Базовые основы и противоречивость рыночного развития

Базовыми "компонентами" рыночной системы выступают:

1) частная собственность на средства производства;

2) свобода предпринимательства и выбора экономических партнеров;

1 Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевс­кой премии 1976 г. за исследования в области потребления, истории и теории денег.

3) личная выгода;

4) минимальное вмешательство государства в экономику.
Наличие "свобод" при приложении необходимых усилий

обеспечивает:

• возможности для эффективного и предприимчивого хо­зяйствования;

• отторжение неэффективного и ненужного производства;

• минимизацию управленческих издержек;

• стимулирование личной заинтересованности в хозяй­ственной деятельности.

Вместе с тем серьезными негативами рыночной системы являются:

• усиление неравенства в обществе;

• нестабильность в экономике;

• отсутствие заинтересованности в производстве необходи­мых обществу бесприбыльных благ;

• безразличие к ущербу, наносимому предприниматель­ством окружающей среде (природе и человеку).

Характеризуя механизм рынка, выдающиеся экономисты прошлого и современные исследователи отмечают деперсонифицированный, т. е. безличностный, характер рыночного ме­ханизма.

А. Смит полагал, что в рыночной экономике действует ме­ханизм "невидимой руки", при котором каждый производитель, исходя из собственных представлений и оценок, на свой страх и риск, определяет что, как и для кого производить. Его деятель­ность целенаправленно не ориентирована на адресного потре­бителя. Если продукт находит своего потребителя, подтверж­дается общественная необходимость в произведенном продук­те, если нет — общество не признает общественного характера затраченного на его производство труда. Таким образом, апос­териори (после производства) рынок определяет обществен­ную значимость произведенного продукта.

В результате разрозненных действий, основанных на под­чинении ценовому механизму, рождается общественный поря­док, достигается соответствие структуры производимого про­дукта структуре потребностей общества.

Вместе с тем развитие общественного производства при­вело к осознанию того, что, несмотря на действия в рамках об­щих правил, поведение экономических субъектов создает воз­можности для изменения параметров экономической деятель­ности. Исследования показали, что в рыночной системе возра­стает успех субъектов рынка, проявляющих наибольшую ак­тивность и самостоятельность, неудачные же экономичес­кие решения могут привести к неуспеху. Поэтому контрагенты рынка уделяют большое внимание фактору предприниматель­ской активности.

Для определения рационального поведения хозяйствую­щих субъектов в условиях ограниченности ресурсов и безгра­ничности потребностей важно исследование предпочтительно­сти используемых факторов, устойчивости их динамики.

Современные подходы базируются на экономическом ра­ционализме поведения субъектов рыночной экономики, которые в результате сопоставления затрат и выгод от предпринима­тельской деятельности определяют и принимают наиболее оп­тимальные в данных условиях решения. При этом поиски решений могут продолжаться до тех пор, пока не будет найден вариант, оптимизирующий предельную выгоду и издержки.

В условиях динамизма экономической жизни важно опре­деление того, носят ли происходящие изменения устойчивый или неустойчивый характер. Если при изменении внешних условий в системе имеются силы, возвращающие ее в прежнее состояние, такое равновесие является устойчивым, если вне­шние воздействия таковы, что система не находит сил для воз­вращения в исходное состояние, имеет место неустойчивое рав­новесие.

Представленные факторы важны не только для характери­стики сегодняшнего поведения субъектов рынка, но и анализа "завтрашних тенденций", которые проявляются уже сегодня и оказывают влияние на рынок и поведение его контрагентов.

Наряду с отмеченными объективно-субъективными фак­торами, оказывающими влияние на рыночную ситуацию, нуж­но выделить информацию, дающую сигналы о ситуации„на рын­ке, позволяющую определить характер взаимосвязей в рыноч­ной системе, принять адекватные решения.

Ж. Тироль в своей фундаментальной работе "Рынок и ры­ночная власть"1 связывает информацию с тремя важнейшими параметрами рыночной системы. Это:

1. Информация и качество.

2. Информация и конкуренция.

3. Информация и затраты.

Для того чтобы определить и гарантировать качество това­ра, необходимо подвергнуть его испытанию. Вместе с тем, если имеется гарантия качества, не обязательны испытания. Повто­ряющиеся покупки являются признаком соответствия товара установленному уровню качества, создают соответствующую высокую репутацию производителю.

Осуществляя повторные покупки, информированные по­требители стимулируют дальнейшее повышение качества про­дукции. В свою очередь, высокое качество обусловливает высо­кие цены, сигнализирующие о высоком качестве изделий. Та­ким образом, информированные потребители не позволяют про­изводителям снижать качество товаров.

