные потребности,
д) редкость блага.
Какую функцию не выполняет экономическая теория как наука?
а) теоретическую функцию,
б) регулирующую функцию,
в) прогностическую функцию,
г) методологическую функцию,
д) верного ответа нет.
3. Если сначала выдвигается гипотеза, а затем она проверяется на фактах, то данный метод называется:
а) индукцией,
б) анализом,
в) синтезом,
г) системным подходом,
д) дедукцией.
4. Первой научной школой экономической теории является:
а) марксизм,
б) школа физиократов,
в) меркантилизм,
г) классическая экономическая теория,
д) кейнсианская теория.
5. Построением научных гипотез занимается:
а) теоретическая экономика,
б) нормативная экономика,
в) политическая экономика,
г) позитивная экономика,
д) экономика отраслей.
6. Метод индукции не предполагает:
а) сбор и накопление фактов,
б) сбор фактов с целью проверки предварительно сформулированных гипотез,
в) систематизацию и анализ фактов с целью выведения обобщений,
г) процесс создания теоретических концепций на основе обобщения фактов,
д) верного ответа нет.
7. К общенаучным методам познания не относится:
а) анализ и синтез,
б) статистический,
в) дедукция и индукция,
г) системный подход,
д) метод научной абстракции.
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике(2 часа)
1. Потребности и блага. Редкость экономических благ.
2. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала.
3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Закон возрастающих вмененных издержек.
4. Эффективность производства и её виды, воспроизводство и экономический рост.
Темы докладов и рефератов
1. Характеристика ресурсной базы экономики Республики Беларусь.
2. Экономический рост: «за» и «против». Новое качество экономического роста.
Учебные задания
1. В таблице представлены производственные возможности выпуска товаров производственного назначения и предметов потребления.
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | В | С | D | E | |
Электробытовые приборы (млн.) | |||||
Станки с ЧПУ (ед.) |
а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона электробытовых приборов или дополнительного станка с ЧПУ?
б) Обозначьте точку G внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку H вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?
Тесты
1. Главная цель производства состоит в:
а) получении максимальной прибыли,
б) удовлетворении потребностей,
в) увеличении объема выпуска,
г) увеличение дохода от производства,
д) верны все ответы.
Занятие 1
1. Экономическая система: понятие, элементы. Критерии выделения экономических систем.
2. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности. Реформирование собственности
3. Натуральное хозяйство: его особенности, современные проявления
4. Рыночное (товарное) производство: понятие, условия и причина возникновения, виды, особенности.
Занятие 2
1. Типология современных экономических систем и их характеристика.
2. Рынок: понятие, функции.
3. Конкуренция, ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция
Темы докладов и рефератов
1. Типы и формы собственности. Реформирование отношений собственности.
2. Научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.
3. Социально-ориентированная рыночная экономика: истоки и принципы.
Учебные задания
1. Как вы понимаете экономическую обособленность товаропроизводителей? В чем состоит их экономическая свобода и ответственность?
2. Проанализируйте аргументы в пользу рыночной системы и против рыночной системы.
3. Объясните, как рыночная система отвечает на фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить. Каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях и претворения в жизнь решений, касающихся распределения ресурсов в экономике. Эффективно ли рыночное распределение ресурсов?
4. Каковы важнейшие критические замечания относительной рыночной системы?
5. Сопоставьте способы, посредством которых чистый капитализм, административно-командная экономика и современная рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов.
Тесты
1. Найдите критерий деления современных экономических систем на типы:
а) форма собственности на средства производства,
б) уровень развития производительных сил,
в) система организационно-экономических отношений,
г) уровень жизни,
д) способ координации хозяйственной жизни,
е) верны ответы а) и б),
ж) верны ответы а) и д).
2. Собственость (в экономическим смысле) –это:
а) экономическое благо,
б) отношения между людьми по поводу экономическго блага,
в) закрепленные законом имущественные отношения,
г) отношения человека к экономическим благам,
д) все ответы верны.
3. Разгосударствление представляет собой:
а) смену формы собственности,
б) национализацию,
в) переход к экономическим методам управления экономикой,
г) все ответы верны,
д) нет верного ответа.
4. Современная смешанная экономика представляет собой:
а) саморегулируемую рыночную экономику,
б) регулируемое рыночное хозяйство,
в) плановую экономику,
г) переходную экономику,
д) верного ответа нет.
