Меркантилизм-первая школа экономической мысли.

Вопрос 1.

Меркантилизм-первая школа экономической мысли.

Период развития 15-17 вв.

Главные представители данной школы:

1)Томас Ман (1571-1641)

2) Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Отличительные особенности данной школы заключаются в том, что представители меркантилизма утверждали, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет.

Накопление богатства происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов.

Различают ранний и поздний меркантилизм

Ранний меркантилизм:

15- серед. 16 вв.

Теория«денежного баланса»

Представители раннего меркантилизма сделали ставку на административные меры по удержанию благородных металлов в стране.

Поздний меркантилизм:

Серед. 16-17 вв.

Теория «торгового баланса»

Суть данной политики в следующем: обеспечение увеличения количества благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами.

Т.Манн писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Для увеличения фонда он так же предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров. Экономическая теория Т.Манна получила название политики протекционизма - защита национального рынка.

В Шотландии Дж. Лоу (1671-1729) он считал что деньги должны быть не металлические, а кредитные.

Вопрос 2.

Экономические взгляды физиократов

Школа возникла во Франции в 18 веке

Представители:

1) Франсуа Кенэ (1694-1774)

2) Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства.

Франсуа Кенэ в 1758 году открыл «экономическую таблицу». В ней общество рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса:

1) Производительный (все лица, занятые в сельском хозяйстве)

2) Бесплодный (все лица, занятые в промышленности)

3) Собственников (все лица, получающие чистый продукт, созданный в земледелии, т.е ренту)

Франсуа Кенэ создал учение о «чистом продукте»- избыток продукции полученный в производстве над издержками.

Вопрос 3.

Истоки классической экономической теории. Взгляды У. Петти.

Одновременно с меркантилизмом возникают предпосылки другого мощного экономического учения, впоследствии получившее называние классической политической экономии. Родоначальником данного направления считают У. Петти (1623-1687).

Представители:

1)С середины 17 века до середины 18 Уильям Петти.

2)Последняя треть 18 века Адам Смит

3)Первая половина 19 века Давид Рикардо

4)Вторая половина 19 века отец и сын Минель, Карл Маркс

Этап

17век- У.Петти заложил основы классической трудовой теории стоимости. Петти считал что богатство народа создается во всех сферах производства, и именно труд- основа данного богатства.

В 1662во второй половине 17века Петти написал «Трактат о налогах и сборах»

Он считал что в государстве должно быть больше косвенных налогов чем прямых. Это ведет к бережливости.

Вопрос 4.

Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды Адама Смита и Давида Рикардо.

Этап

Адам Смит развивает теорию Петти о трудовой теории стоимости. В 1776 году «Богатство народов»

1)Источник богатства любой труд. Увеличение зависит от повышения производительности труда(за счет узкой специализации)

Пример: Английская булавка

2)В любом производстве можно выделить три фактора

А)Труд- заработная плата

Б)Земля- рента

В)Капитал- прибыль

3)У любого товара есть две стоимости

А)Меновая- равна труду вложенному в производство товара при средних условиях производства

Б)Потребительская- равна способности этого товара удовлетворять потребности общества

4)Смит предложил термин невидимая рука рынка. Это свобода обмена и предпринимательства, т.е государство не должно вмешиваться в экономику.

5)Смит выделил 4 признака налогообложения

А)Сумма налога должна быть определена заранее

В)Выплата налогов должна осуществляться тем способом и в то время когда удобно платильщику

Г)Налогов должно быть как можно меньше

Этап

Давид Рикардо ученик и последователь А.Смита

Рикардо как последователь Смита развил уже выдвинутую теорию и вносит свой вклад

1)Трудовая теория стоимости доказал противоречия между факторами

Труд- заработная плата

Земля- рента

Капитал- прибыль

2)На основе трудовой теории стоимости Рикардо создает теорию ренты: по мере роста населения в хозяйственный оборот поступает все более худшие по качеству земли. Стоимость сельскохозяйственной продукции можно росчитать по итогам ее производства на худших землях

3)Рикардо выдвинул идею о «золотом стандарте»

Если количество золота пропорционально выпущенным банкнотам, то их можно обменять по твердому курсу в любое время обратно на золото.