Информированные потребители оказывают влияние на не­информированных, расширяя за счет них количество реализу­емых товаров. В итоге за счет роста числа информированных потребителей расширяется производство, стимулируется каче­ство продукции.

Вместе с тем поддержание высокого качества требует вы­соких затрат. Поэтому перед производителями постоянно вста­ет вопрос: качество или затраты?

Противоречивость подходов нередко приводит к различного рода ухищрениям.

Для производителя достаточно очевидно, что неинформи­рованный потребитель первоначально наблюдает только цену, информацию о качестве он получает потом.

1 См.: Тироль Ж. Рынок и рыночная власть / Пер с англ. СПб., 1996.

Исходя из этого, нечестный производитель может слука­вить и на первом этапе установить цену, не адекватную каче­ству товара. В этом случае на втором этапе он может получить нулевую прибыль. Вместе с тем другой "нечестный тип" может обеспечить высокое качество уже в первом периоде, чтобы убе­дить потребителей в своей честности. В последующем при той же или возросшей цене, надеясь на незыблемость репутации, он может снизить качество продукции, несмотря на то, что по­купатели ожидают высокое качество товара и во втором перио­де, готовы заплатить за него высокую цену.

Нечестный производитель может объединиться с честным с целью воспользоваться его репутацией честного производи­теля. При этом на определенное время, несмотря на рост цен, может повыситься спрос на производимые и реализуемые им товары.

В отдельных случаях эффект репутации срабатывает при производстве известной фирмой нового, неизвестного потреби­телям товара.

Вместе с тем, несмотря на стремление к высокой репутации, для некоторых производителей более предпочтительны незна­чительные затраты и, соответственно, невысокое качество това­ра. При этом, реализуя значительное количество товаров по не­высоким ценам, они могут получить "эффект от масштаба".

Любой производитель заинтересован в том, чтобы потре­битель периодически покупал новые изделия, обновлял ранее купленные, имеющиеся в его распоряжении предметы. Его ин­тересам не соответствует долговечность производимой продук­ции. Более того, сам факт поддержания функционального со­стояния требует периодического обновления продукции, а зна­чит, допускает не всегда высокий уровень ее качества.

Производитель имеет стимул для производства высокока­чественной продукции только тогда, когда высокое качество обеспечивает ему ренту (доход на продукт), которую он боится потерять, если снизит качество.

Таким образом, информация интегрирует интересы продав­цов и покупателей товаров, качество и затраты.

Наряду с отмеченным, информация оказывает существен­ное влияние на конкурентные позиции соперничающих сто­рон.

Как правило, информация предоставляется в соответствии с договором. При отсутствии такового фирма не обязана распро­странять сведения о производимом продукте. Вместе с тем ее интересам может соответствовать неофициальное распростра­нение несоответствующей действительности информации, на­пример, что спрос на товары велик или о низких затратах на производимую продукцию. В распространении такой информа­ции она может быть заинтересована, в частности, реализуя то­вары по высоким или, наоборот, низким ценам. Это может зас­тавить соперников сократить производство, снизить цены и т.д.

Исходя из отмеченного, важно иметь в виду действенность принципа "искажения сигнала", необходимость учета его в ры­ночной экономике. В отдельных случаях он весьма позитивен для одной из сторон, решает проблему производства необходи­мых обществу товаров, например, в случае установления низкой цены на высококачественные товары. При этом повторные покупки являются стимулом возобновления их производства.

При несовершенной информации, обусловливающей не­адекватные представления о товаре и неадекватную ситуацию на товарном рынке, необходима корректировка рынке механиз­мами государственного регулирования.

Итак, в результате разрозненных действий отдельных обо­собленных производителей складывается рыночная система, базирующаяся на конкуренции, обеспечивающей преуспевание производителям, представляющим высококачественный товар или низкие затраты и цены, вместе с тем — разорении тех, кто не смог обеспечить высокого качества продукции или низких затрат и цен. Имеющая место при этом колебательная динами­ка оказывает влияние на отдельных субъектов рынка, не изме­няя при этом общей рыночной ситуации, или изменяя ее незна­чительно.

Рыночная сделка

Продавцов и покупателей товаров связывает рыночная сделка.

С одной стороны, рыночную сделку можно представить как экономическую сделку, которая выступает в форме обмена од­ной полезности на другую. Например, продажа товара с целью получения денег или покупки другого товара. При этом объек­тами полезности в равной мере могут выступать как товары, так и деньги.

С другой стороны, это правовая сделка, выступающая в фор­ме договора купли-продажи. При этом вовсе не обязательно, что­бы в каждом конкретном случае между сторонами заключался письменный договор. Например, покупка билета для проезда в автомобильном или железнодорожном транспорте. Форма до­говора — билет, который является основанием "прав" и "обя­занностей" представителя транспортных средств и пассажира.

