Роль германского государства в регулировании хозяйственных процессов.
Будучи безоговорочными сторонниками свободной рыночной конкуренции, ордолибералы рассматривают конкуренцию не как естественный процесс, но как институт, который, прежде всего, должен быть введен государством и им поддерживаться. Идеал ордолиберализма может быть сведен к следующему: государство создает правила, в рамках которых субъекты рынка свободно взаимодействуют друг с другом, оно не вмешивается, а следит только за соблюдением правил и прибегает к соответствующим наказаниям, если эти правила нарушаются.
Полностью совпадает с доктриной ордолиберализма концепция социального рыночного хозяйства. Главный теоретик концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак видел его роль в том, чтобы соединить «свободную инициативу с социальным прогрессом» в условиях экономики, основанной на конкуренции.
Эффективность хозяйственной модели во многом зависит от государства. Причем содержание государственной политики во многом находится под влиянием процессов в мировой экономике. В области социального обеспечения граждан ФРГ защищает как сами рабочие места, так и систему оплаты рабочей силы. Это во многом связано со сложившейся в послевоенный период системой социального партнерства, которая предполагает регулярное достижение договоренностей между союзами работодателей и профсоюзами (наемной рабочей силой), в том числе относительно тарифных ставок заработной платы.
В стране создана и эффективно действует национальная система поддержки внешнеэкономической деятельности, и в первую очередь экспортеров из сферы МСБ. Ее основными элементами являются: – меры финансового характера (страхование, субсидирование, различные льготы); – содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности немецких фирм за рубежом (например, в 2006г. из бюджета было выделено 38 млн евро для участия нем. фирм в межд. выставках и ярмарках) => Характерной чертой системы национальной поддержки экспорта является тесное взаимодействие государственных, общественных и предпринимательских структур.
Государство оказывает финансовую поддержку развитию высокотехнологичных отраслей с высоким потенциалом сбыта на внешнем рынке – авиакосмического комплекса, телекоммуникаций, роботостроения, био- и нано- технологий. Финансирование бизнес-структур осуществляется на конкурсной основе согласно основным принципам государственно-частного партнерства (ГЧП).
10. Сущность и содержание региональной экономической политики в Германии.
Региональная политика в ФРГ имеет большие традиции. (когда было много разных герцогств, земель и т.д.). Германия – пример стабильности рег. Политики.
Что такое региональная политика?
Законодательно закрепленного определения термина «региональная политика» в Германии нет. в Германии нет отдельного министерства по региональной проблематике. Этим направлением занимается Федеральное министерство экономики и энергетики. Одна из основных особенностей германской региональной политики и, более широко, федерального регулирования территориального развития в стране – декларирование в Основном законе Германии необходимости создания равноценных условий жизни на всей территории страны (в статье 72 Основного закона).
В Германии можно выделить три его относительно самостоятельные составляющие: межбюджетные отношения – выравнивание доходов земель, собственно региональная политика (совершенствование рег. Эк. стр-ры) и региональное (территориальное) планирование, которые находятся в ведении трех разных федеральных министерств.
«региональная политика – это штандортная политика регионов и для регионов» (в переводе с немецкого штандорт (Standort) – место). Само понятие «штандортная политика» является специфически немецким. По сути – это политика по формированию благоприятных рамочных условий для развития региона в целях привлечения в него (и удержания в нем) капиталов, услуг и рабочей силы. Составной частью этой политики является поддержка конкретных проектов в промышленности, в том числе в высокотехнологичных и инновационных сферах.
Начали заниматься региональной политикой после Второй мировой войны, когда возникла необходимость быстрой ликвидации последствий. Изначально ФРГ (1949 г.) - определяла для земель лишь рамочные условия их развития. Вопросы территориального развития находились в ведении земель. Процесс активизировался в 1960-е гг. под влиянием кризисов в ряде отраслей промышленности и роста миграции (федеральный уровень принимает участие):
1) доклады по вопросам территориального развития.
2) В 1965 г. закон об организации территорий - "равноценные условия жизни".
3) Все действия должны быть согласованы с министром, ответст. за коорд. деят. по организ. терр.
4) каждые четыре года - бундестагу отчет: сведения о ходе и тенденциях развития территорий, мероприятиях по обеспечению желаемого территориального развития страны.
5) 1969 г. федеральный закон о совместной задаче улучшения региональной хозяйственной структуры, которая должна решаться общими усилиями федерального центра и земель (совместная задача) - центральное звено всей политики. Суть: Земли самостоятельно определяют характер государственного регулирования, составляют планы и реализуют мероприятия региональной политики. Федеральный центр осуществляет софинансирование этих мероприятий, определяет общие цели и параметры региональной политики. На федеральном уровне уточняются пропорции бюджетных ассигнований, выделяемых на нужды земель+ координация с региональной политикой ЕС.