4)Рикардо выдвигает теорию заработной платы («железный закон»)

Труд естественный- дает возможность рабочему жить и работать

Труд рыночный- устанавливается в ходе конкуренции

Железный закон- безработные при капитализме не может быть, т.к они вымирают.

5)В теории внешней торговли Рикардо сформулировал закон сравнительных преимуществ.

Англия и Португалия

Международная торговля и международное разделение труда могут способствовать эффективному развитию экономики. В целом Смит и Рикардо считаются классиками полит экономии, т.к по их мнение капитализм самый лучший экономический строй, а государство не должно вмешиваться в экономику.

Вопрос 5

Жан Батист Сей

Это автор теории (компенсации): по мере увеличения машинного производства требуется все большее количество рук.

4 этап вторая половина 19 века

Отец и сын Милль

Джеймс Милль

Труд бывает живой- заработная плата

Труд бывает овеществленный – прибыль

Джон Милль

Предложил рационально налоговую систему в которой учитывался главный облагаемый минимум.

К 4му этапу относят так же представителей ранних критиков капитализма. Все классики говорили что, лучше:

Пьер Прудон- француз

К.А. Сен-Симон- француз

Ш.Фурье- француз

Р.Оуэн-

Выступили против частной собственности за привлечение капиталистов к труду за смену общественного строя, полагая что, капитализм не является справедливым строем. Предприятия, ж\д дороги и т.д. необходимо передать в общенародную собственность.

Вопрос 6

I этап II этап

70-80 годы 90 годы 19 века

1)Австрийская 1)Кембриджская

2)Лозанская 2)Американская

Теория придельной полезности была связана с изменением

1)Ограниченный ресурсов

2)Человеческих потребностей

3)Распределением на основе анализа придельных величин.

Чем больше запасов ресурсов в стране тем меньше их потребительская стоимость.

Стоимость- Ценность

Товар- Экономические благи

Вопрос 7

Этап

Австралийская школа

Представители:

1)Карл Менгер в 1871 году написал «Основания политической экономии», в которой выдвигает тезис: цель исследования человеческих потребностей.

Ценность блага

/ \

Субъективной Объективной

Лозаннская школа

Вопрос 8

Этап марженализма

Кембриджская школа

Основатель Альфред Маршалл который в 1890 году написал «Принципы экономической науки»

Маршалла считают основателем нового направления в экономической теории микроэкономика

В конце 19 начале 20 века появились монополии

Картель, синдикат, трест

В своем труде Маршал выдвигает ряд экономических категорий

1)«Эффективный спрос» это спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, дстигает уровня, при котором продавцы согласны продавать

2)«Цена спроса» это максимальная цена которую потребитель согласен уплатить за товар в зависимости от его полезности.

3)«Эластичность спроса» это степень колебания цены в зависимости от изменения спроса.

4)«Цена предложения» это минимальная цена по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене

В 1907 году Маршал предложил изменть термин политическая экономия на экономику

После смерти Маршалла кембриджскую школу возглавил Артур Пигу который 1933 году написал работу «Теория безработицы»

Вопрос 9

По мнению Кейнса, государство должно обязательно управлять инвестиционными процессами. После смерти Кейнса в 1946 году, его идеи были использованы для государственного регулирования экономики всех развитых стран. До середины 70х годов XX века, рецепты Кейнса помогали избегать кризисов. Последователи Кейнса продолжали разрабатывать идею вмешательства в экономику. Пол Самуэльсон в 1970 году, получил нобелевскую премию за исследование причин и последствия кризиса.

Джон Хикс в 1972 году, получил нобелевскую премию за разработку теории благосостояния. В 1975 началась НТР и крупные производства стали отставать от мелких в быстроте переоборудования своего производства. Соц.программы были так велики, что легче было быть безработными. В развитых странах налоги составляли:

В Англии – 35%

США – 55%

Норвегия – 75%

Вопрос 10

Термина

Рейганомика

Тотчеризм

Неоконсерваторы для борьбы с кризисом предполагали

1)Государственную собственность превратит в частную

2)Снизить налоги и ликвидировать часть программ

Вопрос 11

М. Фридмен (1912-2006)

Разрабатывал теорию денег, в рамках которой считал что государство не должно вмешиваться в экономику за исключением денежной политики.

В 1963 году Фридман написал «Манитарная история США», в которой он исследовал денежную полезность за последние 100 лет.