Любая другая сделка — практически то же самое. Товар­ный чек является основанием для реализации прав и обязанно­стей сторон.

Согласно договору купли-продажи может иметь место раз­рыв во времени между оплатой товара (услуги) и ее реальным предоставлением (отгрузкой). Но это не меняет сути, договор мо­жет предусматривать этот разрыв во времени. С экономической точки зрения важно, чтобы условия договора были выполнены в срок, иначе — цепная реакция, система неплатежей и т. д.

Акты купли-продажи могут не совпадать не только во вре­мени, но и в пространстве. Например, согласно договору купли-продажи, заключенному в пункте А, продукция может переда­ваться покупателям в различных регионах — А, В, С, Д, и т. д.

В историческом процессе развития рынка проявились две тенденции.

Первая тенденция — к экспансии, т. е. территориально­му расширению и увеличению сфер влияния рынка. Эта тен­денция явилась следствием ряда факторов:

• роста производства товаров;

• углубления общественного разделения труда;

• расширения и повышения уровня потребительского спроса параллельно росту благосостояния населения;

• совершенствования средств транспорта и связи.

Вместе с тем в XX столетии имела место и вторая, проти­воположная тенденция — к сокращению рыночного простран­ства в период командно-административного управления в СССР и ряде других стран, которая в конце XX в. сменилась на пер­вую. Таким образом, важнейшая тенденция современного раз­вития связана с развитием рыночной экономики.

Зоны рыночного пространства

Развитие общественного разделения труда, товарного про­изводства в определенных условиях приводит к формированию следующих зон рыночного пространства:

• местного рынка;

• национального рынка;

• мирового рынка.

Местный рынок — это, как правило, локальный рынок, развивающийся в рамках определенного территориального образования — города, села, обычно располагаемый в наиболее удобных, традиционно связанных с транспортными артериями местах.

Национальный (внутренний для страны) рынок— продукт более высокого уровня развития. Возникает там и постольку, где и поскольку появляется общественное разделение труда и то­варное производство. Его величина неразрывно связана со сте­пенью специализации общественного труда, масштабами наци­онального хозяйства и потребностями развития рыночного про­странства. Составляющими национальных рынков повсеместно становятся местные рынки.

Мировой рынок формируется в течение ряда столетий. По оценкам исследователей, зародился в XVI в. Прошел ряд эта­пов с развитием производства, международного разделения труда, динамикой средств транспорта и связи.

Современная рыночная система — многоуровневая систе­ма отношений между производителями и потребителями това­ров, ориентированная на использование достижений научно-технического и общественного прогресса, современных инфор­мационных и денежных механизмов.

Достигнутый уровень развития производства и рыночной ин­фраструктуры делает доступной в мировом масштабе информацию о ценах на энергоносители, валюту и пр. Адаптированные компью­терные системы позволяют хорошо представлять потребительские свойства и цены товаров, производимых в различных регионах мира, выбирать необходимые и доступные для потребителей товары. На­пример, весьма обстоятельная информация об японских автомоби­лях в США, ориентировавшая на их достоинства и привлекатель­ность, обусловила высокий спрос на эти автомобили. В результате оказалась возможной ситуация, позволившая японским автомоби­лям "потеснить" в США американские автомобили.

Активное развитие рыночных отношений привело к формиро­ванию значительного числа специализированных рынков (продук­тов питания, одежды, обуви, стройматериалов, автомобилей, рын­ков труда, научных разработок, капиталов, ценных бумаг, валют, духовных благ и др.), в совокупности образующих современную си­стему рынков.

Система рынков

Система рынков — совокупность рынков различного фун­кционального назначения.

Предпосылками ее формирования явились:

1) значительное расширение рыночного пространства в ус­ловиях индустриального и постиндустриального развития;

2) необходимость реализации огромного спектра полезных благ, удовлетворяющих потребности современного всесторон­не развитого человека и современного производства — на рын­ке ценных бумаг, валют и пр.

Таким образом, с развитием рыночного пространства, с од­ной стороны, резко возросла роль рынка в жизни общества, с другой — потребовалось исследование его механизмов с целью лучшего понимания и эффективного использования.

В современных условиях все большее значение приобрета­ет комплексный анализ рынков, в котором отдельные специа­лизированные рынки интегрированы в особые товарные груп­пы, отражающие закономерности их развития. При 3tqm выде­ляются четыре вида рынков, среди которых — товарные рынки и рынки факторов производства. Это:

— рынок товаров;

— рынок труда;

— рынок капитала;

— рынок земли.

Они имеют не только различную природу, но и различные механизмы формирования стоимости, распределения, исполь­зования прибыли.

