Социальная политика — сущность, важнейшие ориентиры
Среди исследователей нет достаточно однозначного определения социальной политики. Представляется, что социальную политику можно определить как систему взаимосвязей между государством и социальными слоями общества, индивидами по поводу социальных обязательств, поддержания определенного уровня благосостояния членов общества. При этом возникает необходимость определения проблемы благосостояния.
Благосостояние — понятие относительно новое, не имеющее достаточно точных критериев. В этой связи обращает на себя внимание такое довольно общее определение: благосостояние общества измеряется совокупным объемом производства за весь период его существования. Представляется, что это очень расширительное определение, требующее конкретики, определения временных параметров, приближения к человеку. Видимо, понятие "благосостояние" требует связи не только с уровнем, но и качеством жизни, наличием социальных гарантий, стимулов для участия в общественном производстве и т. д.
По степени "решаемости" социальных проблем можно выделить ряд этапов:
• решение отдельных социальных проблем — прежде всего продолжительности рабочего дня, введения системы социального страхования, пенсий по старости и инвалидности и т.д. в период индустриального развития;
• ориентацию на достаточно широкий круг социальных проблем, включение социальных проблем в понятие "уровня жизни";
• трансформацию от показателя "уровня" к показателю " качества жизни";
• ориентацию на эффективность производства и стандарт благосостояния.
Представленная этапность имеет неформальный характер. Она определяет важнейшие ориентиры как экономической, так и социальной политики государств на различных этапах экономического развития.
В частности, ориентация на "качество жизни", "уровень благосостояния" связана с формированием не только национальных, но и межнациональных, глобальных подходов к социальной политике и социальной деятельности, что требует специфических подходов и оценок.
Поскольку характеристика этапов социальной политики -большая самостоятельная проблема, в данном анализе исследуются в значительной мере лишь общие методологические подходы, а также преимущественно современные реалии социальной политики.
Итак, исследования показывают, что рыночный механизм никоим образом не гарантирует уровня благосостояния.
Вместе с тем общественное развитие требует поддержания определенного уровня благосостояния. Обязанность его реализации возлагается на государства, осуществляющие социальную политику.
Как правило, социальная политика включает два блока проблем:
1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда,
при этом, ориентир делается на:
• либерализацию бизнеса;
• поощрение малого предпринимательства;
• регулирование трудовых отношений;
• поддержание занятости.
2. Обеспечение определенного уровня благосостояния для всех членов общества,
при этом ориентир делается на:
• перераспределение доходов в обществе;
• пенсии и пособия нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным;
• определенный уровень образования и медицинскую помощь для всех.
Современные западные государства направляют значительные денежные средства в социальную сферу. Такие страны, как Германия, Франция, Япония, Швеция и др., содержанием государственной политики сделали максимальную социальную ориентацию хозяйственного развития, затрачивают большие средства на реализацию социальных программ, в связи с чем получили название социально ориентированных экономик.
Поскольку социальная ориентация экономик предполагает эффективное производство, это требует решения двух сложных, взаимосвязанных проблем: а) достижения максимальной экономической эффективности производства; б) достижения наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности.
Результатом производства и отражением его эффективности являются получаемые доходы, которые прежде всего отражают уровень благосостояния.
Различают три уровня доходов:
1) номинальный доход;
2) располагаемый доход;
3) реальный доход.
В свою очередь, номинальный доход включает:
• факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента);
• трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.);
• другие поступления (дивиденды и др.).
Из двух основных первый блок — факторные доходы — в значительной мере зависит от конкурентных условий. Второй — трансфертные платежи — от проводимой правительством социальной политики.
Номинальные доходы иначе называют "начисленными доходами".
Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей. Иначе его называют "чистым доходом".
Реальный доход — те товары и услуги, которые можно купить на сумму располагаемого дохода. Его называют "отоваренные доходы".
Из отмеченного очевидно, что факторами, оказывающими непосредственное влияние на величину доходов населения, помимо заработной платы, выступают: розничные цены, насыщенность потребительского рынка товарами и др.
Зарплата является важнейшей составляющей доходов. Ее уровень зависит от способностей, прилежания людей, в значительной мере определяется конкуренцией и рынком.
Непосредственно объектом социальной политики является минимальный уровень заработной платы и прожиточный минимум, определяющий тот уровень достатка, который необходим для поддержания жизнедеятельности человека, ниже которого жизненные возможности человека приравнивается к состоянию бедности.
Исходя их важности показателя, в западных странах начиная с конца 30-х гг., в России — в 90-е гг. принимаются законодательные акты о прожиточном минимуме, которые определяют предел, ниже которого падение жизненного уровня населения считается недопустимым.
При отсутствии заработной платы или ее мизерном уровне государство берет на себя обязательства социальных выплат, выполняющих роль компенсационных механизмов.
Современные государства уделяют большое внимание социальной политике, предусматривают значительные расходы на социальные программы.
Более того, во второй половине XX в. индустриально развитые страны Запада начали возлагать на государство задачу обеспечения определенного стандарта благосостояния.
Решение социальных задач, как правило, осуществляется с помощью бюджетного механизма. При этом, с одной стороны, государство сосредоточивает в своих руках налоги с доходов граждан, с другой — реализует социальную политику: выплачивает пенсии, пособия, отчисления на медицинское, социальное страхование и т. д. Таким образом, значительная часть поступлений в бюджет возвращается населению в виде трансфертных платежей1.
Охарактеризованный механизм социальной деятельности государств обусловливает взаимодействие двух макроэкономических циклических потоков:
между домашним хозяйством и государством;
• между предприятиями и государством.
Циклические потоки между домашним хозяйством и государством предполагают движение в двух направлениях:
1) население платит налоги с получаемых доходов, денежный поток ориентирован на государственные учреждения;
2) от государства в обратном направлении к домашним хозяйствам идет поток общественных благ, услуг, трансфертных платежей.
Циклические потоки между предприятиями и государством также предполагают движение в двух направлениях:
1) предприятия выплачивают государству налоги;
2) государство оказывает нуждающимся предприятиям помощь в виде субсидий, общественных товаров и услуг и т. д.