Обеспечение предсказуемости и стабильности.

Институты выполняют важнейшую задачу - обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Действительно, если правила строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.

Обеспечение свободы и безопасности.

Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение.

Минимизация затрат на обеспечение сделок.

В интересах участников экономических отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Кроме того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками.

Характерным примером является институт бумажных денег, который полностью основан на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной ценности, и граждане пользуются ими до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено.

Передача знаний.

Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам.

Пример формального обучения правилам - институт высшего образования, чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ТПУ и т.п.).

Трудно переоценить роль институтов роль в современной экономической жизни, посколькуименно благодаря им упорядочивается взаимодействие между людьми, и разрешаются конфликты, возникающие в мире ограниченных ресурсов. Значимость институтов проявляется в том, что, к примеру, законы, принимаемые правительством, определяют различные правила функционирования хозяйствующих субъектов, что в свою очередь непосредственно сказывается на структуре и уровне издержек, на эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий и т.д.

Институты обладают двойственной природой. С одной стороны

Уменьшая неопределенность выбора и обеспечивая предсказуемость результатов совокупности действий, они облегчают процесс взаимодействия между людьми. В этом проявляется их координационная функция. Формальные и неформальные правила приобретают признаки общественного блага. Неформальныеявл-ся общественным благом в случае когда их разделяют все или большиснтво, проблема безбилетника исчезает под действием общественного порицания.

Но с другой стороны, институтыогрничивают доступ к ресурсам, как к политическим так и к экономическим. Это распределительный эффект.

Поэтому в обществе идет активная борьба за изменения правил, с целью измения возможностей доступа к ограниченным ресурсам

Существует точка зрения, что координационные аспекты возникают и воспроизводятся как побочные результаты распределительных процессов.

7. Понятие фокальной точки. Фокальные точки как решение проблемы координации в экономике.

Фокальной точкой называется определенное равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе информации, лежащей вне взаимодействия как такового. Выбор фокальной точки зависит от природы координационной проблемы, а также определяется общностью экономической и социальной культуры задействованных игроков. Формированию фокальных точек в социальных и экономических взаимодействиях людей способствуют институты, существующие в обществе. Фокальная точка (focal point) —психологический феномен, позволяющий обеспечить согласованность действий экономических агентов в условиях, когда возможность непосредственного обмена информацией исключена.

8. Показатели оценки качества институтов. Критерии качества институциональной среды.

К оценке состояния институциональной среды (IS) можно подойти с точки зрения понятия качества, под которым принято понимать совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Поэтому альтернативные и многовариантные качественные признаки IS необходимо перевести в категорию количественных характеристик (показателей) качества путем присвоения каждому условных единиц исчисления – баллов, рангов, рейтингов, учитывающих степень влияния на уровень качества в целом. Совокупность свойств IS будет складываться из свойств тех сред, которые формируют институциональную среду в целом. На основании положений теории институциональной экономики мы выяснили, что к таким средам относят социальную – (1), политическую – (2), экономическую – (3) и правовую – (4) среды. Тогда качество IS – Kis находится в функциональной зависимости от параметров качества субсред 1, 2, 3 и 4 и имеет следующий вид (3): KIS = f (К1, К2, К3, К4), (3)

Критерии качества

Уровень развития конкурентоспособности - рынок труда; - качество государственных институтов; - уровень развития коррупции; - эффективность банковской системы; - уровень развития технологий; - налоговая политика; - рынок труда; - уровень и качество зарплат; - уровень развития коррупции; - качество государственных институтов; - законодательная база; - уровень развития коррупции.

«Кристаллы развития» - ожидаемая продолжительность жизни; - охват детей начальным образованием; - доступ населения к чистой питьевой воде; - ВВП на душу населения.

«Треугольный индекс благосостояния» - Сбалансированное развитие социальной среды, экономики, информационной инфраструктуры

Индекс экономической свободы - степень интервенции государства в экономику; - торговая и биржевая политика; - монетарная политика; - уровень денежных потоков и иностранных инвестиций; - банковский сектор и система финансов; - уровень зарплаты и цен; - права собственности; - черный рынок. - право собственности;

«Открытость экономики» - свобода ведения бизнеса внутри страны; - свобода ведения бизнеса внутри страны;

«Уровень коррумпированности» - прозрачность деятельности правительства; - качество законодательства; - соблюдение принципа верховенства права;

Индекс инвестиционной привлекательности - доля страны в глобальном притоке прямых инвестиций/доля страны в глобальном ВВП

Индекс развития человеческого потенциала - продолжительность предстоящей жизни при рождении (25-85 лет); - ВВП на душу населения;

- грамотность взрослого населения

+индивидуальные показатели качества

9. Экономическая теория прав собственности. Основные теории возникновения и развития прав собственности.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любой человек должен соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные "правила игры", принятые в обществе. Права собственности - это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории активное участие принимали: И. Барцелъ, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.

