Классическое направление экономической мысли
В XVIII веке мануфактурная система в наиболее развитых странах достигла своего расцвета, возник рынок труда, на смену эпохе торгового капитализма пришла эпоха промышленного капитализма и свободной конкуренции. В это время развивается новое направление экономической мысли, получившее впоследствии название «классического». Оно возникает почти одновременно во Франции и в Англии и представлено двумя школами:
· школой физиократов во Франции (представители — Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго),
· «классической политэкономией»в Англии (представители — Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо).
Основная идея классического направления — идея естественного экономического порядка.Естественный порядок - такое положение вещей, которое формируется в условиях полной экономической свободы, при соблюдении принципа laissez faire. Это уже ставшее популярным выражение является частью знаменитой фразы, приписываемой Гурнэ: “Laissez faire, laissez passer” (лесэ фэр, лесэ пасэ), означающей приблизительно следующее: “Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом”. Другими словами, экономический порядок существует не благодаря регулирующей роли государства или вследствие “общественного договора”, а возникает спонтанно, автоматически, как результат действия объективных экономических законов.
Второй важной составляющей классического направления экономической мысли является требование соблюдения в экономической политике государства принципов экономического либерализма, то есть проведения политики свободной торговли, сведения к минимуму участия государства в перераспределении общественного богатства. Наиболее ясно и определенно значение либерализма для развития государства выразил Адам Смит в своем эпохальном трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): “Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей”. А в знаменитом пассаже о невидимой руке (работа «Здоровье нации») он раскрывает естественный механизм этого процесса: пишет о том, как неведомая сила направляет человека, преследующего собственные эгоистические цели, к общественной цели, которая первоначально не входила в его намерения. Таким образом, А. Смит был первым, кто заговорил о существовании объективных, не зависящих от воли и сознания людей, экономических законов. Раз речь пошла о законах, значит, экономика могла претендовать на статус науки. Науки, основателем которой, по всеобщему признанию, стал Адам Смит.
Третья идея классического направления - концепция экономического человека, «разумного эгоиста», по выражению А. Смита. Эгоистический человек руководствуется мотивом к эффективным действиям, он стремится больше получить и меньше затратить. Он будет заниматься теми видами деятельности, которые позволяют ему достичь лучших результатов. Таким образом он сэкономит усилия свои и в целом ресурсы общества. Он будет приобретать тот товар, который в наилучшей степени удовлетворяет его потребности. Таким образом он сигнализирует о том, что нужно производить, куда направлять общественные ресурсы. В то же время разумные эгоисты стараются сделать свои взаимоотношения друг с другом более предсказуемыми и долговременными, а значит, рационально приходят к необходимости согласия, упорядочивания своих действий. Так стихийно возникает экономический порядок со своей внутренней логикой, нацеленной на эффективность. Помешать этому может только государство или внешние неуправляемые обстоятельства. Поэтому Смит считал, что государство в рыночной экономике должно выполнять функции «ночного сторожа», иными словами, охранника имущественных прав, когда они находятся вне контроля самих людей.
Четвертой отличительной чертой классического направления является перенесение основного внимания со сферы обращения, которой меркантилисты придавали исключительное значение, на сферу производства. Производитель и его поведение становится главным объектом изучения классиков.
Для физиократов источником богатства являлась земля, то есть сельское хозяйство, и это неслучайно — ведь само направление возникло как некая «поздняя оппозиция» деятельности премьер-министра Франции Кольбера, который проводил меркантилистскую политику ценою удушения собственного сельского хозяйства, обложив крестьянское население непомерными налогами. Основатель школы физиократов Ф. Кенэ разработал теорию чистого продукта и доказывал, что он создается только в земледелии, где действует даровая сила природы, не требующая возмещения. Утверждая, что в сельском хозяйстве имеет место прирост стоимости, физиократы в то же время ошибочно полагали, что в других отраслях (например, в промышленности) происходит только сложение уже созданных стоимостей. Они предлагали заменить все налоги единым земельным налогом.
Франсуа Кенэ также известен как создатель знаменитой «Экономической таблицы», где он показал, как продукт производится и распределяется между сословиями, и при этом подготавливаются условия для возобновления производства в новом году. Впоследствии эта таблица легла в основу схем воспроизводства Карла Маркса, а еще позже - модели межотраслевого баланса (таблицы «затраты-выпуск») американского экономиста российского происхождения, лауреата Нобелевской премии по экономике, Василия Васильевича Леонтьева.
