Роль испанского государства в регулировании хозяйственных процессов.
В Испании – социально-ориентированная модель экономики. На сегодняшний день, задача правительства – выйти из кризиса и сократить внешний долг. Для этого, государством были приняты следующие меры:
- государство финансирует 70% поставляемых на внутренний рынок фармацевтических товаров
- приняты налоговые меры по стимулированию частных исследований и разработок
- программы, направленные на рост численности работников на предприятиях, связанных с исследованиями и разработками
- государство играет активную роль в развитии туристической̆ индустрии
- правительство сумело сократить дефицит общего бюджета, увеличивая налоговые сборы
- правительство сократило расходы на королевскую семью, использовав эти деньги на благо гос-ва
- сократились з/п чиновникам
- правительство увеличило цену на «подоходный налог деятельности и сбережений», и подоходный налог отчислений от прибылей, сокращая налоговые расходы
- правительство также увеличило НДС и налоги автономных объединений
- правительство приняло меры для того, чтобы облегчить наем/увольнение рабочих и сделать предприятия более гибкими по отношению к эк. условиям
- правительство сократило инвестиции в строительство
- оптимизирована процедура для открытия бизнеса путем сокращ. кол-ва требований для лицензии
Стоит отметить, что данные меры влияли на экономику страны с переменным успехом (так, в 2016 г экономика Испании выросла больше, чем в других государствах ЕС). Можно сказать, что финансовые выделения из структурных фондов ЕС и откладывание испанских долгов помогли государству. Учитывая тот факт, что политика внутри Испании не стабильна и парламент ещё не сформирован, тяжело говорить о каких-либо принятых эффективных мерах по улучшению экономической ситуации в Испании. Роль государства в регулировании хозяйственных процессов Испании достаточна большая, но все же директивы должны быть одобрены Европарламентом. Правительство регулирует вопросы добычи ресурсов, туризма, банковского и страхового секторов, биржевой торговли, инноваций и т.д.
Испания продолжает выполнение Гос. стратегии развития науки, технологии и инноваций на 2013-2020 гг. и Государственного плана научных исследований и инноваций на 2013-2016 гг. Важно отметить, что в 2015 г. 554 компании получили государственное финансирование на собственные разработки впервые, что позволило правительству М.Рахоя заявить о развитии гос.-частного партнерства в сфере исследований и инноваций. Одним из приоритетов политики испанского правительства является сокращение диспропорций в развитии регионов страны и улучшении их социально-эк положения посредством различных финансовых программ и институтов, таких как:
· Европейские структурные фонды (FEDER, FSE);
· Территориальные фонды компенсационных выплат (Fondos de Comprensación Interterritorial);
· Программы региональной финансовой помощи государства.
Государственным органом, координирующим работу по развитию национального экспорта и привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, является Государственный секретариат по торговле, входящий в структуру Министерства экономики и конкурентоспособности Испании.
24. Сущность и содержание региональной экономической политики в Испании.
Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
Региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Испания является моделью «институционального конфликта»
В Испании наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов и укрепления солидарности между ними, обеспечив равноценные условия жизни. В стране автономии находятся на различном уровне экономического развития. Наиболее развитыми автономиями являются Каталония и Страна Басков. Выделят развитые автономии, средне развитые и развивающиеся автономии. На развивающиеся автономии выделяется наибольшее количество средств, так как государство стремиться развивать отстающие регионы. Существует ряд государственных программ по развитию регионов.
Каталония и Страна Басков хотят отделиться от Испании, так как являются наиболее развитыми регионами, экономическое развитие которых выше, чем в других. Уровень безработицы в данных автономиях намного ниже, так как основная часть компаний и наиболее важных производств расположена в данных автономиях. Они не хотят, чтобы их средства распределялись между другими регионами, а хотят развивать собственную экономику. В 2015 г. в Испании проходил референдум о выходе Каталонии из состава страны. Большинство населения проголосовало за выход, но необходимо согласие автономий и власти.
Региональная экономическая политика направлена на развитие автономий страны и уменьшению разрыва в развитии между различными автономиями. Особые экономические зоны продолжают оставаться инструментом политики регионального развития Испании. В настоящее время в стране функционируют различные их типы. Это технологические парки для инновационной деятельности, промышленные парки для развития современных промышленно-производственных комплексов, свободные экономические зоны.
В современной Испании сложилась некая «трехуровневая модель» рег политики, в основе которой лежит механизм координации интересов властей различных уровней - наднац, нац и рег. «институциональный конфликт» (например, в противовес «кооперативному федерализму» в Герм.). Двустороннее взаимодействие центральных властей и руководства отдельной автономии преобладает над многосторонним взаимодействием между центром и регионами. Отчасти это объясняется также историческими особенностями полит культуры Испании, политико-идеологическим соперничеством, а подчас и враждебностью правительственной партии и политического руководства того или иного автономного сообщества.
В результате процесса децентрализации государство не только утратило ряд инструментов рег политики (налоговые), передав их на рег ур., но и согласовывает те или иные мероприятия с региональными (и местными) властями на принципах дополняемости и софинансирования.