Воспитание и обучение в древних цивилизациях Дальнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай)

Воспитание и обучение в древних цивилизациях Ближнего Востока (Междуречье, Египет)

МЕЖДУРЕЧЬЕ

· IV тыс. до н.э. – возникают ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) с высоким уровнем культуры

· Развивались: математика, астрономия, агротехника, оригинальная письменность, система нотной записи

· Почти в каждом городе – небольшие школы (при храмах) – главным образом, для подготовки писцов (на глиняных табличках с помощью «стиля»).

· В крупных школах – кроме письма, – счет, рисование

· Методика обучения – на многократном повторении, переписывании табличек и заучивании их наизусть (20-30 учеников на одного учителя)

· К I-му тыс. до н.э. – шумерский идеал образования: высокий уровень письма, составления документов, искусство пения, музыки, умение принимать разумные решения, знание географии и биологии, магических обрядов, математических вычислений

· Школы посещали мальчики (выпускники могли занять управляющие посты).

· Девочки могли научиться письму дома (у отца)

· Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор

· К концу I-го тыс. до н.э. школьное образование à в сферу влияния семей, которые передавали мастерство писцов. Достигает высокого уровня искусство врачевания (обучали жрецы)

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

· III тыс. до н.э. – первые школы для мальчиков из зажиточных семей (небольшое число учеников, высокая плата за обучение). Образование – залог успешной карьеры

· Девочки чаще обучались дома

· Обучение – индивидуальное, с разной продолжительностью – в зависимости от стараний и способностей ученика

· Содержание обучения:

Ø Начальный этап: счет, чтение и письмо.

Ø Второй этап – дифференциация обучения:

а) музыка, литература, грамматика;

б) математика;

в) основы ведения хозяйственной деятельности

Процесс обучения – рутинный: переписывание и заучивание стандартных текстов, поучений, примеров.

Ò Достаточно высокий уровень семейного обучения и воспитания (равные права мужчин и женщин) à много грамотных людей среди всех слоев населения.

Ò Применялись разнообразные наказания (в т.ч. – физические)

Ò Цель обучения – подготовка к профессии, в зависимости от того, какой деятельностью занималась семья

Ò В III тыс. до н.э. возникает институт семейной школы (сын наследует пост своего отца)

Воспитание и обучение в древних цивилизациях Дальнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай)

Ò Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э.

Ò В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э.), книга "Притч иудейского царя Соломона"» (начало 1-го тысячелетия до н.э.), индийская "Бхагавадгита" (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Ò Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.

Ò Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Ò На территории Индии в I тыс. до н. э. ярко проявлялся кастовый характер системы образования. Так, например, существовали, во-первых, отдельно школы для высшей касты брахманов (жрецов), где молодежь от 6-12 до 22-24 лет получала религиозное образование в основном через изучение Вед. Во-вторых, были школы для кшатриев (воинов, правителей), в программу обучения которых входило заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Готовили в них также сборщиков налогов и дани, казначеев. В-третьих, могли учиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники). Шудры (неприкасаемые) к образованию не допускались.

Ò В VI-V вв. до н. э. появляется буддизм, который высшей целью человеческих стремлений объявил постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать и подавлять. Буддизм выдвинул ряд нравственных идей: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.

Ò Китай, еще в доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.) представлял собой развитую государственность со сложной системой образования. Образование в основном могли получать лишь привилегированные сословия: жрецы и аристократия.

Ò Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Особое место занимало военно-физическое воспитание, которое обязательно включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Существовали, конечно же, и жреческие школы, в которых избранные постигали космогонию, магию, музыку, танцы, общеобразовательные предметы.

Ò Со второй половины I тыс. до н. э. начинается Конфуцианский период китайской истории. В стремлении к идеалу образованного человека развивается теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии стало напрямую зависить от уровня образования.

Ò Вырабатывается методика обучения, предусматривающая последовательность: накопление материала через заучивание → осмысление через комментирование → интерпретация через написание сочинений.

Ò Учеба в конфуцианской школе не предполагала каникул. Зато в ходу были жесткие физические наказания. Два раза в год обязательно устраивались строгие многоэтапные экзамены. Экзаменация продолжалась и после окончания школы 1 раз в 3 года. Первые два экзамена проводились в губернском городе. После первого, успешно выдержавшим его присуждаласьученая степень «цветущего таланта», после 2-го - признанного ученого. третийэкзамен проводился в императорской столице. Прошедший его получал высокое звание «ученый, внесенный в списки». И наконец, четвертый давал самым достойнымчленство в императорской Академии.

Ò

Наши рекомендации