Представители классической политэкономии (У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо) смотрели шире физиократов: источник богатства они видели во всей производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве), связывали возможности его создания в первую очередь с уровнем развития техники, технологии, профессиональных навыков, к элементам богатства относили, кроме прочего, деньги и накопленное имущество. Например, Уильям Петти скрупулезно подсчитал все богатство Ирландии, а Адам Смит разработал подробную теоретическую классификацию элементов богатства. Важным фактором роста богатства А. Смит считал разделение труда, которое достигает своего совершенства в мануфактурной системе (пример игольной мануфактуры), а условием этого роста – отсутствие всяческих стеснений в производстве и торговле. Общество он называл «великим меновым союзом», противопоставляя эту идею идее торговых войн, которые провоцировала меркантилистская система.
Важное место в учении Адама Смита занимала теория ценности товара. Он пишет: “Слово ценность имеет два различных значения: иногда она означает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, какую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной ценностью, вторую - меновой ценностью”. Вместе с тем первоначальную попытку связать меновую ценность товара с его потребительной ценностью он решительно отбрасывает. Он ссылается на алмаз, который “почти не имеет никакой потребительной ценности”, но имеет высокую меновую ценность. Вода же, напротив, имеет высокую потребительную ценность, но не имеет меновой ценности. Эти размышления вошли в историю как “парадокс воды и алмаза”, и были в последующем объяснены только неоклассической школой.
В теории Смита меновая ценность товара в первобытном обществе определяется соотношением затрат труда (если убить бобра можно за два часа, а оленя - за час, то “один бобр должен естественно обмениваться на два оленя”). В цивилизованном обществе, где разделение труда обеспечивает его экономию, действует другое правило обмена - меновая ценность определяется соотношением не затраченного, а покупаемого труда. Это положение практически не нашло развития в последующей экономической мысли, между тем, в нем содержалась гениальная догадка об участии не только продавца, но и покупателя в определении цены товара.
Адам Смит создал оригинальное учение о доходе. Во-первых, он понимает, что чистый доход представляет собой разницу между совокупным доходом и расходами на основной и оборотный капитал. Во-вторых, чистый доход делится на 3 части: зарплату, земельную ренту и прибыль. Ссудный процент в его схеме не участвует, поскольку он - вторичный доход, выплачиваемый из прибыли. Соответственно доходам выделяются три основных класса: рабочие, землевладельцы и капиталисты-предприниматели. В-третьих, он считает, что цена товара слагается из этих трех доходов. “Может показаться, что необходима еще четвертая часть для возмещения капитала фермера, то есть для возмещения снашивания его рабочего скота и других хозяйственных орудий. Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трех частей: из ренты на землю, на которой она была вскормлена, из труда, затраченного на уход за ней и содержание ее, и прибыли фермера... в целом цена все же сводится непосредственно в конечном счете к тем же трем составным частям: ренте, заработной плате и прибыли”. К. Маркс назовет это “догмой Смита”.
Адам Смит осуществил разделение труда на производительный и непроизводительный. Производительный труд, по Смиту, обменивается на доход, в то время как непроизводительный оплачивается из уже созданного дохода. В конечном счете, к непроизводительному труду он относит только труд слуг, духовенства и военных. Он считает необходимым максимально возможное сокращение их доли, потому что она приводит к сокращению возможностей накопления капитала и роста производства. Рассуждения Смита о производительном и непроизводительном труде породили длительную дискуссию, в которую охотно включились советские экономисты в XX веке в СССР, пытавшиеся таким образом обосновать ведущую роль рабочего класса и трудового крестьянства. В то же время концепция Смита оказалась не понятой и не принятой западной экономической мыслью, где любой труд, рабочего или артиста, ученого или крестьянина, принято считать производительным, участвующим в создании ВВП.
Одним из важных моментов учения А. Смита была теория естественной и рыночной цены. Естественная цена определяется как усредненная для данной местности величина, в которой зарплата, прибыль и рента присутствуют по некоторым естественным нормам оценки труда, капитала и земли. Рыночная цена зависит от того, насколько предложение товара отклоняется от естественного спроса, то есть того количества товара, которое покупается по естественной цене. Изучая колебания рыночной цены вокруг естественной цены, А. Смит выводит модель свободной конкуренции. Положительные отклонения рыночной цены от естественной приводят к увеличению норм доходов и стимулируют рост производства. Отрицательные отклонения вызывают отток ресурсов из отрасли. Положительные и отрицательные отклонения в длительном периоде уравновешиваются, а нормы доходов усредняются.