Своеобразие подхода авторов данной теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в следующем.

Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием "собственность", а термином "право собственности". Не ресурс сам по себе является собственностью, а "пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность". Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:( был предложен английским юристом А.Оноре)

- право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами;

- право использования, то есть право применения полезных свойств благ для себя;

- право управления, то есть - право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

- право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ;

- право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ;

- право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

- право на передачу благ в наследство;

- право на бессрочность обладания благами;

- запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

- право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга;

- право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности есть не что иное, как определенные "правила игры", принятые в обществе. "Права собственности - это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры,- определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса".

Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости или ограниченности ресурсов: "Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности".

В литературе выделяются три теории возникновения прав собственности:

наивная теория прав собственности;

теория групп давления;

теория рентоориентированного поведения

10. Теорема Коуза. Российская приватизация в свете теоремы Коуза. Сравнительный анализ различных режимов собственности.

Теорема Коуза — утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов. теорема Коуза утверждает, что отдельные экономические агенты имеют возможность самостоятельно решить проблему, связанную с внешними эффектами. Каким бы ни было первоначальное распределение прав, заинтересованные стороны всегда могут заключить взаимовыгодную сделку и достичь эффективного результата. Кутер дает несколько наиболее распространенных ее интерпретаций:

—"в аспекте свободного обмена" (с точки зрения эффективно­сти не имеет значения, как первоначально распределяются законные
права при условии, что можно свободно обмениваться ими);

—"в аспекте трансакционных издержек" (с точки зрения эф­фективности не имеет значения, как первоначально распределяются
законные права при условии, что трансакционные издержки обмена
равны нулю);

—"в аспекте несостоятельности рынка" (с точки зрения эффек­тивности не имеет значения, как первоначально распределяются за­
конные права при условии, что обмен ими происходит в условиях
совершенно конкурентного рынка).

Подход Коуза использовался в качестве обоснования большинства программ приватизации в переходных экономиках. Предположение равенства нулю трансакционных издержек гарантирует в теореме Коуза достижение эффективной структуры прав собственности вне зависимости от из первоначального распределения. Как только это допущение снимается, предсказываемые на основе подхода Р. Коуза результаты становятся менее очевидными и требуют возврата к аргументам относительно природы фирмы, тоже ранее сформулированных этим автором. Подход Коуза также помогает определить оптимальные границы фирмы после приватизации и выработать стратегии реструктурирования - как внутри фирмы, так и в отраслевом масштабе. Наконец, мы затрагиваем проблемы распределения прав собственности после приватизации, корпоративного управления и его влияния на осуществление реструктуризации. Основной вывод из множества эмпирических исследований заключается в недостаточности ссылок исключительно на модель "принципала-агента". В последнем параграфе сравниваются стандартные и нестандартные методы приватизации

11. Институциональные условия эффективной системы прав собственности и ее свойства.

12. Трансакционные издержки как базовая категория неоинституциональной теории и их значение для эффективности размещения ресурсов.

Различные институты обладают неодинаковой эффективностью с точки зрения экономии трансакционных издержек. Одни справляются с этой задачей лучше, другие - хуже. И это объясняет эволюцию организационных структур. Те, что требуют слишком высоких издержек, отмирают, те, что оказываются более экономичными, выживают и получают распространение.

Экономия трансакционных издержек выступает как своего рода "мотор" институциональной эволюции.

Поэтому совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили название "трансакционных". Они выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.

Трансакционные издержки есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав.

ТИПОЛОГИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Координационные издержки. Современный неоинституционализм придает особое значение роли трансакционных издержек как издержек рыночной координации производства.

1. Издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке, прежде чем вы сузите свой подход до чего-либо конкретного.

2. Издержки определения партнеров. Это - изучение партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, их возможности выполнить данный контракт, их цены и т.д.).

3. Издержки непосредственной координации. Что касается сложного контракта, то здесь возникает необходимость создания структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон вместе. Эта структура представляет, например, интересы заказчика и обеспечивает процесс переговоров.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты

Мотивационные издержки (т.е. издержки, связанные с процессом выбора: вступать или не вступать в данную трансакцию).

1. Издержки, связанные с неполнотой информации. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага. Классический пример отказа от решения в результате неполноты информации – ликвидация в настоящее время фондового рынка в России. Люди не знают, будет ли он существовать, какова будет судьба предприятий (может, их вновь национализируют). Т.е. уровень неопределенности становится столь высок, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакций, чем тратить силы на получение дополнительной информации.

