Какие теоретические школы относятся к классическому либеральному направлению современной экономической науки?

Какие теоретические школы относятся к классическому либеральному направлению современной экономической науки?

Назовите методы, характерные для теоретического уровня научного познания

Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Теоретические методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на получение объективной конкретной истинности всего процесса. Они имеют следующие характерные признаки:

Преобладание таких рациональных моментов, как законы, теории, понятия и прочие формы мышления;

Основным подчиненным аспектом методов выступает чувственное познание;

Направленность на исследование самого познавательного процесса (его приемов, форм и понятийного аппарата).

Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия.основными из них являются:

Идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования;

Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

Формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях;

Рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания;

Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов;

Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса;

Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению.

Назовите три теоретические школы, претендовавшие на роль лидера в период кризиса классической парадигмы 70-х годов Х1Х века?

Неоклассическое направление

70-е гг. – кризис кейнсианства: наступление кризисных процессов несмотря на активное госрегулирования; кейнсианство не смогла предотвратить галопирующей инфляции, объяснить стагфляцию, кризисы мирового хозяйства.

Основные школы: Чикагская, «экономики предложения», «рациональных ожиданий» (новая классическая теория).

Чикагская школа – лидер М.Фридмен (умер в декабре 2006 г.). Этапы формирования современной теории монетаризма: 1) разработка теории «перманентного дохода» (50-е гг.) 2) создание монетарной теории хозяйственного цикла (60-е гг.) 3) появление монетарной концепции «номинального дохода» и объяснение влияния денег на основные экономические параметры.

Особенности монетаризма:

- он в большей степени представляет собой теория и практику денежного обращения, чем общую экон.теорию;

- В учебнике Селигмена глава о Фридмене названа «Теория как идеология».

Отличия от традиционной неоклассики:

1) в центре исследования – богатство во всех его видах (деньги, облигации, акции, физические блага, человеческий капитал), а не факторы производства и их предельная производительность.

2) Ключевой тезис: если деньги – одна из форм богатства, то спрос не них определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства; структура богатства инерционна, и деньг занимают в ней устойчивое место. Поэтому совокупный спрос на деньги есть величина устойчивая, изменяющаяся лишь пропорционально темпу изменения ВНП и национального богатства.

3) Если неоклассики рассматривают деньги как средство обращения, инструмент, кейнсианцы объясняют «предпочтение ликвидности страховыми и спекулятивными функциями денежного запаса, то монетаристы трактуют деньги как самостоятельную и равноправную форму богатства. Если спрос на деньги в каждый данный момент устойчив, то это – главная гарантия устойчивости платежеспособного спроса во всей рыночной экономике и ее стабильности.

В теории перманентного доходаФридмен доказал, что существует постоянная устойчивая связь между потреблением и доходом (в противовес «психологическому закону» Кейнса), что является основой устойчивости рыночной экономики обладает большим потенциалом саморегулирования. В теории номинального дохода было доказано, что динамика ВНП опережает по времени соответствующие ей изменения денежной массы, в результате их реальные изменения могут не совпасть во времени, что и нарушает экономическое равновесие, т.е. непредсказуемое увеличение предложения денежной массы есть причина нарушения равновесия. Этот «выдающийся феномен» стал основой и объяснением причин экономического цикла. Вывод: чтобы деньги не мешали циклическому развитию экономики, они не должны подстраиваться под цикл, тогда денежная политика государства не будет причиной депрессии. – предложение об устойчивом постоянном темпе роста денежной массы, соответствующем среднегодовому темпу роста ВНП – 3-5% в год. Теория занятости- «гипотеза адаптивных ожиданий», «вертикальная кривая Фридмена-Фелпса» - в долгосрочном периоде не существует какой-либо связи между уровнем занятости и инфляцией, т.к. с течением времени хозяйствующие агенты оценивают свои доходы не в номинальных, а в реальных единицах. Поэтому темпы инфляции учитываются при заключении трудовых договоров и деловых контрактов, большую роль играет прогнозирование ценового уровня.