5. Командная экономика позволяет:
а) эффективно распределить ресурсы,
б) избавиться от дефицита,
в) учесть и распределить ресурсы,
г) эффективно использовать ресурсы,
д) верного ответа нет.
6. Деньги служат:
а) средством обращения,
б) средством сохранения ценности,
в) счетной единицей,
г) все предыдущие ответы верны,
д) все предыдущие ответы неверны.
7. Условием возникновения рынка является:
а) общественное разделение труда,
б) экономическая обособленность товаропроизводителей,
в) развитие производительных сил,
г) верно а) и б),
д) верно б) и в).
Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения(2 часа)
1. Спрос: понятие, факторы. Закон спроса.
2. Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения.
3. Отраслевое рыночное равновесие и механизм его установления. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.
4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и ее виды. Эластичность предложения.
Темы докладов и рефератов
1. Паутинообразная модель отраслевого рыночного равновесия.
2. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
Учебные задания
1.Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в месяц характеризуется следующими данными:
Спрос, тыс. тонн | Цена за тонну (у.е.) | Предложение, тыс. тонн | Избыток (+) или дефицит (-) |
3.40 3.70 4.00 4.30 4.60 4.90 | - - - - - - |
а) Какова будет рыночная или равновесная цена? Каково равновесное количество пшеницы? Заполните 4-ю колонку и объясните, почему ваши ответы правильны.
б) Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на пшеницу и ее предложение.
в) Определите равновесное состояние рынка.
Тесты
1. Рыночный спрос не испытывает влияния:
а) доходов потребителей,
б) цен на взаимосвязанные товары,
в) цен на ресурсы,
г) численности покупателей,
д) верного ответа нет.
2. Совершенствование технологии сдвигает:
а) кривую спроса вверх и вправо,
б) кривую спроса вниз и влево,
в) кривую предложения вниз и вправо,
г) кривую предложения вверх и влево,
д) верного ответа нет.
3. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) появляются избытки товаров,
б) формируется рынок производителя,
в) возникает дефицит товаров,
г) формируется рынок покупателя,
д) падает цена ресурса.
4. Излишек потребителя – это сумма денег:
а) которая не нужна потребителю,
б) которую государство забирает у потребителя в виде налогов,
в) которую выигрывает потребитель из-за разницы между ценой, которую он готов уплатить за товар, и рыночной ценой этого товара,
г) которую потребитель желает отдать тем фирмам – производителям, у которых наиболее высококачественная продукция,
д) верны все ответы.
5. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:
а) понижению цены равновесия,
б) повышению цены равновесия,
в) сохранению прежней цены равновесия,
г) повышению величины предложения,
д) росту предложения.
6. Если цена товара с неэластичным спросом выросла, то выручка:
а) сократилась,
б) выросла,
в) не изменилась,
г) верного ответа нет,
д) недостаточно данных для ответа.
7. Эластичность предложения зависит главным образом от:
а) числа товаров-заменителей данного продукта,
б) периода времени, в течение которого производители могут приспособиться к изменениям цен,
в) того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши,
г) доли дохода потребителя, направленной на покупку данного товара,
д) того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления.
Тема 5. Теория поведения потребителя (2 часа)
1. Полезность: понятие, виды. Проблемы ее оценки. Закон убывающей предельной полезности.
2. Потребительский выбор и кривые безразличия. Предельная норма замещения.
3. Бюджетная линия. Влияние изменений цен и дохода на положение бюджетной линии.
4. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения.
Темы докладов и рефератов
1.Кардиналистская и ординалистская теории полезности.
Учебные задания
1.Представьте себе, что вы делаете выбор между двумя товарами X и Y, причем предельная полезность каждого из них для вас показана ниже.
Единицы товара X | MUx | Единицы товара Y | MUy |
Сколько единиц каждого товара вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход равен 9 у.е., а цены товаров X и Y равны соответственно 2 и 1 у.е.? Определите величину общей полезности, которую вы получите. Теперь предположите, что при прочих равных условиях цена товара X упала до 1 у.е. В каких количествах вы купите товары X и Y в этом случае? Опираясь на две комбинации цены и количества, известные вам для товара X, начертите кривую спроса на X.
2.Напишите ряд значений предельной полезностей, который характеризовал бы действие закона убывающей предельной полезности.
3.Предположим, что потребитель имеет доход в 80 000 руб. Цена товара А равна 10 000 руб., а цена товара В – 5 000 руб. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии:
а) 8А и 1В; б) 7А и 1В; в) 6А и 6В;
г) 5А и 6В; д) 4А и 4В.