В 1976 Фридман получил нобелевскую премию по экономики за теорию денег.

Вводят термин «Портфель активов», это все активы отдельного человека в которые входят:

1)Наличные деньги

2)Недвижимость

3)Автомобиль

4)Акции и облигации

5)Сбережения (депозит) и т.д.

Каждый человек любит свой пакет активов и желает его увеличить. Каждый отдельный «портфель» составляет богатства страны ВВП. Для борьбы с инфляцией (обесценивание денег), Фридман предлагал впрыскивать в экономику 4% денежной массы, т.к. это ведет к увеличению ВВП на 4%.

Если в этом году прибавка составила 6%, то в следующем году нужны 2%.

В России подбытка ввести это в практику привела к краху, т.к. это связано с диспропорциями в производстве товаров группы А и Б.

Группа А – средства производства

Группа Б – средства потребления

До Фридмана в экономической теории господствовала кривая Филипса, которая появилась в 1958 году и подтверждает зависимость обратнопропорциональную инфляцию.

Фридман предложил термин «Стагфляция», означающий, что инфляция сопровождается падением производства и ростом безработицы. По мнению Фридмана безработица может достигать 7%, если превышает, то необходимо не только информировать население о новых местах, но и переквалифицировать.

Параллельно со школы мониторизма «Чикагской» появилась и развивалась экономическая теория предложения.

Вопрос 13

Вопрос 14

Вопрос 15

Вопрос 16

Вопрос 17.

Вопрос 18

Классификация налогов.

Все налоги можно разделить по определенным классификационным признакам

1. По способу взимания

•Прямые взымаются в момент получения доходов(ндфм)

В США 91% прямые, в Японии 71%, в России 45%

•Косвенные в момент расходования(ндс,акцизы)

2. В зависимости от органа который устанавливает и может изменять налоги

•федеральные(ндс,ндфл,гос пошлины,акцизы,таможные пошлины)

•регеональные(транспортный налог,налог на имущество предприятий)

•местные(курортный сбор,налог на рекламу)

3. По целевой направленности

•общие для формирования буджета в целом

•специальные для формирования фондов с определенной целью

4.В зависимости от субъекта налогоплатильщика

•с физических лиц

•юридических

•смежные

5.По уровню бюджета в который зачисляется налоговые платежи

•закрепленные(поступают в конкретный бюджет)

•регулирующие(часть налога закрепленное законодательно может идти в другой бюджет

6. По порядку введения

•общеобязательные

•факультативные

7. По срокам уплаты

•срочные

•календардно переодические

Вопрос 19

Налоговая система. Содержание и принципы построения.

Налоговая система это совокупность всех действующих в данный момент в данной стране налогов установленых в законодательном порядке

Выделяют три группы принципов функционирования налоговой системы

1. Юридические принципы

•принцип равного налогооблажения(все равны перед законом)

•все налоги и сборы устанавливаются только законодательной власти

•принцип преобладания налоговых законов над не налоговыми

•принцип наличия всех эллементов налога при установлении налога

2. Экономические принципы

•принцип единства системы

•принцип равенства субъектов федерации(83)

•принцип стабильности(нет резких колебаний)

•принцип исчерпывающего перечнья региональных и местных

3. Организационные

Вопрос 20

Вопрос 1.

Меркантилизм-первая школа экономической мысли.

Период развития 15-17 вв.

Главные представители данной школы:

1)Томас Ман (1571-1641)

2) Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Отличительные особенности данной школы заключаются в том, что представители меркантилизма утверждали, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет.

Накопление богатства происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов.

Различают ранний и поздний меркантилизм

Ранний меркантилизм:

15- серед. 16 вв.

Теория«денежного баланса»

Представители раннего меркантилизма сделали ставку на административные меры по удержанию благородных металлов в стране.

Поздний меркантилизм:

Серед. 16-17 вв.

Теория «торгового баланса»

Суть данной политики в следующем: обеспечение увеличения количества благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами.

Т.Манн писал, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, и когда стоимость экспортных товаров будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться. Для увеличения фонда он так же предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров. Экономическая теория Т.Манна получила название политики протекционизма - защита национального рынка.

В Шотландии Дж. Лоу (1671-1729) он считал что деньги должны быть не металлические, а кредитные.

Вопрос 2.

Наши рекомендации