Сложность «частных прогнозов» Пример собственных оценок Фридмена.

Экономика предложения – школа появилась в 70-е гг. в США ( М.Фелдстайн, А.Лаффер). Основные направления теоретического анализа: безработица и инфляция, концепция экономического роста, налоговая реформа (кривая Лаффера). Нет собственной четкой научной платформы, синтез теоретических предшественников и современников :неоавстрийцы, монетаристы, элементы теории предельной производительности факторов производства. Основные выводы (переход к долгосрочному государственному регулированию факторов производства, направлением которого должно стать снижение налогов и проведение ограниченной денежной политики) имеют больше политическое содержание, чем экономическое.

Новая классическая теория (школа рациональных ожиданий) – Л.Лукас, Т.Сарджент, РомерН.Уоллес, Э.Прескотт, Р.Барроу, Б.Маккалум). Исходный тезис (Дж.Мут, 1961 г.) : экон.агенты используют всю доступную информацию и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, в этом смысле их ожидания рациональны.

Эволюция взглядов на рациональность в экон.теории – маржиналисты: предпосылка о полной рациональности; Ф.Найт – жизнь полна риска и неопределенности, подобные взгляды у Мюрдаля, Хайека, но в наибольшей степени – у Кейнса – роль интуиции в поведении индивида. Новые классики: нельзя недооценивать рациональность человека.

Основные направления теоретического поиска: исследование взаимосвязи инфляции и безработицы, в результате была опровергнуты «кривая Филипса» в ее кейнсианском варианте и предложена ее интерпретация в точки зрения рациональных оживаний; собственное решение вопроса о причинах циклических колебаний – два подхода 1) теория несовершенной информации, сформулированная РЛукасом, 2) теория реального бизнес-цикла (источник циклических колебаний – в реальном секторе экономики. Это может быть технический прогресс, организационные изменения, рост гос.расходов и т.д.

Теория Дж. М. Кейнса.

Английский экономист Джон МейнардКейнс (1883—1946) является родоначальником самостоятельной маржиналистской школы — кейнсианства, которая стала развиваться с конца 1930-х гг. XX в. после выхода в свет в 1936 г. его главного произведения «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс был студентом А. Маршалла в Кембриджском университете. С 1906 г. работал в государственных финансовых структурах, в частности в Казначействе. Занимался биржевыми операциями. В дальнейшем вернулся в Кембридж в качестве преподавателя. В ранних своих работах большое внимание уделял проблемам денежной реформы и золотого стандарта («Трактат о денежной реформе» (1923)); «Экономические последствия политики мистера Черчилля» (1925); «Трактат о деньгах», в 2-х томах (1930)). Уже в них он начал разрабатывать идею государственного вмешательства в экономику. Являясь членом «Комитета по финансам и промышленности» (Комитета Макмиллана), созданного в Великобритании в 1929 г., оказывал определенное влияние на государственную политику, в основном денежно-кредитную и финансовую. В 1940-е гг. был одним из директоров Банка Англии. За ним признается большой вклад в работу Бреттон-Вудской конференции, созванную для того, чтобы определить международные валютные отношения после Второй мировой войны. На ней Кейнс возглавлял английскую делегацию и выступал за полный отказ от золотого стандарта. Он также выдвигал идею создания единого платежного средства для осуществления международных операций. Она не получила поддержки, но оказала влияние на выводы конференции, в частности способствовала созданию Мирового банка и Международного валютного фонда.

Предмет и метод

Принципиальным положением теорииДж.М. Кейнса является критика классического постулата о равновесности экономической системы. Основными аргументами критики являются пересмотр модели человеческого поведения и выявление внутренних экономических тенденций, нарушающих действие равновесных рыночных механизмов.

Современное кейнсианство.

