Факторы монополитического господства

В отличие от конкуренции монополия имеет следующие ос­новные параметры:

• число продавцов на рынке — один (господствующий);

• существуют барьеры для "входа" и "выхода" на рынок;

• имеются разные формы зависимости субъектов рынка друг от друга;

• монополия диктует цены рынку.

Отмеченные обстоятельства создают возможности для господствующего положения монополии в хозяйственной жизни, обеспечивающегося прежде всего за счет объединения капита­лов, захвата источников сырья и сфер приложения капитала, как правило, высокого уровня технологичности, активной рекламы, а также различных форм внеэкономического диктата. Оно проявляется в триаде факторов:

1) господствующем положении на рынке, что предопреде­лено довольно часто, и соответствующим положением в произ­водстве товаров;

2) возможности диктовать цены рынку;

3) получении монопольно высоких прибылей.

В такой системе взаимосвязей важнейшие базовые пара­метры — господствующее положение на рынке и получение максимально высоких прибылей "опосредуются" через характерный для монополий механизм цен, ориентированный на дикmam цен рынку. Эта особенность — возможность диктоватьцены рынку — одна из важнейших, обеспечивающих сам "механизм" функционирования монополий.

МЕХАНИЗМ ГОСПОДСТВА И ПРЕДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНОПОЛИЙ

Механизм монопольных цен

В основе монополии, как и конкуренции, лежит механизм цен.

Вместе с тем монополия коренным образом изменяет механизм цен, сложившийся при конкуренции.

При конкуренции цена, устанавливаемая непосредственно товаропроизводителем, корректируется механизмом конку­ренции, который, как отмечалось, обнаруживает тенденцию к ориентации на равновесную цену.

При монополии другой механизм.

Коль скоро монополия господствует на рынке, она обла­дает "особой привилегией" — диктовать цены рынку.

Выделяют два вида монопольных цен (рис. 5.1):

1) монопольно высокие цены, как правило, устанавливают­ся на продаваемую монополиями продукцию;

2) монопольно низкие цены — на закупаемую монополиями продукцию.

Устанавливая монопольно высокие цены на продаваемую продукцию, монополии искусственно создают "зону дефицита" продукции. При этом сокращают

Факторы монополитического господства - student2.ru

объемы производимой продук­ции, что искусственно создает повышенный покупательский спрос, закономерно приводящий к росту цен на нее. Интересам монополий отвечает такой уровень цен, который позволяет им за счет выручки от реализации меньшего количества изделий по­крыть упущенную выгоду и получить возросшую сумму дохода.

Механизм же монопольно низких цен на закупаемую про­дукцию, наоборот, предполагает создание "зоны избытка" про­дукции. При этом, искусственно сокращая закупки товара, мо­нополии создают ситуацию превышения предложения над спро­сом, что является основанием снижения цен.

Такая система манипулирования ценами часто использу­ется при закупке у мелких ферм сельскохозяйственной продук­ции и продаже им сельхозтехники (рис. 5.2).

Факторы монополитического господства - student2.ru

Представленный механизм ценообразования получил на­звание "ножниц цен".

Чем больше разница, образуемая "ножницами цен", тем выше доходы монополий. Получаемая монопольно высокая прибыль свидетельствует о реализации поставленной цели. Именно ради нее организуется монополистическая деятель­ность.

Таким образом, монополия ликвидирует конкурентную цену. На смену ей приходит монополистическое ценообразова­ние, базирующееся на перераспределении доходов мелких то­варопроизводителей— аутсайдеров и потребителей

Факторы монополитического господства - student2.ru

в пользу монополий.

Наши рекомендации