Тема 3. Экономические воззрения физиократов
План1. Экономические и поведенческие постулаты школы физиократов.
Физиократическая школа возникла во Франции во второй половине XVIII века в условиях глубокого системного кризиса феодализма. Основные ее представители: Венсан де Гурнэ
(1712–1759), Франсуа Кенэ – глава школы (1694–1774), Дюпон де Немур, Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Термин «физиократия» означает природовластие. В научный оборот его ввел преданный ученик Кенэ Дюпон. Этот термин точно передает общую направленность взглядов физиократов. Их доктрина основана, вопервых, на концепции естественного порядка, который определяется природой: природа определяет право, порядок, закон. Вовторых, важнейшим ее постулатом выступает идея о том, что только природа (земля) создает и приумножает богатство общества. Физиократы творчески развивали взгляды и У.Петти, и П.Буагильбера, и Р.Кантильона. Можно согласиться с Шумпетером, который считал, что Кантильон был учеником Петти, а Кенэ – учеником Кантильона, но оба они, отдавая дань своим учителям, расширили рамки научного анализа и углубили его. Осмысливая принципы развития экономики, физиократы, несомненно, испытывали влияние кризиса феодализма и специфические внутренние и внешние условия развития Франции.
Аграрный характер французской экономики и ее кризисное состояние, явная неконкурентоспособность французского промышленного экспорта, подрыв военной мощи – все эти факторы предопределили пристальное внимание физиократов к проблемам развития сельского хозяйства и абсолютизацию его роли в преодолении системного кризиса, который переживала Франция. Этот исторический контекст повлиял и на их политические рекомендации, и на представления о рыночной экономике, но не воспрепятствовал теоретическому осмыслению некоторых общих принципов, не зависимых от конкретных социально-экономических условий ее развития. Физиократы впервые четко сформулировали идею экономического либерализма как основного принципа рыночной экономики, выразив его афористично и кратко: laissez faire, laissez passer («Не вмешивайтесь, дайте дорогу»). Конечно, понимание экономического либерализма у экономистов в более поздний исторический период и модифицировалось, и углубилось. У физиократов оно носило самый общий характер (вопрос о границах освобождения человека и экономики от государственного вмешательства не рассматривался) и выражало их неприятие феодальных порядков. Речь шла прежде всего о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий, господства монополий, вмешательства государства в частную и экономическую жизнь каждого человека. На правителя возлагалось лишь право разумного взимания налогов и просвещения общества. Поэтому физиократы в политической области были сторонниками правления просвещенной монархии. Экономические и поведенческие постулаты, на основе которых физиократы строили свои «теоремы», тоже несли отпечаток исторического контекста. Тем не менее в некоторых аспектах их видение рыночной экономики выходило за его рамки.
Экономические постулаты.
А) Порядок в обществе определен природой объекта и субъекта, т.е. имеет естественное происхождение. Поэтому он основан на естественных законах, которые Кенэ разделил на физические и моральные. Оба класса законов даны свыше, т.е. устанавливаются Верховным существом. Под физическим законом Кенэ понимал «<…> правильное течение всякого физического явления из области естественного порядка, очевидно, наиболее выгодного для людей», а под моральным законом – «<…> правильное течение каждого человеческого действия из области морального порядка, согласно с физическим порядком, очевидно, наиболее выгодным для человеческого рода» . При таком порядке каждый индивид от природы обладает естественной свободой и в своей деятельности руководствуется своими естественными интересами (концепция естественного человека). Роль государства при естественном порядке ограничивается созданием так называемых «положительных», законов или законов права. Они необходимы «<…> для того, чтобы установить порядок в администрации и в управлении, обеспечить защиту общества и точное соблюдение естественных законов <…>»2, при которых естественная свобода каждого не противоречила бы интересам остальных. Экономический либерализм – основополагающий принцип развития общества: «Пусть только установится порядок и добросовестность в управлении и пусть все идет естественным ходом <…> тогда <…> все <…> принципы осуществятся вследствие начал, заложенных в самой жизни» . Подчеркивая значение положительных законов, Кенэ выделил основной положительный закон – обучение общества законам естественного порядка, так как именно этот порядок является образцом «человеческого законодательства и всякой гражданской, политической и социальной организации» . По мнению Кенэ, существование положительных законов, которые противоречат естественному порядку, – результат невежества, необразованности общества, процветающих, когда отсутствует просвещенный правитель.
Б) Богатство создается в производстве, но только в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, где кроме труда в качестве фактора производства выступает природа. Земля – это непроизводимый производственный фактор. Следовательно, она как даровая сила (даровой фактор производства) создает совместно с трудом продукт, издержки производства которого всегда ниже его ценности. Эта разностная величина образует, по терминологии Кенэ, чистый доход – источник роста общественного богатства. В отличие от аграрной сферы в других сферах продукт создается производимыми факторами производства, поэтому величина его ценности равна издержкам его производства и не содержит чистого продукта. Следовательно, промышленность, торговля не могут участвовать в увеличении общественного богатства. В соответствии с этой позицией деньги как таковые не являются богатством, а выступают в качестве средства обращения созданной товарной массы.
В) Бедность населения, как и дешевизна товаров, препятствуют росту общественного богатства, так как снижают чистый доход фермера.
Г) Динамика населения определяется возможностями производства потребительских товаров в стране. Бедность – это результат слишком высокого прироста населения по отношению к возможностям производства потребительских товаров.
Д) Сбережения препятствуют приращению богатства, так как сокращают товарный спрос, снижают доходы фермеров и возможности роста сельского хозяйства.
Поведенческие постулаты.
Поведенческие постулаты, выдвигаемые физиократами, основывались на концепции естественного порядка:
А) Поведение человека определяет его природа (моральные законы). В экономической сфере в соответствии с этой природой на первый план выдвигается собственный интерес – получение наибольшего наслаждения при наименьших затратах или тяготах труда.
Б) Если: а) экономика развивается на основе свободной конкуренции; б) индивид знает и соблюдает физические и моральные интересы, то между частными интересами и между частными и общественными интересами существует полная гармония.
В) Рост суммарной величины всех удовольствий, получаемых индивидуумами, означает увеличение общественного блага (богатства).
Поведенческие постулаты, выдвинутые физиократами (их автором был Кенэ), позволяют конкретизировать их вклад и в формальную логику экономической науки, и в формирование поведенческой модели, взятой позднее на вооружение экономистамимаржиналистами и неоклассиками. В рамках физиократической школы впервые была сформулирована фундаментальная проблема экономической науки – проблема максимизации и определено основное условие ее решения – развитие рынка на основе совершенной конкуренции. Проблема максимизации трактовалась в гедонистическом духе. Поэтому физиократическое представление о поведении индивида в экономической сфере способствовало развитию утилитаристской социальной философии.