А в начале 1990-х гг. проблемы, связанные с нехваткой информации, у нас решались по-иному. Например, организация покупала ключевых людей на той фирме, чей контрольный пакет акций она собиралась приобрести, и они выкладывали всю подноготную своей фирмы. Это обычные трансакционные издержки на преодоление неполноты информации. Законны или не законны такие действия, сказать трудно. Боюсь, подобные издержки нашим законодательством еще не регулируются. А на Западе они явно не законны.

2. Издержки, связанные с оппортунизмом. Они особенно часты внутри фирмы, но проявляются и в рыночных контрактах. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д.

Издержки, связанные с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.

Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.

13. Фирма как объект институциональной среды и субъект рынка. Объяснение причин возникновения и функционирования фирмы в экономическойтеории.

В неоинституциональных теориях фирма представляет собой сложную структуру, переплетение контрактов и внутрифирменных институтов.

В неоинституциональных теориях фирма представлена как совокупность контрактов; фирма уже имеет внутреннюю структуру управления для реализации производства без участия рыночного обмена. Основоположником неоинституционализма считается Р. Коуз [3]. С точки зрения Коуза, фирма представляет собой сложную структуру, переплетение контрактов, внутрифирменных институтов и социальных взаимоотношений. Для понимания отношений, которые именуются фирмой, Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек, т.е. издержек, связанных с поиском информации о ценах, переговорами с партнером, контролем за исполнением контрактов и защитой своих прав в случае его неисполнения. Как только эти издержки становятся запретительно высоки, на смену ценовому механизму размещения ресурсов приходит предприниматель-координатор, и возникает отношение, которое Коуз называет фирмой. "Фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что было бы необходимо, разумеется, если бы эта кооперация была прямым результатом работы ценового механизма. Этот ряд контрактов замещается одним-единственным" [3; 37]. Этим контрактом устанавливаются пределы власти предпринимателя, в которых он может управлять остальными факторами производства: "фирма… есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя" [3]. Можно сказать, что для Коуза фирма – это долгосрочный неполный контракт, позволяющий экономить транс-акционные издержки. Рыночные трансакции заменяются в фирме распоряжениями предпринимателя. Для осуществления руководства фирма имеет иерархическую структуру подчинения. Таким образом, институциональное определение фирмы вытекает из экономических причин и цели максимизации прибыли. Однако средством достижения этой цели являются, по сути, неэкономические факторы: контракты, иерархия, структура управления, пределы власти предпринимателя. Все это следует рассматривать как внутрифирменную институциональную структуру, создающую новую стоимость. Действительно, в новой контрактной технологии заключена определенная стоимость, раз она приводит к более высоким результатам, чем результаты, создаваемые теми же видами деятельности, но когда контракты заключаются непосредственно между предпринимателями на рынке. Стоимость создается координацией и контролем предпринимателя, которые становятся возможными в новой структуре управления при наличии корпоративной стратегии.


Р. Коуз в "Природе фирмы" анализирует некоторые подходы к определению причин возникновения фирмы. Так, Ашер и Добб считают, что "фирмы возникли в силу существования системы разделения труда", предприниматели рассматриваются как "интегрирующая сила" [3; 43]. В XVIII в. в промышленности завершается переход от ручного труда к механизированному, что вызывает углубление разделения труда, увеличение роли квалифицированного труда, замену цехового способа организации производства фабричным. Действительно, в условиях большей специализации и укрепления более узких трудовых навыков производительность росла и продукция становилась дешевле. Однако Коуз ставит справедливый вопрос: почему же происходило объединение производителей, когда обмен и более специализированными предметами можно осуществлять на основе рыночных сделок? На этот вопрос теории происхождения фирмы в результате разделения труда не дают ответа.

14. Фирма как ядро контрактов. Сущность, типы контрактных отношений и управление ими.

В неоинституциональной экономической теории фирма определяется как сеть, или сплетение, контрактов (nexus of contracts). Внутри фирм непрерывное назначение цен на продукцию приостанавливается, а производственными ресурсами управляет центральный агент. Используются контракты и при обмене на рынках, где продукция измеряется и обретает цену.

Чтобы лучше понимать, что представляет собой фирма как ядро контрактов надо проанализировать те контрактные формы, которые участвуют в этом ядре.