Кейнс создал концепцию рыночной экономики в целом как системы, разработал принципы макроанализа: предложил основы антикризисной политики государства. Он опирался на такие категории, как национальный доход, занятость, предложение, спрос, сбережение, инвестирование. Цель его исследований заключалась в том, чтобы установить, как определяются различные переменные величины, влияющие на экономическое развитие страны. Это и есть макроэкономический подход, исследующий экономику как целое, в отличие от микроэкономического, которого всегда придерживались неоклассики (микроэкон-й подход изучает отдельные части экономики, уделяя осн.внимание поведению и выбору экономических единиц - фирмы, хозяйства, а также анализу рыночных процессов). Он отмечал, что не убежден, что условия процветания отдельного «экономического человека» или фирмы идентичны условиям процветания экономики в целом. Напротив между ними могут возникнуть противоречия, решение которых следует искать не в максимизации прибыли отдельных фирм, а в восстановлении общенациональных экономических пропорций и совершенствовании общих условий воспроизводства. Божественное правление миром, по словам Кейнса, вовсе не приводит к совпадению частных и общественных интересов. Постепенно макроанализ сформировался в новый раздел экон-й науки-макроэкономику.

После II мировой войны последователи Кейнса создали концепцию государственного регулирования экономики, которая включает следующие основные положения: оценку стихийного рыночного механизма (как модели, так и реально действующего), причин государственного вмешательства в экономику, определение целей такого вмешательства, направления, формы и методы гос. регулирования экономики. Кейнсианцы считают, что такие явления, как кризисы, неустойчивость экономического роста, безработица, неравенство в распределении богатства и дохода являются неизбежными в стихийной рыночной экономике. Их преодоление связывается с восстановлением общенациональных экономических пропорций и совершенствованием общих условий воспроизводства. Гос-во должно стать «встроенным стабилизатором», активно воздействуя на сферу реализации-поскольку в стихийной экономике «эффективный спрос» (накопление+потребеление) на товары как личного, так и производственного назначения недостаточен. Именно на этой основе были сформулированы концепции антициклического (конъюнктурного) регулирования экономики и теории экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование экономики предполагает прежде всего воздействие государства на инвестиции. Основные методы его: финансово-кредитные (гос.бюджет, налоговая политика, регулирование нормы %). В условиях экономического спада предполагается компенсировать недостаточный частный спрос увеличением государственных расходов на закупки товаров и услуг: обеспечить снижение нормы% (для стимулирования частных инвестиций), регулирование ставок налогообложения, чтобы повысить как производственный, так и личный спрос. В периоды надвигающегося экономического бума-ограничение роста инвестиций и, следовательно, производства.

Теория экономического роста предусматривает стимулирование путем направления государственных расходов на научные исследования, в производственную и социальную инфраструктуру.

Кейнсианская экономическая политика-в большей или в меньшей степени-осуществлялась во второй половине нашего столетия во всех развитых странах. Нередко она становилась составной частью политики стабилизации, включающей следующие 4 цели: стабильность цен, высокий уровень занятости, внешнеэкономическое равновесие, непрерывный и разумный экономический рост.

Неоавстрийская школа.

На 50-60-е годы приходится возрождение неоавстрийской школы. Главными представителями этой школы являются Ф.Хайек и Л.Мизес. Как и австрийская школа Х1Х в. неоавстрийцы относятся к субъективистским направлениям в экономической теории. Но их субъективизм несколько иного плана. Они считают, что экономические явления не могут быть выражены в объективных понятиях, терминах, т.к. собственные установки и мотивы исследователя-экономиста включены в предмет изучения, что не может не сказаться на выводах и результатах исследования. Поэтому экономические знания отражают субъективные представления людей и больше ничего. Особенности методологии неоавстрийцев:

- в анализ включаются не только собственно экономические проблемы, но и социальные, политические, этические аспекты жизни общества. Экономика рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической системы. Экономическим явлениям присущи черты, складывающиеся в условиях свободной конкуренции: индивидуализм хозяйствующих субъектов, субъективность их оценок, конкурентная природа субъектов, их представления об экономической свободе. Но при этом собственно экономическое содержание указанных явлений остается в тени;