А. Смит писал также о существовании монопольных рынков. Он ввел понятие монопольной цены и различал естественную монополию, связанную с владением редкими ресурсами или какими-то производственными секретами, и искусственную монополию или привилегию, которая создается государством.
Давид Рикардо объявил себя продолжателем учения А. Смита и большую часть своего учения изложил в работе “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817). Прежде всего, западная экономическая наука считает Д. Рикардо основателем трудовой теории стоимости. Именно он довел эту теорию до совершенства: меновая ценность товара определяется затратами общественно необходимого труда, при этом речь идет как о живом, так и об овеществленном труде, а сложный труд с помощью системы коэффициентов приводится к простому, что позволяет их сравнивать. Так что К. Марксу оставалось только «исправить» некоторые неточности в теории Рикардо (общественно-необходимый труд – не труд при худших условиях производства, как у Рикардо, а при средних условиях производства) и сделать соответствующие идеологические выводы (только рабочий своим трудом создает стоимость, а капиталист и землевладелец ее присваивают, иными словами, эксплуатируют рабочего).
В то же время в Золотой фонд экономической мысли вошли две теории Д. Рикардо. Первая - теория дифференциальной ренты. Вторая - принцип сравнительного преимущества, разработанный применительно к международной торговле.
Рикардо раскрывает механизм дифференциальной ренты, возникающей благодаря разнице в местоположении и плодородии участков земли. Дифференциальная рента в его понимании - это разность между затратами труда на худших землях (по которым определяется цена хлеба) и индивидуальными затратами труда на лучших и средних участках. При вовлечении в оборот все более худших участков земли рентный остаток растет. Рикардо пишет: “Не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог”. Для объяснения существования рентного дохода с худших участков земли он вводит дополнительно “ренту редкости”, то есть дополнительный доход, связанный с ограниченностью ее предложения. землевладельцам.
Несомненную ценность для экономической науки имел разработанный Рикардо принцип сравнительного преимущества в международной торговле. Он был продемонстрирован на примере Англии и Португалии, которые производят два товара – сукно и вино. Причем абсолютные затраты труда на производство каждого из этих товаров в Португалии выше, чем в Англии. В то время в экономической науке господствовал принцип абсолютных преимуществ Адама Смита, согласно которому международное разделение труда и обмен товарами между странами эффективны только в том случае, если каждая из них что-то производит с меньшими абсолютными затратами. Рикардо доказал, что нужно принимать во внимание не абсолютные затраты, а относительные. Если трудозатраты на производство единицы сукна в Англии составляют 0,6 от трудозатрат на производство единицы вина, а в Португалии – 0,9, то Англия имеет сравнительное преимущество в производстве сукна, а Португалия – в производстве вина. На конкретном примере Рикардо показывает, что даже при отсутствии абсолютных преимуществ у одной из стран (Португалии), но наличии относительных преимуществ, специализация национальных экономик и обмен при определенных соотношениях приводит к индивидуальной и общей экономии труда.
Принцип сравнительного преимущества имел большую познавательную ценность для экономической науки. Впоследствии он был проиллюстрирован с помощью кривых производственных трансформаций, соединен с учением об альтернативной стоимости и распространен с внешней торговли на другие виды деятельности.
5. Экономическая мысль после А. Смита и Д. Рикардо:
Развитие и критика учения
Появление трудов А. Смита и Д. Рикардо, заложивших основы классического направления экономической мысли, не могло не оказать влияния на последующее развитие экономической науки. Можно выделить следующие направления, в которых развивалась экономическая мысль после (и отчасти во время) А. Смита и Д. Рикардо.
1. Развитие учения А. Смита и Д. Рикардо. Жан-Батист Сэй (последователь А.Смита), Джон Стюарт Милль (ученик Д. Рикардо), Томас Роберт Мальтус (в некотором отношении единомышленник Д. Рикардо).
