Роль французского государства в регулировании хозяйственных процессов.
Традиционная особенность франц экономич политики - большая доля присут. гос сектора в эк-ке.
Грубо говоря, экономика прошла через следующие этапы:
1. Послевоен период - сильное вмешательство в экономику органов управления.
2. В к. 60-х частн сектор получил широкое развитие, переход к индикатив планир-ю.
1913 - все виды публичной собственности = 10 % нац. достояния.
После 2МВ была проведена массовая национализация - транспорт, энергетика, банки и страхование, а также крупнейшую пром компанию "Рено". Главное направление политики - гос контроль над теми секторами экономики, где необходимы были крупные капиталовложения, а также финансово-банковские учреждения, через которые гос-во могло предоставить этим секторам экономики требуемые ресурсы. Уже к 1947 стабилизац программа принесла результаты – достигнут довоен уровень пром произ-ва. 1949 – превышен. Тоже было что-то вроде наших "пятилеток".
1954 - принадлежавшее гос-ву и местным органам власти имущество (земля, здания, дороги, предприятия, имущество вооруженных сил, памятники и т.д.) = 36 %.
1958-1961 (3ий план) - переход от протекционизма к открытой экономике. Ставка на развитие европейской интеграции. НО с приходом к власти де Голля в 1958 реализация плана приостановлена. Гос-во получило широкие прерогативы в стратегическом планировании экономики. Суть стратегич планирования - выбор главных приоритетов долгосроч развития Франции, определяются пути, по которым предстоит идти обществу: на каких рынках действовать, какую технологию осваивать, на какой сектор опираться. 4 и 5 планы - приоритет наукоемкого пром произ-ва и т.д.
1970-75 (6ой план) - большое внимание уделили организации крупных совместных проектов бизнеса и гос-ва – государственно-частному партнёрству. Индикативное планирование стало инструментом взаимодействия прав-ва и общества, позволяющим выработать согласованную социально-экономич политику.
В.п.1970-х, когда франц частный капитал набрал мощь и компании стали вполне конкурентоспособны, значительная часть гос сектора была денационализирована, т.е. приватизирована. Это в целом соответствовало общемировым тенденциям.
1981 - Избрание Миттерана привело к новой волне национализации, ктр носила стратегический характер и наделила правительство возможностью осуществлять активное вмешательство в экономику. Информац технологии, исследования в пром-ти, авиастроении, металлургия и т.д. оказались к тому периоду неконкурентоспособными, и частный сектор не мог их модернизировать в соответствии с новыми международными требованиями. В результате более 25% всей экономики стало находиться под непосредственным или доминирующим управлением гос-ва.
В.п. 1980-х- новая денационализация. Прежде всего сфера пром-ти (например, предприятия Saint-Gobain), коммуникаций и банк сферу. В результате доля гос-ва в материальном производстве и сфере услуг с 25% (1985) сократилась до 10% (1995).
*Одним из источников погашения дефицита гос бюджета стали поступления от приватизации гос компаний. Только в 2000-04, в соответствии с планом приватизации, в бюджет поступило более 20 млрд ?.
*Существует планирование, но носит индикативный хар-р (рекоменд) – способ регулирования экономич процессов посредством определения предпочтительных целей развития произ-ва и создания гос-вом финансовых и др стимулов для фирм, соглашающ. Соблюдать эти рекомендации.
*Гос-во регулирует цены на энергоносители, общ. транспорт и т.д.
*Центр место в системе гос. регулирования занимает налоговая система, через которую в гос.бюджет поступает ежегодно свыше 93% доходов.
*Гос-во устанавливает экономич параметры д-ти отраслей-монополистов (газ пром-ть, электроэнергетика и транспорт), в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на продукцию, но мин. воздействие на д-ть отраслей, работающих в режиме рыноч конкуренции (нац и коммерч банки, страховые компании и т.д.), побуждая их к конкуренции с частным сектором. ~ 20% цен регулируется Гос-вом, а 80% находятся в режиме свободного рыноч ценообразования.
Таким образом, континентальная экономич модель, характерная для Франции, отличается традиционно активной ролью гос-ва в экономике и социально ориентированной рыноч политикой. Почти 30 лет (1947-86) гос регулирование цен являлось составной частью политики
14. Сущность и содержание региональной экономической политики во Франции.