Тесты
1. Точка равновесия потребителя является точкой:
а) пересечения бюджетной линии и кривой безразличия
б) касания бюджетной линии и кривой безразличия
в) находящейся выше бюджетной линии
г) находящейся ниже бюджетной линии
д) касания бюджетной линии и изокванты
2. Предельная полезность – это:
а) максимальная полезность
б) минимальная полезность дополнительной единицы блага
в) полезность дополнительной единицы блага
г) предельно допустимая полезность единицы блага
д) верного ответа нет
3. Максимум общей полезности достигается, когда:
а) предельная полезность равняется нулю
б) предельная полезность имеет максимальное значение
в) предельная полезность имеет минимальное значение
г) правильный ответ отсутствует
д) информации недостаточно для ответа
4. Полезность – это:
а) свойство блага приносить пользу потребителю
б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми
в) обладание полезными для здоровья человека элементами
г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления
д) верного ответа нет
5. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя обусловлены:
а) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров
б) предпочтениями и размерами дохода
в) только ценами покупаемых товаров
г) ценами покупаемых товаров и ценами покупаемых товаров
д) только предпочтениями потребителя
6. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:
а) повышение потребленияч данного товара и снижение потребления других товаров;
б) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров;
в) снижение потребления данного товара и других товаров;
г) снижение потребления данного товара и никаких изменений в потреблении других товаров
д) верного ответа нет.
7. Если потребитель выбирает комбинацию товаров, представленную точкой 1, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, он:
а) максимизирует полезность;
б) желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет;
в) полностью использует свій бюджет;
г) находится в положении потребительского равновесия;
д) ни один из ответов не является верным.
Тема 6. Теория фирмы(4 часа)
Занятие 1
1. Понятие фирмы, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
2. Производственная функция. Производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства.
3. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей производительности. Изокванта.
4. Издержки производства: понятие, виды.
Занятие 2
1. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки.
2. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Оптимальный размер предприятия.
3. Доход и прибыль фирмы, их виды.
4. Максимизация прибыли в различных рыночных условиях.
Темы докладов и рефератов
1. Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь.
2. Производство и издержки. Использование графических инструментов (изокванты и изокосты) для анализа минимизации издержек фирмы.
Учебные задания
1. Сравните преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм деловых предприятий. Какая организационно-правовая форма имеет наибольшие преимущества в современной рыночной экономике?
2. В таблице представлены данные о валовых издержках фирмы при различных объемах производства.
Выпуск продукции, шт. | Валовые издержки, тыс. руб. | Средние переменные издержки. тыс. руб. | Предельные издержки тыс. руб. | Общий доход тыс. руб. | Прибыль тыс. руб. |
Q | TC | AVC | MC | TR | Pr |
а) На основании этих данных определите суммарные постоянные издержки, рассчитайте суммарные переменные издержки, средние и предельные издержки. Заполните соответствующие колонки таблицы.
б) Определите общий доход и прибыль фирмы при цене произведенной продукции равной 5 тыс. руб. Заполните соответствующие колонки.
Тесты
1. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):
а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль,
б) включают в себя неявные издержки, но не включают явные,
в) включают в себя явные издержки, но не включают неявные,
г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки,
д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.
2. Постоянные издержки фирмы – это:
а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим на момент их приобретения;
б) минимальные издержки производства любого объема продукци при наиболее благоприятных условиях производства;
в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;
г) неявные издержки,
д) ни один из ответов не является верным.
3. Предельные издержки – это:
а) дополнительные издержки, связанные с увеличением производства продукции на дополнительную единицу,
б) издержки, равные сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов,
в) издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции,
г) общие издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции,
д) издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства.
4. В долгосрочном периоде:
а) все издержки являются переменными,
б) все издержки являются постоянными,
в) все издержки выступают как неявные,
г) нет верного ответа.
5. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл, средние постоянные издержки – 0,5 долл. Общие издержки составят:
а) 2,5,
б) 1250,
в) 750,
г) 1100,
д) невозможно определить на основе имеющихся данных.
6. Изокванта иллюстрирует:
а) кривую общего объема продукта,
б) производственную функцию,
в) различные объемы продукта, которые можно произвести при заданных количествах ресурсов,
г) кривую среднего продукта,
д) кривую предельного продукта.
