Воздействие европ. интеграции на развитие экономик государств Восточной Европы.
Распад СССР привел к тому, что страны Вост Европы, которые во многом зависят от др стран, искали новые направления развития и искать к кому можно прибиться, тк не могли существовать автономно. Единственный вариант - приблизиться к ЕС.
1997 - Люксембург - саммит расширения. 2004 - ВЕ = полноправный член.
Принцип догоняющего развития - нужно догнать более развитые страны.
2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония
2007 Болгария, Румыния
2013 Хорватия
3 основных направления (под жестким контролем ЕС, централизовано):
Институциональная адаптация
ЕС разработал четкую стратегию втягивания стран ЦВЕ в сферу своего влияния: оказал им на самых ранних этапах трансформационных реформ
a. финансовую помощь через специально созданные фонды (PHARE, ISPA, SAPARD);
b. подключил страны к деятельности Европейского банка реконструкции и развития;
c. постепенно открывал рынок для товаров из стран ЦВЕ;
=> в 1993 г в Копенгагене политические, экономические и юридические условия, которым должны удовлетворять страны:
o стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту меньшинств;
o функционирующей рыночной экономики, а также способности справляться с конкурентным давлением и рыночными силами в рамках союза;
o способности принять на себя все обязательства, связанные с членством в ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза
Решения Копенгагенского саммита ЕС 1993 г. послужили для государств ЦВЕ сигналом к подаче официальных заявок на вступление.
В 1995 г. Совет ЕС на уровне министров экономики и финансов (Экофин) утвердил разработанную Еврокомиссией Белую книгу «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Союза» (сближения/гармонизации законодательства в 23 секторах экономики от движения капитала до защиты прав потребителей)
ЕС разработал индивидуальные стратегии присоединения стран-кандидатов. Так, в программу подготовки Венгрии было включено 88 серьезных задач, Чехии – 90, Словакии – 98,
· отказ от советских АЭС (Болгария стала из энергообеспеч страны энергодефиц);
· закрытие пищевых предприятий, так как не соответствуют санитар нормам ЕС;
· закрытие промышленных предприятий, которые нарушают нормы ЕС по выбросам;
· заменялся авиапарк, городской транспорт, военная техника стран ЦВЕ.
· Контролировались и корректировались программы рыночных реформ, пересматривались условия приватизации и предпринимательской деятельности для иностранцев
Требования привели к проблемам в ВЕ из-за роста затрат и т. д. Требования по преодолению коррупции были тяжело преодолимыми (Румыния и Болгария - самый высокий уровень коррупции).
2) Экономическая интеграция.
Задачи: рост благосостояния, рост внешней торговли, свободное движение капиталов и трансфер технологий.
*Экономика ВЕ стран приобрела экспортную ориентацию. 70 до 83% как экспорта, так и импорта, что свидетельствует даже о более высокой степени их торговой евроинтеграции по сравнению со старыми членами ЕС. В Венгрии, Словакии, Чехии и ряде других стран экспортный сектор стал главным мотором этого роста, а экономика приобрела ярко выраженную экспортную ориентацию – значительно более сильную, чем в странах старого ЕС. трансформировалась структура экспорта – в ней радикально уменьшилась доля традиционных трудоемких изделий (одежды, мебели и пр.) и возросла доля капиталоемкой машиностроительной продукции. Основной вклад в его структуры внесли предприятия с иностранным капиталом, прежде всего филиалы ТНК, т.к. они могли воспользоваться преимуществами рынка на Востоке. Импортозависимость стала выше, чем в Старой Европе => Отечественные производители не готовы были конкурировать с западноевропейскими компаниями и утратили свои позиции на внутренних рынках.
*ВЕ страны стали встраиваться в вертикальные цепи поставок - авто производится в Чехии, часть деталей делают в Германии и Италии.
*Стали доминировать внутрифирменные формы обмена.
* Интеграция в инвестиционной сфере. Цель - создание инвестиционной привлекательности ВЕ:
a. сняты ограничения иностранных инвесторов во всех сферах;
b. отменено получение разрешения на инвестирование;
c. закреплены законодательно свободные переводы денежных средств в форме дивидендов и з/п;
d. сняты ограничения на репатриацию иностранного капитала;
e. законы по защите иностранных инвесторов от экспроприации и национализации их собственности;
f. меры для улучшения инвестиционного климата т.е. упрощена регистрация своего дела, снижение налогов, кредиты и гранты, др.
В итоге - иностранные компании приходят, но госбюджеты стали недополучать средства и нужно обращаться в ЕС.
+ Привлекала также ненасыщенность местных рынков, был спрос.
+ Дешевые ресурсы и раб сила (высококвалифицированная).
+ Хорошо развитая инфраструктура. Магистрали и порты.
+ Географическая близость.
1/3 иностранных инвестиций были связаны с приватизационными сделками. Большинство крупных и средних предприятий, банки, телекоммуникационных системы, военные объекты были проданы иностранным инвесторам.
! Поток инвестиции увеличился за 20 лет к 2010 до 80 млрд $ (< 1млрд после распада СССР). Главный источник - Германия. Рекомендация ЕС: русским ничего не продавать. Лидерство в прям инвестициях - Вышеградская 4ка (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), т.к. они близки по техническому уровню. В основном инвестиции шли в сферы торговли и услуг (40%). Нет ни одной собственной розничной сети.
"+" Иностранные инвестиции способствовали ускорению экономического роста; сыграли важную роль в подъеме промышленности; источник иностранной валюты и улучшали состояние платежных балансов принимающих стран.; дополнительные поступления в бюджет в виде доходов от приватизации и рентных платежей, а также расширяли налогооблагаемую базу; Адаптация предприятий, приобретенных иностранными инвесторами, к требованиям мирового рынка; развитие сферы услуг; модернизация экономики стран.
"-" создали риск неустойчивого развития (зависимость от притока иностранных инвестиций); вытеснили отечественных производителей; сокращение раб мест; навязали узкую производств специализацию (автопром-ть); усиление зависимости платёж балансов от использования иностранной валюты инвесторами; сектор услуг больше стимулировал внутренний спрос чем предложение; рост экспорто-ориентированного произ-ва и зависимости рынка от иностранной конъюнктуры; чрезмерное увеличение сферы финанс сектора; модернизация не своих, а иностранных предприятий.
Вывод - иностр инвестиции оказали серьезное влияние, но эффект мог бы быть больше, тк был ограничен нац суверенитет.