Интеграция структурных и циклических кризисов
Подводя итог анализу, следует заметить, что кризисам перепроизводства на Западе предшествовали структурные деформации и структурные кризисы. При этом перепроизводство товаров, с одной стороны, выступало закономерным следствием структурных деформаций. С другой - являлось основой их устранения за счет "преодоления" объективно обусловленных предпосылок кризиса при обновлении ресурсной базы. Итог - интеграция структурных и циклических кризисов, в дальнейшем - трансформация первых во вторые.
1 См.: Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. С. 225.
Как правило, значительная часть структурных деформаций "вливается" в парадигму цикла. Их интеграция порождает необходимость совершенствования факторов и механизмов преодоления деформаций. Если для преодоления автономных структурных деформаций в условиях стабильно развивающейся системы в известной мере возможны традиционные технико-технологические факторы производства, в условиях интеграции преодоление кризисных спадов достижимо лишь при массовом обновлении основного капитала на базе находящихся на переднем плане новейших технологий, более совершенных, соответствующих современным достижениям научно-технического прогресса, факторов. При этом трансформация ресурснотехнологической базы становится основой разработки новых механизмов преодоления деформаций, обусловливающих радикальный динамизм системы.
В условиях постиндустриального развития все большую роль в национальных экономиках начинают играть структурные - финансовый, энергетический, сырьевой кризисы, при их достаточно глубоком влиянии на экономику возможно формирование системного кризиса, приводящего в кризисное состояние всю экономическую систему.
Итак, формирование механизмов цикла в рыночной экономике - результат довольно длительного развития.
Для стран с переходной экономикой в большей мере характерны структурные кризисы и структурные деформации предшествующего развития. Если циклическая динамика в прошлом отсутствовала, они смогут подойти к ней лишь через определенное время, пройдя через ряд трансформаций.
Вместе с тем особенности конкретных экономик могут обусловить не только интеграцию структурных и циклических кризисов, но и трансформацию первых во вторые уже в начальный период преобразований, обусловливая формирование общего кризиса экономической конъюнктуры.
Как показала практика, для российской экономики, сконцентрировавшей пучок структурных противоречий, к началу перестроечного процесса актуальнейшей являлась проблема преодоления структурных деформаций. Вместе с тем сложность и многоплановость проблемы, невозможность ее стремительного решения, а также формирование дополнительных негативных факторов экономической динамики, связанных с развалом реального сектора экономики, разрывом экономических связей между структурами и т. д., по сути формирования системного кризиса, обусловили не только интеграцию, но и трансформацию структурных и системного кризиса в общий кризис экономической конъюнктуры уже в начальный период преобразований. При этом, как и в западных странах, в качестве первостепенной и важнейшей проблемы выступила необходимость преобразования ресурсно-технологической базы, как основы для нового, трансформационного развития.
Изложенное позволяет сделать вывод, что трансформационные процессы XX столетия привели к формированию специфической модели цикла, интегрирующей структурные, ресурсные, инвестиционные составляющие в циклы экономической конъюнктуры, определяющие сегодня парадигму экономического развития.
В переходных экономиках возможны различные модификации трансформационных процессов. Вместе с тем представленные общие тенденции в конечном счете становятся характерными и для их развития.
Антикризисное регулирование
Западный опыт
Исследования показали, что нестабильность макроэкономического развития, обусловленная как циклическими, так и структурными кризисами, выступает закономерным результатом макроэкономического развития. При этом объективно обусловленное различие форм нарушения стабильности становится основой различных форм антикризисного регулирования.
К настоящему времени западные государства накопили определенный опыт антикризисной политики, направленный на мобильное решение возникающих экономических проблем, по возможности — преодоление негативных последствий деструктивных процессов.
Первый, наиболее значительный, опыт антикризисного регулирования связан с практической реализацией идей Кейнса в 30-40-е гг. в Америке.
Значительные разрушительные последствия Великой депрессии обусловили поиск путей выхода из кризиса, определения механизмов развития предпринимательства. Ориентир был сделан на разработанную Д. Кейнсом политику государственного регулирования экономики, стимулирование предпринимательства с помощью политики эффективного спроса.
В кейнсианский и посткейнсианский периоды большие надежды возлагались на принципы мультипликации и акселерации как факторы стимулирования предпринимательства.
Мультипликатор - коэффициент показывающий меру умножающего воздействия получаемого дохода от размера автономных (независимых) инвестиций, (представлен формулой (9.3). :
Акселератор (а) (от лат. "accelero" — ускоряю, ускоритель) — экономический показатель, характеризующий связь между приростом национального дохода (или конечного продукта) и объемом "индуцированных" т. е. производных
или стимулированных (зависящих от дохода) инвестиций.
Выражается формулой
Под автономными инвестициями понимаются инвестиции, связанные с капиталовложениями в связи с техническим прогрессом, расширением внешних рынков, ростом населения, войнами и т. д. Наиболее характерный пример - инвестиции государства или общественных организаций, связанные со строительством военных и гражданских сооружений, дорог и т. д.
Индуцированные инвестиции — связаны с созданием нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов.
Национальные экономики, как правило, используют как автономные, так и индуцированные инвестиции. Автономные дают первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являясь результатом возросшего дохода, приводят к его дальнейшему росту.
И в том, и в другом случаях ориентир делался на умножающий эффект, являющийся следствием "цепной" зависимости между отраслями, приводящий к ускоренному росту производства, обеспечивающему выход из кризисного состояния.