7. Прибыль (чистый доход) – это:
а) разница между валовым доходом и постоянными издержками фирмы,
б) разница между валовым доходом и переменными издержками фирмы,
в) разница между валовым доходом и валовыми издержками фирмы,
г) разница между валовым доходом и экономическими издержками,
д) все ответы верны.
Тема 7. Рынки факторов производства и распределение дохода(2 часа)
1. Особенности рынков факторов производства. Спрос на факторы производства и его эластичность. Предельный продукт и предельная доходность ресурса.
2. Рынок труда: понятие, функции. Спрос и предложение труда на конкурентном рынке. Монопсония. Заработная плата, ее формы и системы.
3. Рынок капитала: ссудный капитал и ссудный процент.
4. Рынок земли и его особенности. Дифференциальная рента. Цена земли.
Темы докладов и рефератов
1. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
2. Инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования в Республике Беларусь: состояние, динамика, проблемы.
Учебные задания
1.Заполните таблицу для фирмы, нанимающей работников в условиях конкуренции и реализующей свою продукцию на конкурентном рынке. Цена единицы труда составляет 24 ден. ед., цена единицы продукта – 10 ден. ед.
Объем применяемого труда, чел. | Совокупный продукт | Предельный продукт | Совокупный доход, ден. ед. | Предельный продукт в денежном выражении |
Сколько работников должна использовать фирма, чтобы получить максимальную прибыль?
2.За последние 60 лет реальная заработная плата возросла, а продолжительность рабочей недели сократилась. Как можно прокомментировать это с точки зрения кривой предложения рабочей силы отдельно взятого работника? Объясните воздействие двух факторов, влияющих на положение и форму кривой предложения рабочей силы.
3.Предприниматель собирается инвестировать средства в размере 100 млн. руб. Ожидается, что инвестиции принесут прибыль в размере 18% на каждый вложенный рубль. Будет ли выгодно инвестировать при условии, что номинальная процентная ставка равна 24%, а инфляция составляет 7%?
Тесты
1. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:
а) возникнет дефицит рабочей силы в отрасли
б) возникнет избыток рабочей силы в отрасли
в) спрос на труд увеличится
г) предложение труда уменьшится
д) изменений не произойдет
2. Условие принятия фирмой решения о приобретении дополнительных единиц ресурса является:
а) уменьшение нормы ссудного процента
б) снижение спроса на продукцию фирмы
в) рост затрат на производство единицы продукции
г) превышение предельной доходности ресурса предельных издержек на его приобретение
д) повышение уровня средней заработной платы по стране
3. Отраслевой спрос на ресурс в первую очередь определяется:
а) отраслевым спросом на другие виды ресурсов
б) спросом на продукцию, производимую в отрасли
в) совокупным рыночным спросом
г) спросом на него со стороны домашних хозяйств
д) предложением ресурса
4. Кривая индивидуального предложения на рынке труда имеет:
а) положительный наклон
б) отрицательный наклон
в) сначала положительный, потом отрицательный
г) сначала отрицательный, потом положительный
д) три участка
5. При оценке эффективности инвестиций в основной капитал не учитываются:
а) затраты на покупку оборудования
б) затраты на приобретение сырья и материалов
в) доход, получаемый от инвестиций
г) метод дисконтирования
д) верного ответа нет
6. Сегодняшняя стоимость (present value) будущего дохода:
а) тем выше, чем ниже ставка процента и чем менее продолжителен срок ожидания дохода
б) тем выше, чем выше ставка процента
в) тем ниже, чем ниже ставка процента
г) не зависит от будущего дохода
д) верного ответа нет
7. Цена земли обратно пропорциональна:
а) ставке ссудного процента
б) ренте
в) спросу на землю
г) налогу на землю
д) арендной плате
Тема 8. Основные макроэкономические показатели(2 часа)
1. Национальная экономика и ее характеристика. Система национальных счетов.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) и принципы его расчета. Другие показатели системы национальных счетов.
3. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.
4. Национальное богатство, его структура. Проблемы оценки национального богатства.
Темы докладов и рефератов
1. Экономическое развитие Республики Беларусь в 2006 – 2011 гг.: динамика, тенденции.
2. Структура национальной экономики Республики Беларусь и необходимость её структурной перестройки в трансформационный период.