Итак, в классической предпринимательской фирме центральный агент заключает ряд двусторонних контрактов арендного типа с собственниками скооперированных производственных ресурсов, которые заключаются на рынках факторов производства. Также центральный агент заключает двусторонние контракты с покупателями продукции фирмы, на рынке готовой продукции. По мере расширения фирмы отмечаются три взаимосвязанных явления: рынки факторов производства замещают рынки готовой продукции, роль ценовых сигналов в распределении ресурсов уменьшается относительно роли административных решений, все чаще прибегают к таким измерения, результаты которых приходится принимать на веру. При таком подходе к анализу организации фирмы возникают вопросы, которые были поставлены ещё Коузом в 1937 году, например, почему фирма не разрастается до таких размеров, что поглощает рынок или всю экономику? Какие факторы определяют размер фирмы?

Вид выбираемой контрактации зависит, прежде всего, от издержек. Назначение организации не только в том, чтобы снижать масштабы уклонения от выполнения контрактных обязательств и оппортунистического поведения, но ещё и в том, чтобы способствовать координации. А эта деятельность, как известно, связана с издержками, которые возникают по причине дефицита информации. И опять же поиск информации – это сложно, затратно. По словам Ibid «фирмой можно считать и одно-единственное контрактное соглашение между двумя собственниками производственных ресурсов, и, если распространять цепь контрактов все дальше и дальше, всю экономику.

Итак, фирма, построенная на контрактах, представляют собой разные структуры в силу разных типов контрактов. На конкурентном рынке могут сосуществовать несколько типов контрактов и, конечно, понятие конкуренции между типами контрактных отношений играет ключевую роль в анализе фирмы. На конкурентном рынке выживают те контрактные формы, которые служат источником положительной (ненулевой) прибыли, а прочие формы организации исчезают.

Классификации контрактов с экономической точки зрения достаточно многочисленны и проводятся по разным основаниям. Выделяются следующие типы контрактов: полные и неполные; классические, неоклассические и отношенческие; явные и неявные; обязывающие и необязывающие; формальные и неформальные; краткосрочные и долгосрочные; стандартные и нестандартные (комплексные); самовыполняющиеся и защищенные с помощью третьей стороны; индивидуальные и коллективные; контракты в условиях информационной симметрии и асимметрии; контракты с верифицируемой и неверифицируемой судами информацией; контракты, заключенные от собственного имени или по поручению, и др. Неявные (имплицитные) контракты содержат условия «по умолчанию». Полные контракты должны включать описание всех возможных состояний окружающего мира и действий сторон при каждом состоянии. Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки, предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий и решение споров в суде.

Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Такой контракт напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем юридический документ, учитывающий ситуации, возможные в будущем.

Если наряду с неопределенностью взаимоотношения агентов становятся непрерывными и высока степень специфичности ресурсов, то контракт называется отношенческим. Это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон, хотя в качестве механизма защиты может использоваться два варианта: самозащита и защита со стороны партнера

15. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования институтов в условиях перехода к рыночной экономики.

Стабильность и эффективность властной вертикали чрезвычайно важны в любой ситуации, но в периоды глубоких социально-политических и экономических преобразований они приобретают особую значимость. Что касается России, то здесь социально-экономические преобразования происходят в условиях фронтального противостояния различных противоборствующих сил и заинтересованных групп при одновременном резком ослаблении государственной власти. Сама власть и сфера принятия политических решений оказались ареной ожесточенной политической и административной борьбы узкоэгоистических интересов, подрывающей как дееспособность власти, так и ее легитимность в глазах широких слоев населения. К тому же власть часто прибегает к принятию заведомо невыполнимых или быстро забываемых законодательных актов, что является дополнительным свидетельством политической нестабильности.

В процессе перехода к рынку Россия столкнулась не только с общими проблемами перехода, характерными в той или иной степени практически для всех стран, вставших на путь рыночной экономики, но и со специфическими российскими проблемами, связанными, в частности, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, региональной неравномерностью и т.д. Дополнительным фактором в данном контексте служит усиление региональных властей за счет ослабления центральной, что в свою очередь сужает территориальные масштабы либерализации экономики и политики.

Особо важное значение с данной точки зрения имело то, что перед Россией стоит проблема радикальной трансформации не только экономики, но и всей системы общественных отношений — по сути дела, воссоздать или заново создать институты, ценности, отношения гражданского общества, новую политико-правовую систему, новую государственность, выработать новый образ жизни и даже новый менталитет.

Поэтому представляются ошибочными предлагаемые рядом исследователей модели, в соответствии с которыми предусматривается сначала создать (или еще лучше — сохранить без изменений существующие) “сильные” государственно-политические и правовые институты, и только после этого взяться за либерализацию экономики. На наш взгляд, реформы могут достичь успеха лишь в том случае, если они будут реализоваться комплексно, таким образом, чтобы преобразования в одной сфере, например, экономической, стимулировали преобразования в социальной сфере, а они в свою очередь — в политической сфере и наоборот. Иными словами, создание сильной государственно-правовой структуры должно сопровождаться формированием сильных рыночных институтов и системы социальной помощи, которые будут дополнять и усиливать друг друга.

