Экономические воззрения К.Сен-Симона

Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760—1825) — французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дво­рянского звания, — является одним из ярких авторов данного на­правления экономической мысли. Его перу принадлежат значитель­ные научные произведения, в числе которых «Письма Женевско­го обитателя к современникам» (1803), «О промышленной систе­ме» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) и др.

Для К.Сен-Симона социальная система с экономикой свобод­ной конкуренции — это не просто переходный этап между уходя­щим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социаль­ной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.

В своих рассуждениях предстоящий переход от существующего к справедливому индустриальному общественному устройству он объявляет исторически неизбежным, ссылаясь на растущий потен­циал ускоряющих приближение грядущих перемен факторов, как-то: наука, разум и передовые идеи. При этом в идеализируемом им индустриальном обществе так же, как у других социалистов-уто­пистов, предвидится исчезновение антагонистических классов и обретение правительством функций сугубо экономических вместо политических.

Однако следует отметить, что в отличие от всех других пред­ставителей утопического социализма, в том числе даже своих пос­ледователей, К.Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанав­ливающий собственность и регулирующий пользование ею»1.

Специфичность воззрений этого ученого наряду с позитивным отношением к частной собственности очевидна также из некото­рых других присущих лично ему методологических и теоретичес­ких позиций.

Так, историзм в методологии К.Сен-Симона своеобразен на­столько, что в его понимании разложение феодализма завершит­ся тогда, когда обществом будут добровольно оплачены «все расходы по переходу от феодальной системы, видоизмененной в кон­ституционный режим, к системе чисто промышленной...»2. Нена­сильственный же характер этому переходу будет обеспечен, пи­шет он, если лично король Франции признает особую роль в об­ществе неких «промышленников», благодаря которым «громадное большинство нации» станет жить «в более счастливых условиях»3. Отсюда ученый заключает, что «изменение общественного устрой­ства должно быть возвещено так же внезапно, как внезапно оно должно совершиться»4.

Судя по определению К.Сен-Симона, «промышленник» — это земледелец и каретник, слесарь и столяр, фабрикант и купец, извозчик и матрос, т.е. все те, кто «составляет три крупных клас­са, которые называются земледельцами, фабрикантами и торгов­цами»5. К особенностям и достоинствам «промышленников» он относит то, что будто они6:

производят все богатства и поэтому владеют денежными сред­ствами;

достигают по численности более 24/25 нации;

превосходят других в умственном отношении.

В соответствии с его утверждением, класс «промышленников» прежде всегда противостоял двум другим «непромышленным клас­сам» — дворянам и буржуа. Но с наступлением «эпохи переходной»7 уточняет ученый, в

1Сен-Симон К. Избр. соч. Т. 2. М.—Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1948. С. 88,354-355.

2Там же. С. 170.

3Там же. С. 171.

4Там же. С. 350.

5Там же. С. 121-122.

6Там же. С. 129.

7Там же. С. 152.

составе нации остается только два класса, а именно: промышленники и расширивший свои границы «класс правителей», потому что бур­жуа «заставили допустить себя» в этот непромышленный класс и «теперь промышленники должны содержать дворян и буржуа»1.

Отсюда становится понятным, почему К.Сен-Симон столь уве­рен в исторической миссии именно «промышленников» и в том, что «они возьмут высшее руководство достоянием государства... чтобы передать его в руки наиболее значительных людей в своей среде»2.

Итак, по Сен-Симону, мирными усилиями «ученых и вождей промышленников», а также «волей короля» грядет падение непро­мышленного «класса правителей», что предопределит3:

закономерную перемену «современного строя» на систему «наи­более полного равенства, какое только возможно»;

ликвидацию анархии — «величайшего зла для честных людей»;

учреждение во всей Европе «промышленной системы» и «унич­тожение системы феодальной».

Наконец, К.Сен-Симон убежден и в необратимости итогов «ны­нешней революции», полагая, что благодаря ей впредь благосос­тояние государства начнет развиваться с необычайной быстротой и что поэтому «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать че­ловеческая природа»4.

1Сен-Симон К. Избр. соч. Т. 2. М.—Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1948С. 125-126.

2Там же. С. 128-129.

3Там же. С. 95, 114, 119, 161.

4Там же. С. 153.

Наши рекомендации