Роль государства в регулировании хозяйственных процессов в Великобритании.
Государственно-монополистический капитализм сформировался в Великобритании в начале XX в. путем сращивания государственного аппарата и аппарата монополий в одно целое.
В годы первой мировой войны в Великобритании был создан разветвленный аппарат непосредственного военно-государственного регулирования социально-экономических процессов. Страна вышла из войны в числе держав-победительниц, однако ее экономическое положение было сильно подорвано. Промышленное производство сократилось на 20%. Ухудшилось положение трудящихся. Основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия. Но несмотря на это, в Англии предпринимались усилия для концентрации производства и капитала. Уже в 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов - Федерация британской промышленности, одной из главных целей которой было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. достиг в Англии критической точки в 1932 г., когда производство упало на 23% по сравнению с 1929 г. Эк. меры правительства сводились, во-первых, к отмене золотого стандарта фунта стерлинга; во-вторых, к принятию закона об обложении таможенными пошлинами в размере не менее 10% стоимости всех ввозимых в Англию товаров, что оградила внутренний рынок от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на промыш.
Защищенность внутреннего рынка позволила государству переориентировать капиталовложения. Основной поток инвестиций государство направило в военное производство, жилищное и дорожное строительство.
Гос. вмешательство в экономику шло по пути создания прочного государственного сектора экономики. Так, в период с 1945 г. по 1947 г. в собственность государства перешли Английский банк, около 800 угольных комп, ж/д, водный транспорт, электроэнергетика, ряд авиакомпаний и др. Характерно, что национализации подверглись основные отрасли инфраструктуры, обеспечивавшие нормальное функционирование производящих отраслей. Поэтому такая национализация для государства влекла значительные убытки. В 1949 г. закон, предусматривавший национализацию 107 металлургических компаний (эти компании производили около 97% чугуна и стали).
Национализация, таким образом, позволила создать довольно прочный государственный сектор экономики, объединивший в разные годы 1/4всей английской промышленности. Благодаря национализации государство сосредоточило в своих руках огромный прибавочный продукт, равный 30-40% национального дохода, что дало возможность лейбористскому правительству наряду с национализацией расширить сферу государственного регулирования экономики.
Политика государства в 50-е - 60-е гг. базировалась на теории неокейнсианства, Суть которой сводилась к обеспечению высоких и устойчивых темпов эк. роста путем инвестиц. активности гос-ва, стимулирования эф-ого спроса и поощрения гос-вом капиталовложений. К началу 70-х гг. доля государства в сумме капиталовложений достигала 46%. Государственное регулирование экономикой сопровождалось увеличением налогообложения, что прежде всего ударило по трудящимся. Резкое падение жизненного уровня рабочих и служащих привело их к стачечной борьбе. Тем не менее, линия правительства на замораживание зарплаты, сокращение расходов на нужды просвещения и жилищного строительства продолжалась и в последующие годы.
Экономические кризисы 1974-75 гг. и 1982-84 гг., инфляция в стране заставили правительство отказаться от рецептов неокейнсианства и пойти по пути неоконсерватизма. Его идеология была направлена на ослабление гос. регулирования экономики, сокращение соц. расходов, ограничение денежной массы и более энергичное использование рыночного механизма.
Курс консерваторов включал несколько элементов.
Во-первых, сокращалась предпринимательская деятельность государства; были уменьшены размеры субсидий и займов, предоставляемых государственному сектору;
Во-вторых, акцент активности государства перемещался из сферы производства в сферу обращения. Основным элементом регулирования экономики становился бюджет. Предоставляя крупному капиталу скидки и льготы по прямому обложению, правительство увеличило диспропорцию между двумя видами налогов. А это напрямую ударило по интересам народных масс.
В-третьих, сужалась социальная политика, велось наступление на жизненный уровень трудящихся.
В-четвертых, ужесточался государственный контроль над денежной массой в обращении.
В настоящее время политика тэтчеризма. Гос-во играет важную роль в управлении развитием регионов - обеспечении партнерство, конвергенции, роста занятости и предпринимательства в стране. Кроме того, в региональной политике гос-во в своих агенствах регионалного развития используют топ менеджеров ведущих компаний. Идея: бизнес вперед как движущая сила всего. Правительство концентрирует основные усилия на подъеме общебританского роста производительности труда с учетом текущей фазы экономического цикла, на росте конкурентоспособности и сокращении разрыва в темпах роста с главными индустриальными конкурентами. В Англии предполагается совершенствование всей экономической политики в долгосрочной перспективе.