Большое влияние на позиции участников рынка оказывает состояние рыночной среды, определяющей меру их экономичес­ких свобод.

Исследователи выделяют четыре важнейшие "модели рынка", ориентированные на основную проблему рыночной эко­номики - конкурентное взаимодействие ее участников:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4)олигополия.

Их можно интегрировать по принципу "экономических сво­бод" агентов рынка. При этом различают:

• рынок совершенной конкуренции (первая модель рынка);

• рынок несовершенной конкуренции (вторая, третья, чет­вертая модели рынка).

Правовое регулирование

Всякая рыночная система, независимо от модели, "органи­зуется" и "корректируется" действием правовых норм, которые имеют двоякую значимость:

1) устанавливают единые правила поведения для всех субъектов рынка;

2) охраняют индивидуализированные экономические интересы субъектов рынка — защищают "правых", наказывают ви­новных за нарушение правовых норм.

Представленный в 4, 5 главах анализ механизмов рынка со­вершенной и несовершенной конкуренции интегрирует законо­мерности, общеметодологические основы рынка, в наибольшей мере проявившиеся на товарном рынке, вместе с тем в значи­тельной мере относящиеся и к другим видам рынков, имеющих наряду с общими специфические особенности, являющиеся предметом последующего углубленного исследования.

Основные термины и понятия

Деньги — товар, выполняющий роль всеобщего эквива­лента.

Натуральное производство— система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продук­ты для удовлетворения собственных потребностей.

Простое товарное производство— основано на личном тру­де товаропроизводителя.

Развитое товарное производство— базируется на исполь­зовании наемного труда.

Рыночная система— совокупность взаимосвязей между производителями (продавцами) и потребителями (покупателя­ми) материальных и нематериальных продуктов.

Товар— продукт труда, имеющий полезность, произведен­ный не для собственного потребления, а для продажи, рыночно­го обмена.

Товарное производство— система организационно-эконо­мических отношений, при которой полезные продукты созда­ются для их продажи на рынке.

Цена— денежная оценка стоимости или полезности товара.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты натурального, товарного про­изводства.

2. Поясните обусловленность и условия перехода от нату­рального производства к товарному.

3. Назовите и охарактеризуйте важнейшие виды товарного производства.

4. Охарактеризуйте сущность и функции денег.

5. Деньги — это позитивный или негативный фактор эконо­мического развития?

6. Тест (найдите правильный ответ).
Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых дальнейшее развитие об­мена продуктами было бы невозможно;

б) разделения труда и обмена продуктами между обособленными производителями;

в) ограниченности ресурсов.

7. Объясните динамику потоков товаров и ресурсов в ры­ночной экономике.

8. Охарактеризуйте виды рыночного пространства и виды рынков в экономической системе.

9. Назовите положительные и отрицательные черты кон­курентной рыночной экономики.

Пол Самуэльсон:

• Конкурентное ценообразование обеспечивает распределе­ние ограниченного количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, подкрепленную денежными голосами. Помогая решить проблему: для кого предназначены товары, оно наряду с этим подает сигналы, требующие внести изменения в решение вопросов: что должно быть произведено и как должны производиться товары? Но каждый единичный рынок содействует лишь "частичному" разрешению этих проблем, ибо нельзя игнорировать тот факт, что он находится во взаимосвязи с рынками других товаров и рынками факторов производства.

ПолХейне:

• Совершено очевидно, что конкуренция присуща не только капиталистическому обществу, или обществу, использующему деньги. Это вывод фундаментальной важности: конкуренция есть следствие редкости, и от нее можно избавиться, только устранив редкость. Там, где есть редкость, должно происходить распределение. Распределение — это размещение в соответствии с некоторым критерием отбора. Конкуренция — это просто-напросто то, что происходит, когда люди стараются лучше соответствовать применяемому критерию.

• Конкуренция между людьми, суммарное желание которых приобрести благо не может быть полностью удовлетворено при су­ществующей денежной цене, приведет к повышению затрат на его приобретение.

• Система распределения редких благ посредством денеж­ных цен конечно же будет направлять (allocate) эти блага тем, кто готов платить. Следовательно, когда распределением управляют цены, бедняки, как правило, получают меньше, чем богатые. Соб­ственно говоря, в этом и заключается экономический смысл слов богатые и бедные. Но и это не все. При ценовом распределении принимается во внимание множество других различий между людьми — различий, которые чрезвычайно трудно учесть над­лежащим образом при любой другой форме распределения.

• Система цен позволяет прийти к общественному сотруд­ничеству при отсутствии диктаторов. Это безусловное преиму­щество для тех, кто их не слишком любит.

Каково ваше мнение в отношении высказываний П. Хейне?

Глава 4. РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ

Наши рекомендации