Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение

Рынок- общественный механизм распределения благ посредством добровольного обмена в развитой форме купли-продажи через систему цен в определенных конкурентных условиях.

Взаимодействие субъектов рынка проявляется через взаимодействие спроса - характеристика поведения покупателей, ипредложения- характеристика поведения продавцов.

Модель спроса и предложения в микроэкономике традиционно рассматривается на примере рынка потребительских (конечных) благ. Домашние хозяйства выступают в роли покупателей (потребителей), предпринимательских сектор - продавцов (производителей).

Спрос как характеристика поведения покупателей.

Наличие спроса на товар предполагает согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры их денежных доходов и цены предлагаемых товаров.

В основе решения покупателей лежат два основных момента: - потребительские предпочтения и бюджетные (с позиции личных доходов) ограничения.

Необходимо обратить внимание, что спрос как категория имеет количественную и качественную стороны.

Качественная сторона спроса связана с потребностями, но эти потребности должны быть платежеспособными.

Количественная сторона описывается через понятие величина (объем) спроса - максимальное количество определенного блага, которое может приобрести определенный покупатель за данную цену в течение определенного периода времени при определенных условиях. Именно условия формируют среду принятия решения покупателем. Выделяют факторы, влияющие на выбор потребителя:

- цена данного товара;

- цены других товаров;

- потребительские предпочтения;

- доходы потребителей;

- ожидания потребителей;

- количество покупателей.

Функция спроса - зависимость величины спроса от определяющих его факторов. Обратите внимание, что функция спроса определяется только поведением покупателей (фактических и потенциальных).

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, неизменны, функция спроса имеет вид QD= F (P) и описывается законом спроса (обратная зависимость между ценой и величиной спроса).

Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами:

- табличным - шкала спроса;

- аналитическим Qd= a - bP;

- графическим

 
  Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение - student2.ru

Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение - student2.ru

Qd

Рис. 5. Кривая спроса

Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса (Q – quantity), ординаты - цены спроса (P – price)[27].

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса.

Изменение объема спроса имеет место при изменении цены данного товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены, т.е. при прочих равных условиях - движение вдоль кривой спроса.

Изменение спроса - под влиянием различных факторов (кроме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот).

Различают понятия индивидуального и рыночного спроса.

Рыночный спрос - суммирование величины (объема) спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах (графически - совмещение по горизонтали кривых индивидуального спроса).

При анализе воздействия прочих факторов, влияющих на спрос (мотивы потребительского поведения) необходимо обратить внимание на следующие моменты:

· вкусы и предпочтения потребителей (мода, обычаи и привычки...) – данный фактор не имеет количественной оценки – подробно потребительские предпочтения и методы их оценки будут изучаться позднее;

· доходы – при изменении доходов покупателей различают:

а) нормальный товар - с ростом дохода увеличивается спрос;

б) низший товар - с ростом дохода сокращается спрос;

· цены взаимосвязанных товаров – при анализе влиянии цен прочих товаров различают:

а) взаимозаменяемые (субституты) - при росте цены на один (субститут) увеличивается спрос на другой (анализируемый) товар;

б) взаимодополняющие (комплементарии) - при росте цены на один сокращается спрос на другой;

· количество покупателей – прямая зависимость спроса и изменения количества;

· потребительские ожидания связаны с ожиданиями изменения экономической конъюнктуры.

Логика анализа понятия «предложение»совпадает с логикой анализа спроса. Предложение характеризует поведение продавца, т.е. его готовность продать определенное количество товара по определенным ценам при определенных условиях в определенный период времени.

Объем (величина) предложения - количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов по конкретной цене в единицу времени.

Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара.

Условия, при которых определяется объем и цена предложения, являются факторами предложения, влияющие на принятие решения о продаже. К ним относят:

- издержки производства, включающие в себя используемые для изготовления данного товара технологии и ресурсы;

- цена данного товара;

- цены других товаров;

- государственное регулирование (налоги и дотации, установленные по данному товару);

- природные условия;

- количество производителей;

- ожидания производителей.

Функция предложения - зависимость объема предложения от определяющих его факторов. Функция предложения определяется только поведением продавцов.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, неизменны, функция предложения имеет вид QS= F (P) и описывается законом предложения (прямая зависимость между ценой и величиной предложения).

Функция предложения (как и функция спроса) может быть представлена тремя способами:

1) табличным - шкала предложения;

2) аналитическим QS = с + dP;

3) графическим

Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение - student2.ru Qs

Рис.6. Кривая предложения

Рис. 6. Кривая предложения

Абсциссы точек линии предложения характеризуют его объем, ординаты - цены предложения (аналитическая запись и графическое изображение аналогично функции спроса – см. примечание к функции спроса).

Необходимо различать изменение объема предложения и изменение предложения.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены, т.е. при прочих равных условиях - движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения - под влиянием различных факторов (кроме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменится функция предложения от цены - сдвиг линии предложения.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и объемом предложения (при увеличении цены объем предложения растет, и наоборот).

Необходимо обратить внимание на то, что поведение покупателя, описываемого законом спроса, является более определенным, в отличие от поведения продавца. Основным фактором предложения являются издержки, динамика которых может быть различна по мере увеличения объема производства (позднее будет рассматриваться отдача от масштаба). Поэтому кривая предложения может иметь не только положительный наклон, но и отрицательный, быть горизонтальной или вертикальной относительно оси цен. По-видимому, «нормальная кривая предложения» и, соответственно, закон предложения отражают экономический интерес производителя – при повышении цен он готов производить и поставлять на рынок большее количество товаров.

Наши рекомендации