- резко критикуется статический подход неоклассиков, основанный на равновесных моделях совершенной конкуренции, за то, что он лишен динамики и слабо стыкуется с реальными процессами экономического развития, на основе этого отрицается возможность математизации экономической наука, т.к. экономические знания не имеют объективной основы в силу того, что исследователь включен в предмет исследования;

- неоавстрийцы стоят на позициях индивидуализма и субъективизма и все их исследования имеют микроэкономическую направленность, они отрицают макроэкономику как таковую, т.к. считают, что нет никаких экономических зависимостей в рамках макросистемы;

- в основе экономической концепции неоавстрийцев лежит учение о спонтанном рыночном порядке.

Основное содержание учения о спонтанном характере рыночного порядка (создано Ф.Хайеком). Рыночная экономика возникла и развивается в результате деятельности людей, но это не означает, что ею можно управлять. У экономики есть своя логика развития: экономическая динамика – результат деятельности людей, но в этой деятельности люди руководствуются своими знаниями, привычками, обычаями. По большей части это неявное знание и поэтому оно не может быть отделено от человека и формализовано в какой-то теории. Такой характер знаний о рыночном процессе полностью исключает возможность вмешательства, регулирования рынка (фактически, человек не знает рынка, как можно регулировать то, чего не знаешь?).

Рынок это своеобразный информационный механизм, который через систему цен, изменение соотношения спроса и предложения, рекламу и т.п. систематически передает информацию о том, что, где, когда и как производить, покупать и продавать и таким образом он сам обеспечивает координацию участников рынка. Это сложный механизм, он обеспечивает получение фрагментарного, а не системного знания об экономике. Ф.Хайек писал, что если бы это было не ток, то рынок с присущей ему конкуренцией был бы не нужен. С этой задачей распределения справилась бы и система планового распределения производственных ресурсов из единого центра. Реально же только рынок с присущей ему конкуренцией в состоянии выявить, распространить и эффективно использовать ранее неизвестные данные о потребностях, ресурсах, технологиях.

Человек усваивает эту информацию, но в форме неявного, отрывочного знания, поэтому любое вмешательство в функционирование механизма рынка способно его подорвать. Любая политика невозможна, т.к. она не в состоянии учесть и использовать тот массив знаний, который необходим для ее успешной реализации. Это касается и денежной политики. Стабильность денежной системы может быть достигнута на путях ее либерализации – Хайек в решении этого вопроса предлагал даже отменить правительственную монополию на эмиссию денег и заменить ее конкуренцией частных эмитентов. Такая конкуренция отвечала бы рыночной природе денег и была бы способна не допустить инфляцию и экономические спады.

Другим важнейшим представителем неавстрийской школы является Л.Мизес. По определению Селигмена, Мизес является защитником экономического либерализма в крайних формах. Его работы развеяли на западе иллюзии начала ХХ в. относительно возможности более рационального, чем капитализм общества. В них главная роль отводится праксеологии – учении о человеческом поведении, о принципах человеческого выбора. Мизес считал, что категории праксиологии вечны и неизменны, они представляют собой априорные истины, на основе которых с помощью дедуктивного метода может быть выстроена вся экономическая теория. То есть логическая стройность и последовательность может обеспечить подлинно научный результат. А другие методы науки – эмпирический, исторический – только затрудняют логическое исследование.

Общие особенности неавстрийцев – резкая оппозиция любым формам государственного вмешательства и отрицание макроэкономического регулирования – длительное время рассматривались как пережитки laisserfaire и старомодный либерализм. Однако с 80-90-х годов эти взгляды получили официальное признание в отстаивании принципов «свободного предпринимательства», признаны были концепция «спонтанного рыночного хозяйства», идея «очищения рынка от воздействия государства». Они легли в основу новейших концепций неоконсерватизма.

Какие теоретические школы относятся к классическому либеральному направлению современной экономической науки?

Наши рекомендации