Система экономических отношений. Предмет экономической теории

Анализ внутренних закономерностей экономического раз­вития выявил, что в производственном процессе люди взаимо­действуют не только с веществом природы, но и между собой. При этом формируются двоякого рода отношения:

1) отношения к материальным факторам производства — средствам труда, предметам труда;

2) отношения между участниками процесса — производ­ственные отношения.

Отношения между людьми, связанные с производством материальных благ, расширительно представляемые как отношения по поводу производства, распределения, обмена, по­требления или производственные отношения, играют важней­шую роль в экономической жизни. Именно они и определяют содержание предмета политической экономии.

Таким образом, предмет политической экономии — произ­водственные или экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления ма­териальных благ.

Выделяют два рода производственных отношений:

1. Социально-экономические отношения, или отношения собственности, определяющие

• положение групп и классов в обществе;

• отношения между экономическими агентами.

2.. Организационно-экономические отношения по поводу

• разделения и кооперации труда;

• организации хозяйственной деятельности;

• управления.

В экономической системе они тесно взаимосвязаны.

Уровень организационно-экономических отношений, с од­ной стороны, зависит от отношений собственности, действую­щей социальной системы, с другой — определяет возможности и механизмы их поступательного развития.

И те, и другие представляют определенные экономические срезы, актуальные для национальной экономики, ориентирован­ные на ее эффективное развитие.

Вместе с тем трансформационные процессы XX в., в част­ности, имевшие место в нашей стране, проходящие через две "полосы трансформаций", связанных, с одной стороны, с огосу­дарствлением, с другой — разгосударствлением собственнос­ти, оказали весьма противоречивое влияние на ее экономичес­кое развитие.

Практически с начала столетия безальтернативной эконо­мической теорией в странах победившего социализма, опреде­лившей и хозяйственную практику, становится марксистская политическая экономия, ориентированная на систему органи­зационно-экономических и социально-экономических отноше­ний, основанных на общенародной собственности и ее механиз­мах — централизованном планировании, сильной социальной политике и т. д.

Значительные успехи обобществленной советской экономи­ки выразились в формировании мощного экономического и во­енного потенциала, достижении определенного уровня благосо­стояния и социальной защищенности всего населения, насыще­нии потребностей людей важнейшими товарами массового про­изводства и т. д. Достаточно очевидно доминирующая при этом социальная ориентация экономики представлялась желанной и оправданной вплоть до конца 70-80-х гг.

Вместе с тем в силу той же, охарактеризованной выше специ­фики, "монолитная" социалистическая экономика не смогла в со­ответствии с потребностями времени мобильно переориентиро­ваться на индивидуализированный потребительский спрос, инди­видуализированные потребительские предпочтения. Как резуль­тат — вторая "полоса трансформаций": с середины 90-х гг. начи­нается лавинообразный процесс разгосударствления собственно­сти, перехода к рыночным отношениям.

Соответственно, возникает необходимость их изучения и развития.

Наряду с этим новая полоса трансформаций требует реше­ния социальных проблем, обострившихся в ходе преобразований.

В противовес, западная экономика накопила значительный опыт развития рыночных отношений. Сформировавшиеся в двадцатые годы XX в. западные учебники по экономике — "экономиксы" сосредоточили внимание на организационно-эконо­мических проблемах — наиболее актуальном для бизнеса, не­исследованном политэкономами срезе — проблемах потреби­тельских предпочтений, эффективности предпринимательства, механизмах микро- и макроэкономики и т. д.

В условиях противостояния "железный занавес" усугублял противоречивость подходов, препятствовал взаимодействию стран, заимствованию эффективных решений.

Вместе с тем в середине 90-х гг. опыт Запада оказался не только важен, но и востребован.

Наряду с этим в 70-е гг. для стран Запада востребованной становится социальная доминанта.

Таким образом, динамичный процесс общественного раз­вития, обусловивший трансформацию экономических систем, подтвердил актуальность обеих составляющих: системы соци­ально-экономических и организационно-экономических отно­шений.