6) С 1972 г. составляются четырехлетние рамочные планы, в которых определяются границы проблемных регионов, правила получения помощи, размеры и некоторые другие параметры региональной политики.
Границы регионов, которым оказывается финансовая помощь, сформированы в 1975 г. на основе региональных рынков труда (по данным о маятниковых трудовых миграциях). периодически пересматриваются. эти границы могут не совпадать с административно-территориальным делением страны.
Для выделения регионов используется 4 частных индикатора:
· средний уровень безработицы (вес показателя – 45%);
· годовая брутто-зарплата делающих взносы в фонд социального страхования (40%);
· прогноз численности экономически активного населения (7,5%);
· инфраструктурный индикатор (7,5%)
Цели мероприятий:
1) Ликвидация межрегиональных диспропорций,
2) улучшение инвестиционной привлекательности отстающих регионов,
3) Социальная направленность мероприятий – создание новых рабочих мест.
4) Приоритет отдается мероприятиям, оказывающим меньшее давление на природную среду.
5) Упор: на оказание инвестиционной помощи предприятиям проблемных регионов, вложениям в инфраструктуру, а также неинвестиционным формам поддержки малого и среднего бизнеса.
6) создать рамочные условия, которые позволят регионам собственными силами провести структурные изменения в экономике = саморазвитие регионов
7) осуществляется стимулирование туристического сектора,
8) содействие совершенствованию регионального управления,
9) участие в процессе формирования региональных кластеров (причем 3/4 на тер. восточных земель),
10) 35-го рамочного плана – содействие инвестициям бизнеса в НИОКР
- отставание восточных земель: В ряде случаев меры региональной политики, принимаемые в отношении восточных земель, способствовали появлению новых проблем. Массированное финансирование и быстрый переход к западногерманской модели сильного государственного регулирования рынка труда привели к снижению конкурентоспособности многих предприятий Восточной Германии. В целом ряде районов наблюдалось закрытие промышленных предприятий, что привело к деиндустриализации (федеральные земли Бранденбург и Мекленбург – Передняя Померания) и способствовало росту безработицы и оттоку населения в западные земли.
1) ВВП на душу населения значительно ниже, чем в старых землях
2) Разрыв в уровне безработицы сохраняется даже в условиях постоянного оттока населения в западные земли, при этом численность населения меньше чем в западных землях (стоят на последнем месте) (Баден Вютенберг -10млн vs Саксония – 4 млн). в рамках региональной политики именно показателям состояния рынка труда придается ключевое значение.
В Западной Германии, которая до сих пор определяет положение всей ФРГ в мировом хозяйстве, также существуют большие межрегиональные различия. Наиболее благополучная ситуация складывается в экономике южных земель – Северный Рейн-Вестфалия, в Баварии и Баден-Вюртемберге, которые специализируются на современных и конкурентоспособных на внешних рынках автомобилестроении, станкостроении, электротехнической и некоторых других отраслях.
результаты:
· образовано большое число новых предприятий, рабочих мест и объектов инфраструктуры,
· сокращено число депрессивных районов, снижен уровень межрегиональных диспропорций.
НО важность совместной задачи несколько снизилась, тк усиление роли наднациональной политики ЕС + рост масштабов реализации региональных программ ЕС. В 2000–2006 гг. из структурных фондов ЕС было направлено в Германию 34 млрд евро: на развитие транспортной инфраструктуры регионов и реализацию шести комплексных региональных программ в восточных землях (повышения конкурентоспособности экономики восточных земель, развития инфраструктуры, природоохранных мер, устойчивости аграрных производств и улучшения качества человеческого капитала).
Среди всего разнообразия инструментов региональной политики выделяются
меры поддержки социально-экономического развития отдельных регионов, связанные с размещением органов государственной власти. Германия является как раз примером страны, где практикуется и децентрализация размещения госструктур, и имел место перенос столицы гос-ва.
11. Экономическая политика во Франции: «дирижизм», «индустриальный императив», «промышленная периориентация».
С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. Причем по темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, из-за возросшей конкуренции со стороны ведущих стран. Другой причиной стало осознание хозяйственными и правительственными кругами бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, и на ростовщичество. В новых условиях инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства.
Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела, чему способствовали правительственные мероприятия. Для Франции была характерной высокая степень гос. участия в экономической жизни. Достаточно сказать, что в 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. – давняя традиция вмешательства государства в экономику.
Де Голль – приходит во второй раз к власти (1959-1969):
1. оперативный хар-р;
2. осмысленная эк политика.
