Роль государства в современной экономике России
Рыночная система в России начала формироваться благодаря экономическим реформам второй половины XIX века. Отмена крепостного права, углубление промышленной революции, бурное железнодорожное строительство создали необходимые условия для экономических преобразований С.Ю. Витте, П.А. Столыпина. Однако закрепить достигнутый уровень развития и углубить его не позволили сугубо политические ошибки, сначала на международной арене, допустив участие России в Первой мировой войне, а затем во внутренней политике, завершившиеся двумя революциями: февральской и октябрьской, в результате были созданы предпосылки для нарушения естественноисторического процесса развития России по пути к развитому рынку.
Своеобразие экономики современной России, не имеющей аналогов по своей специфике социального и экономического развития, сложно включить в каки-либо известные модели рыночной экономики, однако считается, что современная национальная рыночная экономика России – смешанная экономика, и производство в стране, развивается под воздействием рыночных сил. Исчерпанность нынешней модели рыночной экономики России обнаружена уже давно, основными ее недостатками явились отсутствие потенциала инновационного развития и модернизации
В своем исследовании С.Д. Бодрунов выявил, что структура государственной экономической системы Российской Федерации, построена на основе выделения ее ключевых подсистем: либерально-рыночной, традиционно-консервативной, новой смешанной экономики России, которые отражают исторические стадии формирования российского рыночного хозяйства и уровень его развития.
На выбор стратегии социального и экономического развития России влияют факторы как глобального, так и национального уровня:
– при явных признаках стагнации национальной экономики – вступление в ВТО;
– западные экономические санкции;
– перспективные направления в расширении экономических отношений со странами БРИКС и Востоком.
В данных условиях создание эффективной модели национальной рыночной экономики России невозможно, без решения следующих внутренних проблем нашей станы:
– формирование полноценной конкурентной среды;
– снижение темпов инфляции;
– ограничение монополизма и др.
В 2016 году процесс адаптации российской экономики к резкому ухудшению внешнеэкономических условий в 2014–2015 годах в целом завершился. В течение года стабилизировались (в конце года, по предварительным оценкам, вышли в положительную область) темпы экономического роста, темп инфляции снизился по итогам года до минимального уровня за всю историю расчета показателя, курс рубля укреплялся, начиная со II квартала 2016 года. Основные макроэкономические показатели России, представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные макроэкономические показатели России
Показатели | 2015 год | 2016 год |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. | 83232,6 | 85880,6 |
Валовой внутренний продукт, прирост в % к предыдущему году | –2,8 | 0,2 |
Индекс потребительских цен, прирост в % к декабрю предыдущего года | 12,9 | 5,4 |
Индекс промышленного производства, прирост в % к декабрю предыдущего года | –3,4 | 1,1 |
Обрабатывающее производство, прирост в % к декабрю предыдущего года | –5,4 | 0,1 |
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к декабрю предыдущего года | –8,4 | – |
Оборот розничной торговли, прирост в % предыдущему году | –10,0 | –5,2 |
Реально располагаемые денежные доходы населения, прирост в % предыдущему году | –3,2 | –5,9 |
Реальная заработная плата работников организаций, прирост в % предыдущему году | –9,0 | 0,6 |
Уровень общей безработицы, % | 5,6 | 5,5 |
Экспорт товаров (по данным таможенной статистики), млрд. долл. США | 343,5 | 285,5 |
Импорт товаров (по данным таможенной статистики), млрд. долл. США | 182,7 | 182,3 |
Курс доллара США (среднегодовой), руб./долл. | 60,7 | 66,9 |
Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США/баррель за год | 51,2 | 41,7 |
В течение 2016 года стабилизировались (в конце года, по предварительным оценкам, вышли в положительную область) темпы экономического роста, темп инфляции снизился по итогам года до минимального уровня за всю историю расчета показателя, курс рубля укреплялся, начиная со II квартала 2016 года.
Вместе с тем равновесие, складывающееся после кризиса, еще нельзя назвать оптимальным. Ниже предкризисных уровней остаются объемы выпуска в значительной части инвестиционно-ориентированных отраслей. Несмотря на возобновившийся рост реальных заработных плат, сохраняются отрицательные темпы роста объема розничных продаж и реальных доходов населения.
По оценке Росстата и Минэкономразвития России, снижение ВВП по итогам 2016 года составило 0,2% г/г, замедлившись с 2,8% г/г годом ранее. При этом в течение года оценки темпов экономического роста в 2015–2016 годах пересматривались в сторону улучшения: по первоначальной оценке, на 2015 год снижение составляло 3,7%, первые оценки Минэкономразвития России и консенсус прогнозы участников рынка на 2016 год лежали в диапазоне 0,5–0,6 %.