Исследование позволило выявить три уровня изменений в системе производственных отношений:

1) изменения на уровне трансформации отношений соб­ственности;

2) изменения на уровне трансформации механизмов хозяй­ствования, организационно-экономических отношений;

3) изменения на уровне трансформации социальных и свя­занных с преобразовательными процессами организационно-экономических отношений.

Наиболее серьезные трансформации связаны с коренным преобразованием отношений собственности, приводящим к из­менению практически всей системы производственных отноше­ний.

Они могут оказать как позитивное, так и негативное влия­ние на развитие экономики. Оценочными, как правило, высту­пают два важнейших критерия эффективности преобразований:

а) технико-экономический;

б) социальный.

По синтезированным, в известной мере несопоставимым оценкам, первая волна трансформации собственности оказалась более позитивной для России — значительный экономический рост, решение социальных проблем и т.д. Вторая — преимуще­ственно со знаком "минус", достаточно ощутимых позитивов пока что не проявилось ни в экономической, ни в социальной сферах.

Вместе с тем, определенные преобразования собственнос­ти, не связанные с коренным преобразованием системы, могут иметь место в любой экономике, при этом могут оказаться весь­ма позитивны. Например, трансформации, связанные с форми­рованием, прежде всего, крупного интегрированного капитала, в котором изменение удельного веса (долей) частного и государ­ственного капитала имеет принципиальное значение.

Второй тип преобразований, связанный с изменениями на уровне трансформации механизмов хозяйствования, организа­ционно-экономических отношений, как правило, позитивен. Эко­номические системы, успешно решающие эти проблемы, имеет шансы для поступательного развития не только в коротком, но и долгом периоде, что создает возможности для эффективного решения как экономических, так и социальных проблем.

Третий тип — предполагающий изменения на уровне транс­формации социальных и связанных с преобразовательными процессами организационно-экономических механизмов, так же весьма позитивен. Как правило, характерен для поступательно развивающихся экономических систем, идущих в ногу со вре­менем, в которых социально-экономические и организационно-экономические механизмы весьма успешно взаимодействуют, учитывают динамичные экономические и социальные потреб­ности.

Опыт показывает, что наибольшую результативность дос­тигают страны, мобильно реагирующие на диалектику обще­ственного развития, потребности времени, по мере необходимо­сти в рамках действующей системы трансформирующие как организационно — экономические, так и социально — экономи­ческие отношения, ориентируя на эффективность (наибольшее соответствие поставленным целям) как каждое из отношений, так и их совокупность.

При невозможности решения проблем в рамках действую­щих производственных отношений неизбежен "взрыв", разру­шающий всю систему социально-экономических и организаци­онно-экономических отношений. Его причиной, как правило, выступает объективно обусловленная, не зависящая от желания людей, необходимость приведения в соответствие несбалан­сированной системы организационно — экономических и соци­ально-экономических отношений.

В условиях нестабильности весьма значимыми могут ока­заться субъективные факторы, оказывающие влияние на "пре­образовательные процессы", связанные, например, с захватом власти, политическим переворотом или "согласительными" дей­ствиями, обусловленными сильным личностным влиянием по­литических деятелей, руководителей страны на массы, решаю­щим образом влияющие на принимаемые ими решения.

Такого рода изменения, как правило, требуют значитель­ных издержек — материальных, социальных, моральных и пр.

На рубеже XX — XXI вв. уходит в прошлое исключитель­ность специфических — либо плановых, либо рыночных меха­низмов хозяйствования. Сегодня востребована многофактор­ность подходов, ориентация на эффективное сочетание плано­вых и рыночных механизмов.

Трансформационные процессы второй половины двадцато­го столетия, приведшие к открытости экономик, процессам гло­бализации определили единство подходов к оценке экономичес­ких процессов на межнациональном уровне, потребовали раз­работки единых параметров, стандартов, нормативной базы для их регулирования. Стала очевидной целесообразность взаимо­действия по разным направлениям — в использовании эффек­тивных организационно-экономических и социальных механиз­мов, ориентации на потребительские предпочтения, эффектив­ность предпринимательства и т.д.