Придя к власти - идеи национального чувства и патриотизма. Основа действий - дух французской нации, которая равносильна другим гос-вам (США): "мы можем всё!" = пропорциональное развитие всех отраслей.
Базой политики был Дирижизм: прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативное планирование.
· элементы индикативного (рекомендательный хар-тер) планирования
· централизованное планирование
· создание экономических стимулов для предприятий
государственный план осуществлялся Жаном Монэ, который объяснял отставание французской экономики сложившейся консервативной структурой предприятий, ориентированных на семейную производственную единицу. Технический прогресс может быть осуществлён только на крупномасштабных предприятиях, чему Монэ и отдавал преимущество:
1. решение обществ проблем: стабилизация общества, нац единство после режима Виши = поддержка нац культуры
2. приоритет на новейшие технологии = финансирование наукоемких отраслей
3. демонополизация
4. укрупнение пром-финансовых групп
5. устройство территории = региональный аспект - равномерное развитие
6. создание классового мира, чтобы не было противоречий
7. контроль за угольными шахтами, электростанциями, металлургией и жд.
8. масштабные экономич проекты: сверхзвук пассажирская авиация Конкорд, ракетно-космическая система Ариана, ядерная программа (3ий реактор в мире), АЭС,
9. скоростные жд, шоссейные дороги, телефонизация.
10. правительство помогает страховать риски
11. образование, модернизация
Франция была страной, которая вела перманентные войны на протяжении двух десятилетий (1939— 1962 гг.) – колонии.
1) быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности.
2) Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств.
3) Новые производства создавались в основном на периферии = смягчение диспропорций, сложившихся между развитыми центральными районами и отсталыми провинциями. формировались новые промышленные центры. Расширялись и укреплялись портово-промышленные комплексы в районе Марселя и на Западном побережье.
4) Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятых в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляли 27%, то в 1968 г. она снизилась до 15%. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, за счет усовершенствования данной отрасли.
5) Одним из важных направлений экономической политики Голлистов было оздоровление финансовой системы. Сразу после прихода к власти ими был взят курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов, на создание условий, при которых владельцы золотых и инвалютных сбережений охотно продадут часть их государству. В 50-е годы наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции.
6) Главным содержанием экономической политики Ш. де Голля стала всемерная поддержка промышленного развития страны. Мощное развитие всех отраслей промышленности позже получила название "индустриального императива".
7) Правительство поощряло ускоренное развитие космической и ракетной отраслей, составлявших основу ВПК. В эти же годы Франция вслед за США и СССР стала ядерной державой.
Региональная политика:
• справедливое распределение инвестиций
• регионы в упадке получали дотации
• дорожная инфраструктура
• полюса роста складывались вокруг крупных экономических проектов
• организация научно-производственных зон при университетах
• создание туристического комплекса
• модернизация с/х = животноводство стало конкурентоспособным
На смену де Голлю пришло иное правительство, направленное на взаимодействие с другими гос-вами. Мероприятия:
Ø девальвация франка (франк содержал 58,95 мг золота, то в 1969 г. – всего 1,60 мг) -> удешевление продукции -> рост экспорта (преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране).
промышленный подъем оказался недолгим. Осенью 1973 г. арабские государства объявили о повышении цен на добываемую ими нефть в 4 раза. В стране, которая ввозила почти всю потребляемую нефть, возник нефтяной и энергетический кризис.
Правительство предоставило дополнительные субсидии нефтяным монополиям и выделило большие средства для закупки нефти на мировых рынках. В результате образовался значительный внешнеторговый дефицит, и пошатнулись позиции французской валюты. Темпы промышленного производства стали снижаться.
Выход из сложившейся ситуации руководящие круги Франции искали в политике "промышленной переориентации" (1976 – 1980 гг). Суть ее сводилась к приспособлению хозяйственной структуры страны к новым условиям международной интеграции, созданию ТНК, усилению связей с мировым рынком. Принцип универсального национального хозяйства, который был заложен в голлистском курсе "индустриального императива", был заменен ориентацией на поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей – автомобильной, авиаракетной, химической, электротехнической, производства сельскохозяйственных продуктов.
В этих отраслях начинается слияние монополий на международном уровне. Так, автомобильная фирма "Пежо-Ситроен", поглотив европейские филиалы "Крайслера", стала крупнейшей монополией отрасли за пределами США. В соответствии с политикой "промышленной переориентации" активно разрабатывались государственные отраслевые программы – по ядерной энергетике, информатике, проекты "Аэробус", "Конкорд" в авиастроении. Укреплялся и военно-промышленный сектор, 40% продукции которого шло на экспорт.