Факторы монополитического господства
В отличие от конкуренции монополия имеет следующие основные параметры:
• число продавцов на рынке — один (господствующий);
• существуют барьеры для "входа" и "выхода" на рынок;
• имеются разные формы зависимости субъектов рынка друг от друга;
• монополия диктует цены рынку.
Отмеченные обстоятельства создают возможности для господствующего положения монополии в хозяйственной жизни, обеспечивающегося прежде всего за счет объединения капиталов, захвата источников сырья и сфер приложения капитала, как правило, высокого уровня технологичности, активной рекламы, а также различных форм внеэкономического диктата. Оно проявляется в триаде факторов:
1) господствующем положении на рынке, что предопределено довольно часто, и соответствующим положением в производстве товаров;
2) возможности диктовать цены рынку;
3) получении монопольно высоких прибылей.
В такой системе взаимосвязей важнейшие базовые параметры — господствующее положение на рынке и получение максимально высоких прибылей "опосредуются" через характерный для монополий механизм цен, ориентированный на дикmam цен рынку. Эта особенность — возможность диктоватьцены рынку — одна из важнейших, обеспечивающих сам "механизм" функционирования монополий.
МЕХАНИЗМ ГОСПОДСТВА И ПРЕДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНОПОЛИЙ
Механизм монопольных цен
В основе монополии, как и конкуренции, лежит механизм цен.
Вместе с тем монополия коренным образом изменяет механизм цен, сложившийся при конкуренции.
При конкуренции цена, устанавливаемая непосредственно товаропроизводителем, корректируется механизмом конкуренции, который, как отмечалось, обнаруживает тенденцию к ориентации на равновесную цену.
При монополии другой механизм.
Коль скоро монополия господствует на рынке, она обладает "особой привилегией" — диктовать цены рынку.
Выделяют два вида монопольных цен (рис. 5.1):
1) монопольно высокие цены, как правило, устанавливаются на продаваемую монополиями продукцию;
2) монопольно низкие цены — на закупаемую монополиями продукцию.
Устанавливая монопольно высокие цены на продаваемую продукцию, монополии искусственно создают "зону дефицита" продукции. При этом сокращают
объемы производимой продукции, что искусственно создает повышенный покупательский спрос, закономерно приводящий к росту цен на нее. Интересам монополий отвечает такой уровень цен, который позволяет им за счет выручки от реализации меньшего количества изделий покрыть упущенную выгоду и получить возросшую сумму дохода.
Механизм же монопольно низких цен на закупаемую продукцию, наоборот, предполагает создание "зоны избытка" продукции. При этом, искусственно сокращая закупки товара, монополии создают ситуацию превышения предложения над спросом, что является основанием снижения цен.
Такая система манипулирования ценами часто используется при закупке у мелких ферм сельскохозяйственной продукции и продаже им сельхозтехники (рис. 5.2).
Представленный механизм ценообразования получил название "ножниц цен".
Чем больше разница, образуемая "ножницами цен", тем выше доходы монополий. Получаемая монопольно высокая прибыль свидетельствует о реализации поставленной цели. Именно ради нее организуется монополистическая деятельность.
Таким образом, монополия ликвидирует конкурентную цену. На смену ей приходит монополистическое ценообразование, базирующееся на перераспределении доходов мелких товаропроизводителей— аутсайдеров и потребителей
в пользу монополий.