Принцип акселерации показывает, как в силу цепной зависимости между отраслями изменения в спросе на потребительские товары приводят к изменению в спросе на промышленные товары. Доход, полученный в результате возрастания первоначальных инвестиций, вызывает рост спроса на потребительские товары. Под его влиянием отрасли, производящие потребительские товары, начинают расширяться. В свою очередь, это приводит к увеличению спроса на товары производственного назначения - средства производства. При этом изменения в спросе на потребительские товары вызывают более значительные изменения в спросе на товары производственного назначения.
Вполне очевидно, что с учетом общественных трансформаций, отражающих изменившиеся ориентиры с лидирующих позиций спроса на средства производства по отношению к производству предметов потребления на лидирующие позиции спроса на предметы потребления по отношению к производству средств производства, происходит переориентация на потребительский спрос, который создает основу для спроса и развития средств производства. Расширение производства предметов потребления — II подразделения — дает толчок расширению средств производства, т. е. продукции I подразделения.
Вместе с тем имеют место различия в их динамике, поскольку воспроизводство основного капитала требует значительных единовременных денежных вложений, которые являются результатом сбережений и не могут динамично реагировать на каждое изменение потребительского спроса.
Исследователи считают, что принцип акселерации может действовать при исключении:
• товарных запасов;
• излишних производственных мощностей;
• роста производительности труда;
• свободной рабочей силы.
При этом предполагается, что растущий потребительский спрос должен быть удовлетворен прежде всего за счет имеющихся, неиспользуемых ресурсов, существующих запасов. Только после этого возможно расширение производства средств производства, находящегося в акселеративной зависимости от спроса на предметы потребления.
Например, потребительский спрос может быть удовлетворен за счет увеличения производства на основе приложения добавочного труда к существующему оборудованию, при этом принцип акселерации не работает. Акселеративный принцип, как правило, начинает действовать лишь после значительного "всплеска" в производство, установления нового машинного оборудования, в период подъема.
Экономисты исследуют меру акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос. Такой мерой является коэффициент акселерации, или акселератор, который учитывает изменения в спросе на инвестиционные товары как функцию изменений в спросе на потребительские товары. С учетом акселератора и прироста новых или стимулированных (зависящих от дохода) инвестиций определяются индуцированные (производные) инвестиции.
В макроэкономических моделях цикла принцип акселерации довольно часто объединяют с принципом мультипликации, отражающим зависимость дохода от автономных инвестиций, при этом представляют не только прямое, но и обратное влияние дохода на инвестиции, порождающее "интегрированный эффект".
Суть интегрированного эффекта мультипликатора-акселератора в следующем: увеличение инвестиций ведет к росту дохода, являющемуся основой новых инвестиций, которые вновь приводят к росту дохода и последующему увеличению инвестиций
Взаимодействие мультипликатора и акселератора обусловливает тенденцию к непрерывному и прогрессивному росту выпуска продукции (дохода).
Вместе с тем отмеченная тенденция хотя и преобладает, но не исключает общей закономерности снижения эффективности капитала по мере роста инвестиций. Аналогичный результат обусловливает и взаимосвязанная тенденция — к относительному сокращению доли дохода, направляемого на потребление. Они формируют противоположную тенденцию динамики мультипликационного эффекта — к понижению. На витке, когда эффективность от дополнительных инвестиций минимизируется до неэффективного уровня, что ограничивает использование инвестиционного капитала, а величина нового дополнительного прироста дохода в процессе трансформации дополнительных расходов одних субъектов в дополнительные доходы других становится бесконечно малой величиной, мультипликационный процесс прекращается.
Наряду с ориентацией на предпринимательскую активность как средство выхода из кризиса представляют интерес и другие модели антикризисного регулирования.
В частности, значительные успехи послевоенного развития связывают с проведением антициклической политики, направленной на корректировку "пиковых" фаз цикла. Для этого в период спада деловой активности проводятся мероприятия, направленные на стимулирование предпринимательства, например снижение уровня процентной ставки. В периоды подъема, наоборот, проводится политика дестимулирования предпринимательства, рост уровня процентной ставки и т. д.
За счет этого "сглаживаются" пиковые фазы, имеет место "размытость" фаз цикла (рис. 11.2).
В результате проводимой политики кривая цикла выпрямляется, что позволяет избежать негативных последствий кризисов.
Наряду с этим в соответствии с объективно обусловленными тенденциями общественного развития появляются и механизмы, направленные на преодоление структурных противоречий, которые, как правило, носят конкретный, целенаправленный характер. При этом по отношению к структурным, так же как циклическим кризисам, разрабатываются мероприятия по их преодолению. Например, кризисное состояние в угольной промышленности ряда стран обусловило государственную политику по техническому перевооружению угольных шахт, резервированию при низких мировых ценах собственных месторождений, регулированию цен на собственные энергоносители т. д.
В целом они определяют единую государственную антикризисную политику, которая может сочетаться с частными программами.
Принципы кейнсианской модели государственного регулирования экономики легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась в 50-70-х гг. XX в. и получила название "регулируемого капитализма". Она дала положительные результаты. В течение длительного времени экономика западных стран развивалась достаточно плавно, без кризисных потрясений. Это был наибольший по продолжительности период бескризисного развития капитализма.
Экономический кризис 1973-1974 гг. опроверг представления- о бескризисном развитии.
Развернувшийся кризис выполнил не только разрушительную, но и созидательную функцию — экономика западных стан перешла на новые ресурсосберегающие технологии.
Достаточная синхронность, предсказуемость последующих циклов заставляет искать механизмы, противодействующие их негативам. При этом активные позиции принадлежат государствам, которые мобилизуют усилия на решение возникающих проблем.