2. Вульгаризаризация и романтизация учения А. Смита и Д. Рикардо в трудах: Т.Р. Мальтуса (“теория народонаселения”), Фредерика Бастиа (“теория взаимных услуг”, “экономические гармонии”), Нассау Уильяма Сениора (“теория воздержания”, “теория последнего часа”).
3. Критика классического направления экономической мысли - Фридрих Лист и историческая школа в Германии.
4. Мелкобуржуазная критика капитализма. Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (“теория недопотребления”, “теория третьих лиц”), Пьер Жозеф Прудон (“собственность - кража”, “конституированная стоимость”, проект рабочих денег).
5. Социально-утопическое направление экономической мысли. Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
Остановимся подробнее на наиболее важных концепциях указанных ученых.
Английский экономист Томас Роберт Мальтус в 1798 году написал книгу “Опыт о законе народонаселения”, которая потрясла мир и благодаря которой за политэкономией длительное время прикрепилось название «мрачной науки». Он вывел некую закономерность, согласно которой население мира увеличивается в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а производство средств существования увеличивается в арифметической прогрессии. Последнее предположение основывалось на законе убывающего плодородия почвы, открытом им в переписке с Д. Рикардо. Согласно такой динамике, перед человечеством периодически встает проблема перенаселения. Если нравственные ограничения оказываются бездейственными, на помощь приходят такие естественные силы, как голод, нищета, эпидемии и войны, играющие расчищающую роль и ликвидирующие избыток населения.
Теория Мальтуса была выстроена на не вполне корректных методологических посылках и злоупотреблении эмпирическим материалом (например, данные о росте населения и изменении плодородия почвы он брал по разным странам). Между тем, сама постановка проблемы о существовании некоего равновесия между двумя системами (экономической и демографической) в научном плане была новой и вполне состоятельной.
В последующем в науке периодически возникали подобные тревожные настроения по поводу нехватки того или иного ресурса для выживания человечества. Так, в 60-70-е гг. XX века доклады Римского Клуба, где были оглашены расчеты, на сколько лет людям хватит разных минеральных ресурсов (нефти, газа, угля и т.п.), развивали ту же общую идею, что теория Мальтуса. Так же, как теория Мальтуса, они недооценивали возможности научно-технического прогресса, к тому же не учитывали естественные рыночные силы, приводящие к появлению заменителей дорожающих ресурсов.
Жан Батист Сэй – экономист, популяризировавший идеи Адама Смита во Франции и разработавший ряд оригинальных научных концепций. Сэй вошел в историю политической экономии как основатель теории “трех факторов производства” и как автор знаменитого “закона рынков”, или “тождества Сэя”.
В противовес трудовой теории ценности (стоимости) Д. Рикардо, Сэй выдвигает теорию трех факторов, одинаково участвующих в создании стоимости, к которым относит: наемный труд, капитал и земля. Каждый фактор претендует на свою долю в совокупном продукте, последний распадается соответственно на три дохода: заработную плату, прибыль и ренту. Каждый доход - это плата за вполне определенную услугу. Он отрицает прибыль как реальную величину. По его мнению, она в действительности состоит из заработной платы предпринимателя как вознаграждения за его труд и процента как вознаграждения за услугу капитала. Земельная рента - это вознаграждение за право собственности. Вознаграждение того или иного фактора зависит от его редкости. Так, способности и знания фермера встречаются чаще, чем способности и знания купца. Благодаря редкости способности купца оплачиваются дороже.
“Закон Сэя” появился в контексте его теории рынков. Сэй выдвигает идею, что кризисы перепроизводства невозможны, так как само производство создает адекватный (равный) себе спрос. Он исходит из очевидной, с его точки зрения, истины: производство порождает равные себе доходы. Доходы создают равный себе спрос. Значит, производство само порождает адекватный совокупный спрос. Могут иметь место лишь частичные диспропорции: производство отдельных товаров и спрос на них могут не совпадать. Но в макроэкономическом аспекте тождество незыблемо. Роль денег в данном случае сведена к функции средства обращения, они лишь временные агенты в процессе обмена продуктов на продукты. Он даже сравнивает их с повозкой, которая выполняет служебные функции. Общего недостатка (дефицита) или избытка (перепроизводства) быть не может. Отсюда “тождество Сэя”: положительные и отрицательные отклонения в степени удовлетворения потребности в различных товарах уравновешиваются - åº0.