Учебные задания
1. Определите объем ВВП, используя следующие данные: заработная плата работников – 1800 ден. ед., прибыль предприятий – 300, амортизационные отчисления – 600, рентные доходы составляют 16% от стоимости вложенных капиталов, косвенные налоги – 300, трансферты – 150, стоимость капиталов – 6000.
2. Используя приведенные ниже условные данные, рассчитайте величины ЧНД, НД и располагаемого дохода населения: ВНП равен 8281 ден. ед., амортизационные отчисления составляют 6% от величины ВНП, нераспределенная прибыль корпораций – 470, косвенные налоги – 520, субсидии – 250, налоги на прибыль корпораций – 157, подоходный налог – 723, трансфертные платежи – 605, взносы на социальное страхование – 115.
Тесты
1. При расчете валового продукта производственным методом из стоимости произведенных товаров и услуг исключаются:
а) амортизация,
б) добавленная стоимость,
в) стоимость промежуточных товаров и услуг,
г) затраты на производство,
д) верного ответа нет.
2. Какой из указанных ниже элементов потоков доходов или расходов учитывается при подсчете ВВП:
а) пенсия бывшему инженеру,
б) доход от продажи автомобиля прошлого года выпуска,
в) арендная плата, получаемая от сдачи земельного участка,
г) денежный перевод, полученный студентом из дома,
д) верного ответа нет.
3. Если объем номинального ВВП увеличился на больший %, чем повысились цены, то:
а) реальный ВВП не изменился,
б) реальный ВВП увеличился,
в) реальный ВВП уменьшился,
г) приведенная информация не позволяет определить динамику реального ВВП.
4. Повторный счет при определении ВВП возникает при сложении:
а) добавленной стоимости, созданной на тракторном и моторном заводах,
б) общего объема купленных потребительских товаров и средств труда,
в) прироста запасов готовой продукции в отраслях материального производства,
г) денежной выручки, полученной от реализации произведенной продукции в отраслях материального производства,
д) верного ответа нет.
5. ВВП – это показатель:
а) рыночной стоимости общего объема товаров и услуг, произведенных на территории страны за год,
б) общих расходов правительства и муниципальных органов,
в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом,
г) рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг,
д) рыночной стоимости конечного продукта, произведенного национальным капиталом за год.
6. Что из перечисленного не используется при определении объема национального дохода:
а) рентный доход,
б) проценты за кредит,
в) прибыль фирм,
г) государственные трансфертные платежи,
д) верного ответа нет.
7. Номинальный ВВП не может быть:
а) больше реального ВВП,
б) равен реальному ВВП,
в) меньше реального ВВП,
г) верного ответа нет.
Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления(2 часа)
1. Макроэкономическая нестабильность и формы её проявления.
2. Циклический характер экономического развития и его причины. Экономический цикл и его фазы.
3. Безработица: понятие, типы, последствия. Государственная политика занятости.
4. Инфляция, ее причины, методы исчисления и последствия.
Темы докладов и рефератов
1. Безработица в Республике Беларусь: уровень, динамика, структура.
2. Инфляционные процессы в Республике Беларусь и основные направления антиинфляционной политики.
Учебные задания
1. Определите статус перечисленных ниже лиц с точки зрения их отношения к занятости (занятые; безработные; лица, не включаемые в состав рабочей силы):
а) работник, уволенный по собственному желанию;
б) работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня;
в) учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать;
г) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;
д) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;
е) воспитатель, который учится на заочном отделении учебного заведения;
ж) домохозяйка, которая часть времени работает в качестве рекламного агента;
з) домохозяйка, которая занимается домашним хозяйством и семьей.
2. Естественный уровень безработицы составляет 6%, фактический ее уровень – 9%. Используя закон Оукена, подсчитайте, какой объем ВВП экономика недополучила.
Тесты
1. Какой из перечисленных ниже процессов не относится к фазе спада?
а) сокращение прибыли,
б) падение курса акций,
в) уменьшение выплат по безработице,
г) снижение уровня процентных ставок,
д) верного ответа нет.
2. Уровень безработицы при полной занятости равен:
а) нулю,
б) сумме циклической и фрикционной безработиц,
в) сумме структурной и фрикционной безработиц,
г) размеру структурной безработицы,
д) все ответы неверны.
Темы докладов и рефератов
1. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
Учебные задания
1. Какое влияние на равновесный объем ВВП и равновесный уровень цен могут оказать следующие факторы: повышение налога на прибыль, рост цен на импортные товары, увеличение производительности труда. Обоснуйте свой ответ.
