Экономическая мысль в древних цивилизациях
Экономическая мысль зародилась и развивалась параллельно с хозяйственной деятельностью человека и общества. Первое свое оформление в виде некой системы взглядов на экономическую деятельность людей она получила уже в древних цивилизациях.
До нашей эры возникли два центра мировой цивилизации:
1. Восточная цивилизация (Египет, государства Месопотамии, то есть «Междуречья», Индия, Китай) оформилась во II-I тыс. до н.э.
Ее основные черты:
· особая роль сельского хозяйства в жизни общества, обслуживаемого трудом общинников,
· централизованный характер хозяйствования, государство – верховный распорядитель всех экономических ресурсов, главным образом, земли,
· значимость ирригационных систем (оросительных систем, каналов, резервуаров для накопления воды) в хозяйственной деятельности,
· организация труда рабов и общинников в храмовом хозяйстве, на строительстве грандиозных светских и культовых сооружений,
· подчиненное положение человека, развитие долгового рабства, большое количество налогов и натуральных повинностей.
2. Античная цивилизация (города-государства Древней Греции, Древний Рим) возникла в I тыс. до н.э.
Ее основные черты:
· формирование небольших государств-полисов с демократическими режимами правления,
· децентрализованный характер хозяйствования,
· всеобщая натуральная воинская повинность, отмена обязательных налогов в Древнем Риме,
· развитие ремесла, торговли и меняльного дела,
· получение свободными гражданами значительных политических прав.
Все это отразилось на экономической мысли двух цивилизаций.
На Древнем Востоке одним из первых произведений, посвященных проблемам регулирования экономической жизни, был кодекс царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, который можно рассматривать как прообраз современного Гражданского кодекса. Кодекс царя Хаммурапи санкционировал частную собственность и давал ей различные гарантии: упорядочивались права наследования, обеспечивались гарантии в случае воровства, обмана, признавалось законным крупное землевладение и урегулировались арендные отношения. В то же время экономические права человека ставились в зависимость от принадлежности его к определенной касте или сословию. Много статей кодекса касалось регулирования торговли. Так, если приобретенный раб страдал болезнями, покупатель имел право возвратить его продавцу, который был обязан вернуть уплаченную сумму.
Экономическая мысль Древней Индии нашла отражение в текстах “Вед” - сборниках древнеиндийских молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний, и в поэме “Махабхарата”, на основе которых были разработаны законы Ману (I тыс. до н.э.). В законах Ману говорилось, что для “процветания миров” бог Брахма создал из своих уст брахмана, рук - кшатрия, бедер - вайшью, а из ступней - шудру, установив обязанности каждого. Брахманам поручены обучение Ведам, жертвоприношения и раздача милостыни; кшатриям - охрана подданных; вайшиям - пастьба скота, торговля и ростовщичество, а шудре - обслуживание этих каст со смирением. “Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст. Поэтому пусть царь не допускает нарушения своего закона живыми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Ведь мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет”.
Но наиболее ярко древнеиндийская экономическая мысль отразилась в сочинении, приписываемом перу индийского брахмана Каутилье, - “Артхашастра”, что переводится: “Наука о политике”. Автор предлагал меры, ограничивающие долговое рабство, признавал право раба на самовыкуп. Важное значение придавалось регулированию распределения земель. Так, земли налогоплательщиков разрешалось продавать только налогоплательщикам, чтобы фискальные резервы царя оставались неизменными. В другом разделе устанавливался порядок продажи недвижимости: допускалось соревнование покупателей, а излишек вырученной суммы изымался в казну. На царя возлагалась масса экономических функций: дело колонизации окраин, расселения жителей, строительство колодцев и резервуаров, поддержание ирригационной системы, организация труда одиноких девушек, вдов, старых рабынь царя в прядильном производстве и т.д. Особое внимание уделялось надзору за торговлей: поддержанию рациональных запасов, проверке их доброкачественности, регулированию цен, обязательной проверке правильности весов каждые 4 месяца.
