Автор – составитель: кандидат экономических наук, доцент Алехин В. В.
Ростов – на – Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса состоит в формировании экономического образа мышления, отвечающего современным требованиям в деле экономической подготовки студентов, качественном расширении и углублении знаний в области экономической науки и хозяйственной практики через изучение основ современной микроэкономической теории.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· рассмотреть общие закономерности экономической организации общества;
· изучить природу взаимосвязи экономических явлений в общественном развитии, сущность основных законов экономики на микроуровне.
· использовать различные способы их представления в экономико-математических моделях;
· рассмотреть основные вопросы микроэкономики, такие как: проблема экономического выбора потребителя и оптимум производителя, организационные формы бизнеса, правила конкурентного и неконкурентного поведения;
· познакомиться с классической теорией оптимального поведения потребителя;
· изучить координацию выбора в различных хозяйственных системах в соответствии с вариантами методологии экономического анализа;
· осуществить теоретический анализ проблем современной рыночной экономики, проблем микроэкономического равновесия;
· рассмотреть тенденции в переосмыслении базовых, концептуальных постулатов в теории социально-экономического развития в соответствии с требованиями эволюции современного мирового хозяйства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Лекции | Семинары | ||
Модуль 1. Базовые экономические понятия | ||||
Предмет и задачи и методы микроэкономики. | ||||
Потребности и блага. | ||||
Производство, ресурсы и факторы производства. | ||||
Модуль 2. Экономические отношения в обществе | ||||
Товарное производство. Рынок, его структура и механизм функционирования. | ||||
Субъектно-объектная структура рынка. | ||||
Конкуренция и собственность. | ||||
Экономическая система. Типы экономических систем | ||||
Модуль 3. Основы теории спроса и предложения | ||||
Спрос, параметры и факторы спроса. | ||||
Эластичность спроса. | ||||
Предложение, параметры и факторы предложения. | ||||
Рыночное равновесие. | ||||
Модуль 4. Теория потребительского поведения | ||||
Полезность и её виды. Функция полезности. | ||||
Бюджетное ограничение и равновесие потребителя. | ||||
Влияние изменения цен и дохода на оптимум потребителя. | ||||
Модуль 5. Производство и издержки. | ||||
Производственная функция. Равновесие производителя. | ||||
Фирма в рыночной экономике. Издержки и прибыль. | ||||
Итого |
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Базовые экономические понятия
Комплексная цель модуля: Формирование профессиональных знаний о природе и структуре экономических процессов, навыков рыночного позиционирования продукта.
Тема 1. Предмет микроэкономики.
Микро-, макро-, мезо- и мировая экономика как составные части экономической теории. Предмет микроэкономики. Экономические категории и законы. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономический выбор, свобода выбора. Критерии экономического выбора. Эффективность. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Экономические интересы. Экономическая культура. Экономическая стратегия и экономическая политика.
Тема 2. Потребности и блага.
Экономические потребности. Классификация и иерархия потребностей. Закон возвышения потребностей. Блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Связь категорий «продукт», «благо», «товар»
Тема 3. Производство, ресурсы и факторы производства
Экономические ресурсы, их ограниченность. Типологизация экономических ресурсов. Виды ограниченности ресурсов. Факторы производства. Производство. Индивидуальное и общественное производство, производственная инфраструктура. Фазы общественного производства. Граница (кривая) производственных возможностей. Альтернативная цена (издержки упущенных возможностей, вменённые издержки). Парето-эффективность. Производственные возможности и экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Пропорциональный (сбалансированный) и непропорциональный (несбалансированный) рост.
Модуль 2. Экономические отношения в обществе