18. Сущность и содержание региональной экономической политики в Великобритании.
Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. Некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов прошлого столетия с целью устранения так называемой «петли безработицы» (регионов с весьма низким уровнем занятости населения). В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые.
В 30-е годы ХХ века в Великобритании по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (прежде всего, региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим». Впоследствии в указанный закон были внесены многочисленные поправки, позволяющие предоставлять в депрессивных регионах займы для малого бизнеса, крупные кредиты Казначейства для больших компаний, льготные правительственные контракты, налоговые льготы и т.п.
В 1945 г. был принят Закон о распределении промышленности, в котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития, в которых широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов на промышленное строительство. Закон о местной занятости Принятый в 1960 г. добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах.
Ряд последующих аналогичных законодательных актов существенно укрепил и расширил стимулы для проблемных регионов, перечень которых уже содержал льготные субсидии на приобретение основных фондов, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития. Динамика прямых затрат Казначейства Великобритании в 1960–1980 гг. на региональную политику свидетельствует о семикратном их увеличении.
В настоящее время правительство Великобритании также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики Европейского союза. В частности, в настоящее время регионы Великобритании, которым оказывается государственная поддержка:
· 1.регионы с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;
· 2. регионы, в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;
· 3. регионы, где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.
Стратегия регионального развития => Европеизация:
Региональные программы сосредоточатся на целях поддержки:
· 1.предпринимательства;
· 2. инноваций;
· 3. жизнеспособных видов деятельности;
· 4. развития;
· 5. подготовки кадров;
· 6. обеспечения занятости.
· 7. разрабатывается карта развития Великобритании по регионам на основе структурных вложений капитала.
Стимулирование инноваций, предпринимательства, роста экономики знаний, исследований и информационных сетей, и коммуникационных технологий способствует созданию большего числа качественных рабочих мест, обеспечивает рост занятости, адаптабельность работников и компаний в быстро меняющихся условиях, увеличивает инвестиции в человеч. капитал. Регионы должны развить локальные стратегии, которые соответствуют местным условиям. Также предполагается, что Великобритания разрабатывает национальные стратегические программы, стратегии инвестирования. Итак, национальные стратегии страны должны включать в себя анализ сильных и слабых сторон экономики и определять стратегию, соответствующую общим целям роста конкурентоспособности и занятости.
Основная экономическая цель правительства Великобритании состоит в устранении дисбаланса в регионах, обеспечении жизнеспособного экономического роста, росте благосостояния и качества жизни, обеспечении всеобщей занятости. Стремление к этой цели должно улучшить экономическую политику каждой области Великобритании, должен быть оценен недоиспользованный экономический потенциал каждого региона, что увеличит долгосрочные темпы роста всей экономики Великобритании. Ориентируясь на эту центральную экономическую цель, правительство концентрирует основные усилия на подъеме общебританского роста производительности труда с учетом текущей фазы экономического цикла, на росте конкурентоспособности и сокращении разрыва в темпах роста с главными индустриальными конкурентами. В Англии предполагается совершенствование всей экономической политики в долгосрочной перспективе в увязке с развитием других регионов Великобритании.
Национальная программа реформ определяет целью правительства достижение 80% нормы занятости, что считается ключевым для перспективного эк роста и более развитого общества. Региональная политика в Великобритании основывается на принципе передачи принятия решения по широкому кругу направлений развития регионам. Правительство полагает, что лучший путь преодоления региональных экономических различий состоит в предоставлении каждой области свободы для гибкого использования местных источников роста. Стоит отметить, что В Британии, в отличие от Германии и Италии, диспропорции в уровне экономического развития между макрорегионами страны не столь велики, лишь только по природным ресурсам. Лондон и Юго-Восток Англии выделяются наиболее высоким уровнем доходов населения. В последнее время экономика некоторых регионов Великобритании стала критически зависеть от гос. расходов. Деиндустриализация привела к исчезновению крупных работодателей в отраслях тяжелой промыш.