2. Допустим, что фактический объем выпуска составляет 200 ден. ед. Планируемое потребление домашних хозяйств при этом уровне выпуска равно 130 ден. ед., а планируемые инвестиции – 90 ден. ед. Что в этом случае будет наблюдаться: избыток предложения или избыток спроса и на какую величину? Каковы будут последствия такой ситуации?
Тесты по теме
1. Что из перечисленного вызовет сдвиг кривой совокупного спроса вправо:
а) рост запасов в экономике на 100 млн. долл.,
б) снижение потребительской задолженности,
в) рост уровня безработицы на 5%,
г) все предыдущие ответы неверны.
2. Какой фактор относится к неценовым факторам совокупного предложения:
а) рост государственных расходов на поддержку малообеспеченных слоев населения,
б) рост государственных расходов на поддержку малого бизнеса,
в) рост государственных расходов на погашение внешнего долга,
г) правильные ответы а) и б),
д) нет правильного ответа.
3. Если экономика находится в состоянии равновесия, то:
а) потребительские расходы должны быть равны инвестициям,
б) доходы предпринимателей должны быть равны инвестициям,
в) всякое увеличение потребительских расходов должно приводить к инфляционному разрыву,
г) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы,
д) все предыдущие ответы неверны.
4. Рост цен на энергоносители приведет к:
а) сдвигу кривой совокупного спроса вправо,
б) сдвигу кривой совокупного предложения вправо,
в) сдвигу кривой совокупного спроса влево,
г) сдвигу кривой совокупного предложения влево,
д) верного ответа нет.
5. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:
а) имеет положительный наклон,
б) имеет отрицательный наклон,
в) представлен вертикальной линией,
г) представлен горизонтальной линией
д) верного ответа нет.
6. Эффект «храповика» означает, что при уменьшении совокупного спроса на:
а) вертикальном отрезке кривой совокупного предложения цены упадут,
б) горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения цены не изменятся,
в) вертикальном отрезке кривой совокупного предложения цены не изменяться,
г) промежуточном отрезке кривой совокупного предложения цены снизятся,
д) верного ответа нет.
7. Сдвиг кривой совокупного спроса может быть обусловлен изменением:
а) курса национальной валюты,
б) цен на ресурсы,
в) цен на конечные продукты,
г) государственных трансфертов,
д) верного ответа нет.
Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов (2 часа)
1. Проблема потребления и сбережения сектора домашних хозяйств. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Мотивы сбережений.
2. Инвестиции, их источники и виды. Факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор инвестиций.
3. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов.
4. Макроэкономическое равновесие и ВВП в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрыв.
Темы докладов и рефератов
1. Инвестиции и их роль в развитии экономики. Факторы, определяющие объем инвестиций
Учебные задания
1. В условиях роста дохода доля совокупного дохода, идущего на потребление, сокращается, а доля, идущая на сбережения, увеличивается. Объясните, каким образом в этом случае предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению могут сохраняться неизменными при разных уровнях дохода.
2. Объясните, как различаются средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению? Почему сумма предельной нормы к потреблению и предельной нормы к сбережению равна нулю? Какие основные факторы определяют уровень вашего потребления?
Тесты по теме
1. Мультипликатор инвестиций показывает:
а) прямую связь между динамикой инвестиций и объемом производства
б) обратную связь между динамикой инвестиций и объемом производства
в) прямую связь между инвестициями и предельной склонностью к сбережению
г) обратную связь между инвестициями и предельной склонностью к потреблению
д) нет верного ответа
2. Отношение объема потребления к объему дохода является формальным выражением:
а) средней склонности к потреблению
б) средней склонности к сбережению
в) предельной склонности к потреблению
г) предельной склонности к сбережению
д) мультипликатором инвестиций
3. Связь между предельной склонностью к потреблению (MРC) и предельной склонностью к сбережению (MРS) выражается тем, что:
а) MРС +MРS = 0
б) MРС >MРS
в) MРC + MРS = располагаемому доходу
г) MРC < MРS
д) MРC + MРS = 1
Темы докладов и рефератов
1. Госбюджет Республики Беларусь и проблемы государственного долга.
2. Налоги как инструмент регулирования экономических процессов.
Учебные задания
1. Проанализируйте доходы государственного бюджета Республики Беларусь на 2011 год. Объясните, почему в доходах бюджета республики большую долю составляют к<