Это тождество широко используется современной западной экономической наукой. Его взяли на вооружение неоклассики, неолибералы, которые выдвинули тезис о так называемой нейтральности денег. Тождество Сэя хорошо вписалось в математическую систему равновесия Вальраса. Один из основателей Лозаннской школы экономики в последней трети XIX века Леон Вальрас, чтобы преодолеть те частичные диспропорции, о которых писал Сэй в первой трети XIX века, ввел в свою систему “аукционщика”. Функция “аукционщика” - переоценивать товары, повышая цены на те продукты, на которые существует дефицит, и понижая цены на те продукты, которые находятся в избытке. “Аукционщик”, или “невидимая рука рынка”, приводит к тому, что все рынки расчищаются при нулевом результате в денежном хозяйстве. Так “тождество Сэя” вписалось в модель равновесия Вальраса.
“Тождество Сэя” станет одним из пунктов борьбы между неоклассическим направлением и кейнсианством. Эта борьба продолжается до сегодняшнего времени. “Тождество Сэя” никто не сумел доказать, но никто и не опроверг окончательно.
Учение классиков породило не только волну подражателей и учеников, развивавших учение, но и мощную критику. С этой критикой выступила историческая школа в Германии. Одним из идейных вдохновителей, стоявших у истоков образования исторической школы, был Фридрих Лист. Свои взгляды он изложил в знаменитом сочинении “Национальная система политической экономии” ( 1841 г.).
Ф. Лист подверг резкой критике вненациональный и внеисторический подход А. Смита и Д. Рикардо. Их “политической экономии” он противопоставляет свое учение о “национальной экономии”, предметом которой является не идеальное рыночное хозяйство, фигурировавшее в теоретических абстракциях А. Смита и Д. Рикардо, а конкретное “национальное хозяйство”. Развитие этого хозяйства определяется особенностями природы, характером учреждений и народа конкретной страны. Поэтому экономика каждой страны развивается не по общим, а по своим собственным законам. Целью “национальной экономии” как науки является не столько принятое в классическом учении описание механизмов рынка, сколько практическая задача “экономического воспитания нации”.
Центральное место в “национальной системе политической экономии” Листа занимала “теория производительных сил”. Согласно этой теории, благосостояние нации определяется не количеством богатства, или, что для него было одно и то же, суммой меновых ценностей (как считали А. Смит и Д. Рикардо), а степенью развития производительных сил, создающих эти богатства. Иными словами, не самим богатством, а способностью его создавать. К таким производительным силам он относит труд, капитал, а также социально-политические учреждения, правовые институты, мораль, религию. Ф. Лист писал: “Христианство, единоженство, уничтожение рабства и крепостного права, престолонаследие, изобретение книгопечатания, пресса, почта, монетная система, меры веса и длины, календари и часы, полиция безопасности, введение свободного землепользования и пути сообщения - вот богатые источники производительных сил”. Главная производительная сила, по Листу, - это фабрично-заводская промышленность. Она - залог нравственного, культурного прогресса и политической независимости.
Ф. Лист признавал целесообразность временного ограждения страны от более развитых государств с помощью введения протекционистских барьеров. Жертвуя “выгодами настоящего”, нация при этом приобретает “выгоды будущего”. Лист был противником свободной торговли, за которую ратовала более развитая во всех отношениях Англия и идеологическое обоснование которой представлено в трудах классиков. Лист доказывал, что политика фритридерства (free trade - свободная торговля) закрепляет отсталость и зависимость отдельных стран, их моноотраслевую направленность. Идеал Листа – это не международное разделение труда, а независимая нация с полным набором всех отраслей экономики. А совершенная национальная комбинация производительных сил и есть, с его точки зрения, лучшее разделение труда.
Программа экономического возрождения Германии, положенная в основу экономической политики имперского канцлера князя Отто фон Бисмарка в 40-е годы XIX века, в значительной степени опиралась на идеи Ф. Листа, хотя самого Листа при жизни неоднократно выпроваживали за пределы страны. Эта программа включала ускоренное строительство железных дорог (идея, подхваченная в России министром финансов С.Ю. Витте в конце XIX века), системы каналов и объединение с их помощью Германии в сильное, развитое государство, введение высоких тарифов для защиты национальной промышленности от конкуренции со стороны иностранных товаров. Ф. Лист был, пожалуй, единственным из известных экономистов, который покончил жизнь самоубийством.