Необходимость ориентации как на плановые, так и рыноч­ные механизмы, их эффективность, актуализировала не толь­ко их изучение, но и потребовала формирования "интегриро­ванного" учебного курса "экономической теории", в котором нашли отражение научные позиции и подходы и "политичес­кой экономии" и "экономиксов", ориентированного на изучение производственных или экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена, по­требления материальных и нематериальных благ и услуг, эффективной системы социально-экономических и организаци­онно-экономических отношений.

С учетом современной специфики развития экономических систем в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей можно так конкретизировать содержание пред­мета экономической теории - это совокупность экономичес­ких отношений по поводу эффективного хозяйствования при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с адекватной эффективной системой социальных отношений.

При этом достаточно очевидна ориентация как на факторы эффективности предпринимательства, так и социальные фак­торы.

Преобразовательные процессы в российской экономике, связанные с развитием рыночных отношений, актуализирова­ли проблему изучения и развития рыночных механизмов, осо­бенностей их проявления на разных рынках — товарном, рын­ках труда, капитала, земли и т.д., обусловили необходимость включения в курс "экономической теории" достаточно обстоя­тельно проработанных и представленных в "экономиксах" по­ложений.

Важный ориентир — на проблемы эффективности предпри­нимательства.

В частности, при определении параметров конкретных дей­ствий весьма успешной представляется ориентация на три важ­нейшие проблемы, обозначенные Полом Самуэльсоном в каче­стве базовых Проблем экономического развития:

1) Что производить (какие потребности удовлетворять)?

2) Как производить (из каких ресурсов, при какой техно­логии)?

3) Для кого производить (направления использования про­дуктов)?

Можно согласиться, что при ограниченности ресурсов в эко­номике любой страны их решение имеет чрезвычайно важное

значение.

Многоплановый подход позволяет учесть преимущества в организации труда и управлении, Достигнутые в различных странах, использовать их на благо общества.

Во многих странах важная роль в экономике принадлежит государству, проводящему определенную экономическую по­литику, предусматривающую развитие важнейших, соответ­ствующих переживаемому периоду процессов, разработку ме­ханизмов хозяйствования, стимулирующих предприниматель­ство и т. д. При этом под механизмом хозяйствования пони­мается совокупность мер и действий экономических субъек­тов, направленных на принятие наиболее эффективных реше­ний, предполагающих достижение целей с наименьшими зат­ратами.

Экономическая политика государства достаточно динамична. Закономерны ее изменения в условиях научно-технических, экономических, общественных трансформаций.

В соответствии с особенностями времени и страновой спе­цификой в качестве целей развития, определяемых экономи­ческой политикой, могут выступать:.

• экономический рост;

• полная занятость,

• минимизация инфляции,

• социально-экономическая обеспеченность и др.

С акцентом на сегодняшние реалии механизмы хозяйство­вания в современной России должны быть ориентированы не только на экономическую эффективность, но и решаемость со­циальных проблем, с учетом их остроты и важности.

Президент РАН Ю. Осипов отмечает: "В условиях ресурс­ной ограниченности необходима модернизация российского про­изводства на базе технологий XXI века... Но сегодня еще важно выйти на новые рубежи в развитии общественных и гуманитарных наук... Дело в том, что возможности развития производства непосредственно зависят от социальной модели, принятой и ре­ализуемой обществом, от зрелости всей системы социальных от­ношений".

Как отмечалось, реальностью сегодняшнего дня явились интеграционные процессы, объединенные общим емким поня­тием глобализации экономики. В новых условиях важнейшие механизмы организации и управления экономикой формируют­ся на международном уровне, не определяются каждой стра­ной в отдельности. С учетом этого при определении параметров экономического развития чрезвычайно важно ориентировать­ся не только на национальные, но и "интеграционные" механиз­мы, их эффективность и противоречивость.

Наши рекомендации