В Древнем Китаедо нашей эры велись ожесточенные споры между «легистами» и сторонниками Конфуция (VI-V вв. до н.э.) о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь. Конфуцианцы были ярыми сторонниками развития общины, возрождения “колодезной системы”, при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свой надел, но и десятину, урожай с которой шел государству. Они выступали против широкого вмешательства государства в торговлю, за отмену пошлин. Легисты(«законники»), напротив, развивали идею сильного государства и обогащения казны. Наступление на общину и культ государства были основными идеями в учении легистов. Они считали правомерными для народа занятиями лишь земледелие и военное дело, а все доходные промыслы (в первую очередь, производство соли и железа) и торговлю предлагали сделать государственными монополиями. Они же разработали идею «амбарной системы» - своего рода общественных закромов, куда поступала большая часть произведенного продукта и равномерно распределялась между рынками. Система, предложенная легистами, реально существовала в Древнем Китае и уже тогда породила массу негативных последствий: снижение эффективности хозяйствования, раздувание бюрократического аппарата, развитие коррупции. Ф. Энгельса дал ей название «азиатского социализма».
Древнегреческие философы Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель около V–IV вв. до н.э. основали, наряду с прочими философскими знаниями, так называемую теорию полезных искусств. К полезным искусствам они относили земледелие, медицину, военное дело и искусство управления домом. Последнее с легкой руки Ксенофонта приобрело название «экономия», что происходило от двух греческих слов «ойкос» — дом, жилище, и «номос» — правило. Главное произведение Ксенофонта так и называлось — «Ойкономикс», что с древнегреческого наиболее адекватно переводится как «Домострой». Таким образом, экономика в первородном понимании этого слова — правила ведения домашнего хозяйства. Рассуждения об искусстве экономии у древнегреческих философов развились в оригинальные учения о богатстве, разделении труда, обмене, естественном праве.
Платон известен как родоначальник утопического направления экономической мысли, создатель первой модели идеального государства (названного им «Атлантидой»), которую он изложил в труде «Политейя» («Государство»). В основе государства Платона лежало разделение общества на сословия согласно трем основным людским добродетелям: мудрости, мужеству и чувству меры. Граждане, обладающие высшей добродетелью, мудростью, по замыслу Платона, должны сформировать сословие философов. Философы призваны управлять государством, заботиться о процветании добродетелей, контролировать производство и потребление и распределять обязанности в обществе. Мужественные люди должны составить сословие воинов, которым поручается охрана внешнего и внутреннего порядка. Наиболее распространенной добродетелью в государстве Платона является чувство меры. Ее обладатели образуют сословие земледельцев и ремесленников, функция которых – преобразование материального мира. Человек, не обладающий ни одной из указанных добродетелей, по мнению Платона, не имел права быть свободным, должен был быть превращен в раба — «говорящее орудие». Чтобы исключить влияние личного интереса на принятие решений, Платон предложил для сословия философов (а потом и воинов) отменить частную собственность, ввести уравнительное распределение, а также общность жен и детей. Модель государства Платона получила название аристократического коммунизма.
Аристотеля, афинского мыслителя, наставника и воспитателя Александра Македонского, прежде всего, можно считать основателем теории естественного права. Критикуя идеалистические воззрения Платона, он писал, что идея частной собственности имеет глубокие корни в самой человеческой природе, основана на его инстинктах. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления - монархии, аристократии и демократии. Удивительно, что в своих философских рассуждениях Аристотель предвосхитил то политическое устройство, к которому путем исторического отбора придут развитые европейские государства и США к началу XX века. Истинным формам правления Аристотель противопоставляет ложные, нежелательные формы: тиранию, олигархию и анархию. Они уродуют нравственность человека.
Хозяйственную деятельность Аристотель также разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику»[1], — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монеты. Осуждая ложную экономику, Аристотель в то же время подчеркивал невозможность выделения «чистой экономики», освобождения ее от хрематистики.
