Взаимосвязь цены, спроса и предложения
В исследованных моделях представлены две отдельные (обособленные) взаимосвязи между предложением и ценами, спросом и ценами.
В действительности они взаимодействуют. Процесс купли-продажи интегрирует их взаимодействие. В отдельных случаях с учетом конкретных условий, места и времени в индивидуальной сделке может выиграть одно лицо — либо продавец, либо покупатель. Вместе с тем такая ситуация не устойчива. В другой промежуток времени их позиции поменяются. Диалектика рыночного взаимодействия ориентирована на интересы обеих сторон — и продавцов и покупателей. При этом формируется ситуация равновесия их интересов, интегрированная в установлении равновесного уровня рыночной цены, по которой продается равновесное (ориентированное на интересы обеих сторон) количество товаров.
Графически позиция равновесия формируется следующим образом.
Совместив графики спроса и предложения (1 и Ш графики), получим интегрированный график спроса и предложения, объединяющий производителей и потребителей товара, определяющий уровень рыночной цены, отвечающей интересам и производителей, и потребителей товара.
В точке пересечения (Е) спрос количественно равен предложению. Уравновешивающая их цена равновесия в одинаковой мере соответствует интересам сторон — продавцов и покупателей товара (рис. 4.5):
При неизменности условий рыночной среды цена равновесия, как правило, достаточно устойчива. Сформировавшееся при этом состояние рыночного равновесия означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения.
Вместе с тем, под влиянием ряда факторов, например, увеличения числа производителей, изменения количества, цены товара, может произойти нарушение рыночного равновесия. При этом адаптивная рыночная система начнет движение к восстановлению нарушенного равновесия.
Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь вернуться в равновесное состояние называется устойчивостью. Как и в прямом варианте, факторами восстановления равновесия выступают цена, спрос и предложение.
Рассмотрим механизм восстановления нарушенного рыночного равновесия при цене выше и ниже равновесного уровня (Рис. 4.6., Рис. 4.7.).
Допустим, что под влиянием ряда факторов цена равновесия товара повысилась с Р* до Р1 (рис. 4.6.), при этом величина предложения товара увеличилась с Q* до Q\. Вместе с тем величина спроса уменьшилась с Q* до QJ1. При этом возник избыток предложения товара на рынке, равный разнице Qj-Qf, представляющий нереализованные товары, производители которых понесут убытки. В этих
условиях для сохранения позиций в конкурентной борьбе производители вынуждены будут сократить производство и снизить цену товара в направлении движения к равновесной цене и равновесному количеству. При этом избыток предложения будет устранен, предложение станет соответствовать спросу.
В другой ситуации - например, понижения цены товара с Р* до Р2 (рис. 4.7) объем спроса увеличится с Q* до Q^, при том, что объем предложения снизится с Q* до Q*. На рынке возникнет дефицит товара, равный Qij - Q^. При этом потребители начнут конкурировать между собой за возможность купить товар, будут готовы заплатить за него более высокую цену. Конкуренция заставит производителей увеличить объем производства и цену товара, так же двигаться в направлении равновесной цены и равновесного количества. В результате дефицит товаров будет устранен, предложение станет соответствовать спросу.
Таким образом, представленный анализ позволяет сделать вывод, что совершенно конкурентный рынок — саморегулирующаяся система, способная самостоятельно вернуться в равновесное положение, устранить избыток или дефицит товаров. Равновесие на совершенно конкурентном рынке является устойчивым.
Вместе с тем значительные изменения, связанные с внешними факторами, например, внедрением новых технологий, созданием более совершенных товаров в условиях развития НТР, изменением уровня цен, покупательских предпочтений и пр., могут нарушить рыночное равновесие. При этом саморегулирующаяся система сформирует новое состояние рыночного равновесия, так же восстанавливаемое и устойчивое.
Обобщив изложенное, можно отметить, что путь к равновесию — через колебательную динамику цены, спроса и предложения. При этом, с одной стороны, спрос и предложение оказывают влияние на цену.
С другой — цена оказывает влияние на спрос и предложение, формируя тот уровень спроса или предложения, который соответствует интересам продавца (производителя) или платежеспособности покупателя товаров.
Различают величину спроса и непосредственно спрос.
Спрос — платежеспособная потребность, характеризуется платежеспособностью покупателя, его денежными возможностями.
Величина же спроса — его объем, определяется тем максимальным количеством благ, которые он может приобрести за данный период времени, в определенных условиях. При этом уровень цен, динамика покупательских предпочтений и пр. могут оказать влияние на решения о покупке. Как правило, они отражаются на величине спроса, при этом сам спрос, как выражение платежеспособной потребности в товаре, не изменяется.
В современных условиях динамика важнейших составляющих рыночной экономики — спроса и предложения в зависимости от изменения цен ориентирует на исследование актуальнейшей проблемы — ценовой эластичности спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса показывает степень количественного изменения спроса в зависимости от изменения цен.
Участники рынка, как правило, изучают, насколько чувствителен спрос к колебаниям цен. Если под влиянием небольшого изменения цен спрос почти не изменяется, он неэластичен. Если же при изменении цен спрос изменяется значительно, он эластичен.
Спрос менее эластичен, если:
• товару нет замены или отсутствуют конкуренты;
• покупатели не сразу замечают повышение цен;
• покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары (товары-заменители);
• покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества товара.
Наименьшей эластичностью отличается спрос на товары первой необходимости — продукты питания, некоторые виды одежды, обуви, туалета, некоторые жилищные принадлежности и т. д. Люди не могут обходиться без них. Поэтому повышение цен на них не ведет к существенному сокращению их потребления. Этот же эффект обеспечивает приверженность к марке, которая также создает неэластичный спрос, поскольку потребители не нуждаются в замене* и не соглашаются с ней. Неэластичность спроса увеличивают чрезвычайные обстоятельства (водитель со спущенной шиной заплатит за замену больше, чем потребитель, у которого есть время для поисков) и т. д.
Вместе с тем спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. Эластичностью отличается спрос на товары и услуги, имеющие аналоги, взаимозаменяемые товары, по которым достаточен выбор, нет срочности в покупке. Спрос на них в значительной мере зависит от цены. При этом увеличение цен может привести к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен, наоборот, увеличит объем реализации, отвлечет покупателей от конкурентов, заставит совершить покупку. Поэтому при эластичном спросе целесообразно изменить цену.
Ценовая эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (требуемого количества товара в %) к изменению цен (в %).
Коэффициент эластичности спроса Изменение величины спроса, %
Изменение цен, %
Как правило, при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы. При этом небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса.
При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы. Ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса.
Эластичность спроса может варьировать зависимости от диапазона изменения цен на товары. При очень высоких ценах продажа товаров сокращается, при очень низких — спрос невозможно стимулировать далее, поскольку рынок насыщен товарами.
Актуальной для современного периода, когда рынок насыщен потребительскими товарами, является проблема "перекрестной ценовой эластичности". Она определяется отношением относительного изменения величины спроса на один товар (например, товар А) к относительному изменению цены другого товара (например, товара В).
Показатель перекрестной ценовой эластичности, или эластичности спроса на товар А по цене товара В, используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами, при наличии таковой — для выяснения характера этой взаимосвязи, возможной взаимозаменяемости.