16. Институциональные причины барьерного характера управления экономикой в России. Пути преодоления.

С позиций институционального подхода, административные барьеры представляют собой институты особого вида, вводимые нормативными актами и законодательными решениями уполномоченных государственных органов, и обладают всеми присущими им атрибутами в соответствии с их определением как совокупности созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений для экономических агентов.

В данном случае «рынок административных барьеров» может рассматриваться как олигополистический рынок, где несколько крупных предприятий устанавливают свои правила ведения бизнеса, а другим, более мелким, предприятиям, действующим на данном рынке, только и остается следовать этим правилам.

Отраслевые барьеры (барьеры «входа - выхода») - совокупность факторов объективного и субъективного порядка, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь. Впервые этот термин был введен Джо Бэйном.

Он делит входные барьеры на два типа:

* стратегические, формируемые как следствие поведения фирм;

* нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих объектов, как внешняя данность. В свою очередь, здесь различают три основных разновидности: административные («правительственные»); гражданские; социально-экономические.

Представляется целесообразным провести классификацию административных барьеров, присутствующих в самых разных сферах экономической деятельности. Административные барьеры можно группировать в соответствии с условиями прохождения стадий производства, оборота и текущей деятельностью соответственно по трем блокам:

1. АБ на входе предприятий на рынок - лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной документации;

2. АБ, связанные с допуском товаров на рынок, - сертификация, идентификация, маркирование;

3. АБ, связанные административными издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности - инспекционная деятельность, контроль и надзор, включая лицензионный надзор, делопроизводство, документооборот, соблюдение многочисленных форм обязательной отчетности, классифицированных нами в рис.

Таким образом, можно сделать заключение, что административные барьеры существуют на всех этапах ведения бизнеса. Повсеместное их существование модифицирует их в «системный барьер».

Институциональная среда является одним из главных факторов, определяющих динамику и характер развития национальной экономики и ее отдельных отраслевых секторов. При этом, когда речь идет о нефтегазовом секторе (НГС), из всего множества элементов институциональной среды в качестве наиболее значимых можно выделить условия режим недропользования, систему налогообложения (включая ее специфическую рентную составляющую) и организационную структуру.

17. Роль государства в обеспечении институционального равновесия.

Институциональное равновесие - ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и при данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений.

Функции государства

1. Правовое обеспечение функционирования рыночной системы. Оно предполагает оформление правового статуса хозяйствующих субъектов, четкое определение отношений владения, присвоения, распоряжения, а также правил образования и ликвидации предприятий в связи с банкротствами. В условиях рыночных отношений государство регулирует функции рынка, а рынок регулирует деятельность производителей.

2. Производство товаров и услуг общего назначения. В отдельных случаях рынок оказывается неспособным обеспечивать производство определенных так называемых общественных товаров (товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дорожное строительство и т. д.).

3. Корректировка распределения ресурсов с целью структурных преобразований. В зарубежной экономике структурные преобразования часто осуществляются путем использования государственного стимулирования и поддержки отдельных отраслей и секторов (так называемых точек роста). Их приоритетность определяется с позиций перспектив социально-экономического, научно-технического развития, а также конкурентоспособности национальной экономики.

18. Институциональные условия экономической политики государства в России.

Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

- формирование исполнительных структур государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;

- создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;

- подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

- поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

- обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики

- правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

- соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).

Институциональный аспект государственного регулирования в России проявлялся всегда с известной спецификой. Он реализовывался в отечественной практике преимущественно в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени - правовых институтов. Достаточно вспомнить, что в условиях СССР действовало около 900 министерств, ведомств, управлений. В настоящий период происходят изменения в прежних акцентах институционального подхода.

19. Понятие, концепция и критерии эффективности государственного регулирования институтов.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Неолиберализм, представляющий собой особую систему взглядов на проблему государственного регулирования экономики, возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. XX в. Он опирается на идею создания условий для свободной конкуренции благодаря вмешательству государства в экономику.

Сторонники неолиберальной концепции выступают за пассивное государственное регулирование, за либерализацию экономики, использование свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Неолибералы отдают предпочтение ограничению вмешательства государства в экономику и его большему содействию свободному и стабильному функционированию предпринимательства.

Уже в 30-е гг. в противовес кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, огр

Наши рекомендации