В произведении «Никомахова этика», посвященном сыну Никомаху, Аристотель одним из первых в экономической науке поставил вопрос о существовании некоего правила, позволяющего приравнивать качественно разнородные вещи при обмене. Его интересует: «Почему четыре пары сапог обмениваются на одно ложе?» Аристотель находит два основания приравнивания товаров, два правила обмена. Он пишет, что за меновыми соотношениями товаров скрывается, с одной стороны, равенство потребностей их владельцев, с другой стороны, равенство их затрат и усилий. Чтобы выйти из затруднительного положения, созданного двойственностью его теории, Аристотель, в конечном счете, выдвинул предположение, что при справедливом обмене существует согласованность работ с потребностями. Также им высказывалась не менее глубокая мысль о том, что за равенством товаров скрывается и равенство их владельцев.
Таким образом, Аристотелем впервые в экономической науке поставлена проблема измерения стоимости (ценности) товара. А данные им противоречивые объяснения положили начало длительным дискуссиям, которые прошли через всю историю экономической мысли. Теория полезности, заявившая о себе в полный голос в начале XIX века в работах Ж.Б. Сэя и превратившаяся в самостоятельную завершенную концепцию лишь в трудах Австрийской школы предельной полезности, фактически взяла за основу первое исходное положение Аристотеля – о том, что стоимость (ценность) товаров определяется покупателем исходя из его потребностей. Теория затрат А. Смита - Д. Риккардо и ее идеологизированная версия, трудовая теория стоимости К. Маркса, фактически разовьют второе положение, высказанное Аристотелем: в основе обмена лежит равенство работ. И лишь в конце XIX века английский экономист А. Маршалл сумеет объединить теорию полезности и теорию затрат, создав оригинальную концепцию рыночного равновесия, демонстрирующую «согласование» цены спроса, определяемой полезностью, и цены предложения, определяемой затратами. Тем самым найдет свое рациональное научное объяснение и последняя гениальная догадка Аристотеля, касающаяся справедливого обмена. Ну а его размышления о равенстве владельцев при обмене вполне могут рассматриваться и как теоретические предпосылки марксистской теории эксплуатации (действительно, сам К. Маркс придавал важное значение именно этой «догадке» Аристотеля), и как исторические основания теорий несовершенной конкуренции американских экономистов Э. Чемберлина и Дж. Робинсон начала XX века.
Не менее плодотворной была экономическая мысль Древнего Рима. Однако, в отличие от мысли Древней Греции, она носила скорее не философскую, а строго прагматическую (то есть практическую) направленность. Древнеримские ученые Катон, Варрон, Колумелла посвящали свои трактаты вопросам эффективной организации труда в рабовладельческих хозяйствах (латифундиях и виллах), а братья Гай и Тиберий Гракх написали проект аграрного переустройства Рима, имевший во II веке до н.э. революционное значение. В историю экономики вошел римский император Диоклетиан (III-IV вв. н.э.), осуществивший ряд радикальных законопроектов, которые и сегодня могут послужить уроком реформаторам, считающим экономическую политику всемогущим орудием. В целях борьбы с дороговизной, спекуляцией и предотвращения голодных бунтов Диоклетиан издал знаменитый эдикт о ценах (301 г. н.э.), который устанавливал максимальные значения цен на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки, а также фиксировал ставки заработной платы. Действенность ценового регулирования подкреплялась двухэтапной денежной реформой, направленной на борьбу с порчей монет[2] и увеличение их достоинства. Однако благим намерениям императора не суждено было осуществиться. Произвольное установление цен и особенно нарушение их пропорций привело к возникновению дефицитов и еще большему развитию спекуляции. В конечном счете жизнь сама отменила эдикт Диоклетиана.
Таким образом, уже в древних цивилизациях были заложены основы экономических знаний.