Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
Анализ исторического процесса общественного развития свидетельствует об ограниченности и пределах рынка совершенной конкуренции.
На определенном этапе свободная конкуренция явилась фактором образования монополий.
Предприниматели, успешно функционирующие в рыночной экономике, применяющие достижения научно-технического прогресса и получающие за счет этого дополнительный доход, с течением времени усиливаются, что является основанием для их лидирующего положения на рынке.
Притягательная сила и большие возможности "лидирующего" положения обусловливают объединение предприятий. Таким образом, механизм рынка стимулирует два процесса:
1) увеличение собственных размеров предприятий за счет более эффективного хозяйствования;
2) объединение ряда капиталов в один более крупный капитал.
Эти процессы объективно ведут к образованию монополий.
Но монополия — антипод конкуренции, приводящий к ее отрицанию. Таким образом, конкуренция сама создает пределы своему развитию и существованию.
Свободная конкуренция не ограничена лишь в условиях относительно невысоко развитого производства, базирующегося на частной собственности и индивидуализированном производстве. Вместе стем объективный процесс перехода от индивидуализированного к совместному предпринимательству ограничивает этот механизм, ставит пределы его развитию.
Следовательно, неограниченное инициативное хозяйствование, ориентированное только на рыночные механизмы, в условиях высокоразвитой экономики неправомерно и невозможно. Рынок сам ставит ему пределы.
Как и все экономические процессы, находящиеся в динамике и переходном состоянии, совершенная конкуренция имеет очень ограниченные пределы своего существования в "чистом виде".
Анализ объективно подводит к необходимости интеграции рыночного и государственного механизмов для повышения эффективности использования ограниченных ресурсов, более полного удовлетворения потребностей общества.
Основные термины и понятия
Закон предложениявыражает прямую пропорциональную зависимость предложения от цены, чем выше цена — тем больше предложение товаров.
Закон спросаотражает обратно пропорциональную зависимость спроса от цены: чем выше цена — тем ниже спрос.
Конкуренция— соперничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.
Предложение— количество товаров, которые продавцы готовы продать по сложившимся ценам.
Спрос— платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.
Контрольные вопросы
1. Определите сущность и базовые признаки рынка совершенной конкуренции.
2. Охарактеризуйте особенности регулирования в рыночной экономике на уровне продавцов.
3.Охарактеризуйте особенности регулирования в рыночной экономике на уровне покупателей.
4.Охарактеризуйте законы спроса и предложения через взаимосвязь между ценой, спросом и предложением.
5. Раскройте содержание проблемы эластичности спроса и эластичности предложения.
6. Тест (найдите правильный ответ).
Попытки установить цены, превышающие их равновесный конкурентный уровень, приведут:
а) к возникновению ажиотажа среди покупателей и увеличению продаж товара;
б) к возникновению излишка товара и затруднениям с его продажей по рыночной цене;
в) к появлению дефицита возросшего в цене товара.
7. Задача.
Ежемесячное предложение компьютеров российскими торговыми фирмами равняется 1800 шт. по цене 4,8 тыс. руб. за один экземпляр. Спрос за месяц равнялся 3500 шт., которые покупатели готовы были купить по 5,4 тыс. руб. Какова равновесная рыночная цена одного компьютера за этот месяц?
8.Где можно встретить совершенную конкуренцию в России?
9.Возможно ли достичь одновременной оценки благ и со стороны потребителя, и со стороны производителя? Приведите примеры и объясните, почему это возможно или невозможно.
10. Определите возможности и пределы рынка совершенной конкуренции.
Пол Самуэльсон:
• Хотя никто из нас и не хотел бы испытать лишений, связанных с ростом цен на рынке, докажите все же, что в период нехватки товаров повышение розничных цен может выполнять некоторые полезные функции. Покажите, каким образом разрешалась бы эта проблема нехватки товаров какой-либо другой системой хозяйства. В каких условиях можно избежать подобных лишений?
• В реальной жизни положения равновесия всегда нарушаются. Как только в результате экономии достигается новое равновесие, возникает новая помеха, опять нарушающая его. ...Хотя эта неопределенность и имеет важное значение сама по себе, нельзя упускать из виду то весьма важное обстоятельство, что система совершенной конкуренции всегда стремится восстановить нарушенное равновесие.
• Какие факторы могут вызвать расширение спроса на пшеницу? Расширение предложения? Как дешевые хлопкоуборочные машины повлияют на цену хлопка? На доходы фермеров?
• Приведите доводы, которые доказали бы, что цена должна устанавливаться на уровне уравновешивающей точки пересечения кривых спроса и предложения. Допустите сначала, что цена слишком высока, а затем, что она слишком низка.
ПолХейне:
• В 1977 г. американские суды вынесли решение признавшее незаконным запрет на рекламные объявления адвокатов. С тех пор появилось множество юридических "клиник", рекламирующих стандартные юридические услуги по ценам ниже обычных. Как бы вы интерпретировали результаты опроса общественного мнения, согласно которым примерно 60% американцев со средним уровнем дохода "не могут удовлетворить потребности в юридических услугах"? Можно ли считать неудовлетворенные потребности в юридических услугах причиной того, что .после снижения цен больше людей стали пользоваться услугами адвокатов?
• Будет ли эластичность спроса толпы людей на холодный лимонад зависеть от близости фонтана с питьевой водой?
• Каким образом развитие науки и техники влияет на эластичность спроса?
• Каким образом невежество влияет на эластичность спроса?