Инструменты прямого и косвенного регулирования
Различают инструменты1 прямого и косвенного регулирования.
Инструментами прямого регулирования выступают:
• лимиты кредитования;
• прямое регулирование ставки процента.
Вместе с тем наиболее часто Центральный банк прибегает к инструментам косвенного регулирования.
1 Финансовый инструмент — понятие условное, это форма операций с ценными бумагами.
Выделяют три главных инструмента, используемые Центральным банком для косвенного регулирования кредитно-денежной сферы:
1) изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке;
2)изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)1, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;
3)операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Их реализация имеет целью изменение величины банковских резервов, денежной базы.
Рассмотрим механизмы косвенного регулирования.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от общего объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вида вкладов, размеров банков и т. д. В современных условиях служат не столько для страховых, сколько для контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также межбанковских расчетов.
Чем выше ставка обязательных резервов — тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, связана со значительными издержками.
Помимо обязательных, коммерческие банки могут хранить в Центральном банке избыточные резервы, например для непредвиденных потребностей в увеличении ликвидных средств. Однако это невыгодно для них, лишает их дохода, поскольку; деньги не пускаются в оборот. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
В США все банки обязаны держать в ФРС (Федеральной резервной системе) в качестве резерва долю депозитов на уровне от 3 до 18% собственных активов. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов, при снижении — расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является достаточно мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Изменение процентной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказывает своего рода "цепную" реакцию. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у Центрального банка сокращается, вместе с тем сокращаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.
Получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои ставки по ссудам. Волна "сжатия" и "удорожания" денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.
1 Рефинансирование — повторное или дополнительное вложение капитала.
Кредиты Центрального банка для пополнения резервов, как правило, предоставляются на короткий срок. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются только для особых нужд (например, на сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды, получаемые коммерческими банками от Центрального банка, увеличивают банковские доходы, являются основой мультипликационного роста.
Операции на открытом рынке — также очень важный способ контроля за денежной массой. Они достаточно широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг, вместе с тем ограничены в странах, где такого рынка нет или он находится в стадии формирования.
Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичных рынках1.
При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков увеличивается сумма на резервных счетах этих банков (иногда на специальном счете для этих операций), вместе с тем в банковскую систему поступают дополнительные деньги, служащие основой мультипликационного расширения денежной массы.
При продаже Центральным банком ценных бумаг имеет место обратный процесс.
Таким образом, через операции на открытом рынке Центральный банк регулирует в определенной мере размер денежной массы в экономике.
Вместе с тем он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:
1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов;
2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем' кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
3) соотношение между наличностью и депозитами определяется поведением населения и другими причинами, которые не могут быть предусмотрены Центральным банком.
"Жесткая" и "мягкая" монетарная политика
В зависимости от экономической целесообразности Центральный банк может проводить различную кредитно-денежную -политику. Различают жесткую и мягкую монетарную политику.
Жесткая — предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы, предпочтительна, например, в случае инфляции. Наоборот, если целесообразно изолировать общественную динамику от неожиданных изменений скорости обращения денег, предпочтительнее мягкая политика поддержания ставки процента.
1 Покупка Центральным банком ценных бумаг на первичном рынке во многих странах запрещена или ограничена законом.
Таким образом, процентная ставка становится фактором, в известной мере определяющим политику "дорогих" или "дешевых" денег. Как правило, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляцию, проводится политика "дорогих" денег: повышенные банковские проценты снижают интерес заимствования. Вместе с тем для стимулирования отечественных и иностранных инвестиций используется политика "дешевых" денег, связанная со снижением учетной ставки процента, но ей должны сопутствовать внутренние факторы, обеспечивающие заинтересованность и безопасность инвестирования иностранного капитала в ту или иную национальную экономику.
Нельзя одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.
Рассмотрим их взаимодействие на реальном рынке.
Предположим, что предложение денег контролируется банком и уровень цен в коротком периоде стабилен, тогда кривую предложения можно представить в виде прямой вертикальной линии.
Спрос на деньги выступает как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода.
В точке равновесия Е спрос на деньги равен их предложению (рис. 14.5).
Подвижная процентная ставка меняет структуру активов в зависимости от ее уровня. Если процентная ставка достаточно велика, предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась наличность, пытаются избавиться от нее, обратив ее в другие активы. Высокая процентная ставка, напротив, соответствует низкому курсу облигаций, которые при этой ситуации выгодно скупать в расчете на повышение их курса при снижении ставки процента.
В условиях превышения предложения денег над спросом банки начнут снижать процентные ставки. Это приведет к повороту в обратную сторону. Постепенно изменение экономических активов приведет к равновесию на денежном рынке.
В случае колебания равновесных значений под влиянием экзогенных переменных: уровня дохода, предложения денег произойдет сдвиг кривых спроса и предложения. В частности, повышение уровня дохода приведет к сдвигу вправо кривой спроса на деньги, сокращение предложения денег сдвинет кривую предложения влево (рис. 14.6).
Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может достаточно эффективно работать в рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, устоявшимися поведенческими связями, предполагающими типичную реакцию экономических агентов на изменения в экономике, например ставки процента.
Вместе с тем разбалансированность экономики, неразвитость рынка ценных бумаг препятствует реализации этих функций в полном объеме в экономике России.
В условиях переходной экономики происходит деформация экономических структур, приводящая к нарушению денежного равновесия, инфляции. Антиинфляционная политика обусловливает сокращение предложения денег, что создает ситуацию значительного превышения спроса над предложением денег. Это способствует дестабилизации экономики, росту неплатежей, бартерных сделок и т. д. Проблема стабильности на денежном рынке не может быть решена без бюджетной стабильности, нормализации финансового положения, укрепления внутренней валюты, требует продуманной антиинфляционной политики.