Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции

Анализ исторического процесса общественного развития свидетельствует об ограниченности и пределах рынка совер­шенной конкуренции.

На определенном этапе свободная конкуренция явилась фактором образования монополий.

Предприниматели, успешно функционирующие в рыноч­ной экономике, применяющие достижения научно-техническо­го прогресса и получающие за счет этого дополнительный до­ход, с течением времени усиливаются, что является основани­ем для их лидирующего положения на рынке.

Притягательная сила и большие возможности "лидирую­щего" положения обусловливают объединение предприятий. Таким образом, механизм рынка стимулирует два процесса:

1) увеличение собственных размеров предприятий за счет более эффективного хозяйствования;

2) объединение ряда капиталов в один более крупный ка­питал.

Эти процессы объективно ведут к образованию монополий.

Но монополия — антипод конкуренции, приводящий к ее отрицанию. Таким образом, конкуренция сама создает преде­лы своему развитию и существованию.

Свободная конкуренция не ограничена лишь в условиях относительно невысоко развитого производства, базирующе­гося на частной собственности и индивидуализированном про­изводстве. Вместе стем объективный процесс перехода от ин­дивидуализированного к совместному предпринимательству ог­раничивает этот механизм, ставит пределы его развитию.

Следовательно, неограниченное инициативное хозяйство­вание, ориентированное только на рыночные механизмы, в ус­ловиях высокоразвитой экономики неправомерно и невозмож­но. Рынок сам ставит ему пределы.

Как и все экономические процессы, находящиеся в дина­мике и переходном состоянии, совершенная конкуренция име­ет очень ограниченные пределы своего существования в "чис­том виде".

Анализ объективно подводит к необходимости интеграции рыночного и государственного механизмов для повышения эф­фективности использования ограниченных ресурсов, более пол­ного удовлетворения потребностей общества.

Основные термины и понятия

Закон предложениявыражает прямую пропорциональную зависимость предложения от цены, чем выше цена — тем боль­ше предложение товаров.

Закон спросаотражает обратно пропорциональную зави­симость спроса от цены: чем выше цена — тем ниже спрос.

Конкуренция— соперничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.

Предложение— количество товаров, которые продавцы готовы продать по сложившимся ценам.

Спрос— платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Контрольные вопросы

1. Определите сущность и базовые признаки рынка совер­шенной конкуренции.

2. Охарактеризуйте особенности регулирования в рыноч­ной экономике на уровне продавцов.

3.Охарактеризуйте особенности регулирования в рыноч­ной экономике на уровне покупателей.

4.Охарактеризуйте законы спроса и предложения через взаимосвязь между ценой, спросом и предложением.

5. Раскройте содержание проблемы эластичности спроса и эластичности предложения.

6. Тест (найдите правильный ответ).

Попытки установить цены, превышающие их равновесный конкурентный уровень, приведут:

а) к возникновению ажиотажа среди покупателей и увели­чению продаж товара;

б) к возникновению излишка товара и затруднениям с его продажей по рыночной цене;

в) к появлению дефицита возросшего в цене товара.

7. Задача.

Ежемесячное предложение компьютеров российскими тор­говыми фирмами равняется 1800 шт. по цене 4,8 тыс. руб. за один экземпляр. Спрос за месяц равнялся 3500 шт., которые покупатели готовы были купить по 5,4 тыс. руб. Какова равновесная рыночная цена одного компьютера за этот месяц?

8.Где можно встретить совершенную конкуренцию в Рос­сии?

9.Возможно ли достичь одновременной оценки благ и со сто­роны потребителя, и со стороны производителя? Приведите при­меры и объясните, почему это возможно или невозможно.

10. Определите возможности и пределы рынка совершен­ной конкуренции.

Пол Самуэльсон:

• Хотя никто из нас и не хотел бы испытать лишений, свя­занных с ростом цен на рынке, докажите все же, что в период не­хватки товаров повышение розничных цен может выполнять не­которые полезные функции. Покажите, каким образом разреша­лась бы эта проблема нехватки товаров какой-либо другой систе­мой хозяйства. В каких условиях можно избежать подобных ли­шений?

• В реальной жизни положения равновесия всегда наруша­ются. Как только в результате экономии достигается новое рав­новесие, возникает новая помеха, опять нарушающая его. ...Хотя эта неопределенность и имеет важное значение сама по себе, нельзя упускать из виду то весьма важное обстоятельство, что система совершенной конкуренции всегда стремится восстановить нарушенное равновесие.

• Какие факторы могут вызвать расширение спроса на пше­ницу? Расширение предложения? Как дешевые хлопкоуборочные машины повлияют на цену хлопка? На доходы фермеров?

• Приведите доводы, которые доказали бы, что цена должна устанавливаться на уровне уравновешивающей точки пересече­ния кривых спроса и предложения. Допустите сначала, что цена слишком высока, а затем, что она слишком низка.

ПолХейне:

• В 1977 г. американские суды вынесли решение признавшее незаконным запрет на рекламные объявления адвокатов. С тех пор появилось множество юридических "клиник", рекламирующих стандартные юридические услуги по ценам ниже обычных. Как бы вы интерпретировали результаты опроса об­щественного мнения, согласно которым примерно 60% американ­цев со средним уровнем дохода "не могут удовлетворить потреб­ности в юридических услугах"? Можно ли считать неудовлет­воренные потребности в юридических услугах причиной того, что .после снижения цен больше людей стали пользоваться услуга­ми адвокатов?

• Будет ли эластичность спроса толпы людей на холодный лимонад зависеть от близости фонтана с питьевой водой?

• Каким образом развитие науки и техники влияет на элас­тичность спроса?

• Каким образом невежество влияет на эластичность спроса?

Наши рекомендации