Один из наиболее важных механизмов, который позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование – его финансовая система, а главное ее звено – государственный бюджет. Именно при помощи финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, и обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет – это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Бюджетная политика в России в 2016 году была направлена на нейтрализацию последствий влияния, на экономику конъюнктуры рынка энергоносителей. Принимаемые в этих целях меры заключались в основном в точечной поддержке приоритетных отраслей и смягчении барьеров для перемещения факторов производства.
Одновременно в 2016 году продолжалась подстройка бюджета к изменившимся внешнеэкономическим условиям. На фоне ухудшения макроэкономической ситуации по сравнению с прогнозируемой, снижения доходов федерального бюджета при ограниченных возможностях по финансированию дефицита важной задачей было осуществление эффективного маневра в расходах, а также осуществление комплекса мер по мобилизации доходов. Следует отметить, что оперативное принятие государством этих мер было критически необходимо с точки зрения, начала процесса приведения структуры федерального бюджета в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
Такая политика наряду с сохранением последовательного подхода к проведению денежно-кредитной политики позволила укрепить доверие экономических агентов к банковской системе и к национальной валюте и не допустить дестабилизации финансовых и макроэкономических параметров.
В 2016 году также реализован ряд важных тактических мер, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, повышение качества администрирования доходов бюджетной системы, а также повышение эффективности управления бюджетными расходами.
В современных условиях, необходимо сконцентрироваться на инновационном пути развития нашей страны. В этой ситуации, особую ценность приобретает концепция социального рыночного хозяйства, наиболее важной характеристикой данной модели, является единство роли государства и рынка.
В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности. Именно в сфере построения «новой национальной экономики» у нашей страны имеются огромные перспективы, реализация которых возможна лишь при условии грамотно сформированной экономической идеологии страны и аргументированной экономической государственной политики.
К 2019 году сформировать условия необходимые для реализации основных элементов новой модели национальной экономики и экономического развития. Под руководством государства, российской экономике нужно выйти на стабильный рост, который базируется на росте частных инвестиций и использовании механизмов стратегического планирования и современных технологических решений.
Рассмотрим основные приоритеты социального и экономического развития России, сформулированные в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на рисунке 4.
В целом приоритеты, государственного регулирования экономики, направлены на повышение инвестиционной привлекательности России, создание благоприятной для бизнеса деловой среды в период с 2017 г. по 2018 г. основное внимание отводится практике право-применения, реализации новых инициатив сообщества предпринимателей и доведения информации о результатах реализации «дорожных карт», до представителей бизнеса, при этом, в указанный период, предусмотрено продолжение курса последовательного сокращения государственного сектора экономики.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ |
– повышение уровня жизни населения страны, при увеличении объемов инвестиций в человеческом капитале – создание благоприятной деловой среды и улучшение делового климата – повышение у России инвестиционной привлекательности – поддержка государством секторов экономики имеющих высокотехнологичную направленность, продолжение развития информационных технологий – импортозамещение – сбалансированность регионального развития – повышение качества институтов государственной власти |
Рисунок 4 – Основные приоритеты экономической политики России
В заключение отметим, что каждая страна весьма успешно используют преимущества рынка и государственного регулирования, при этом каждая страна определяет самостоятельно роль государства в экономике.
Выводы по второй главе
Японская модель формировалась в условиях решающей роли государства в развитии многих сфер экономической жизни. Государство в современных США обеспечивает стимулирование инвестиционной активности предпринимательства, добивается увеличения сбережений населения и снижения темпов инфляции. Роль государства в экономике Германии, проявляется через высокий уровень государственного регулирования. В Швеции государству отведено место верховной социально-экономической силы, государственной власти и делегируются огромные полномочия по регулированию социальной и экономической жизни.
В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности
Заключение
Главная задача государства в экономике заключается в его уровне вмешательства в экономику, и контроль этого вмешательства осуществляется правительством. Устойчивое функционирование рыночной экономики предполагает, реализацию экономической роли государства посредством: стабилизационной функции и функции, направленной на создание правовых условий экономической деятельности.
Методы государственного регулирования экономики, можно классифицировать следующим образом: управление государственной собственностью; методы экономического воздействия.
Роль государства в экономике зависит от типа экономической системы. Классическая модель характерна для развитых стран, в ее основе лежит невмешательство государства в развитие экономики внутри страны. Командная экономикахарактеризуется тем, что государство играет определяющую роль в решении экономических проблем. Рыночная система хозяйствования, прежде всего, зависит от характера взаимодействия государственного и частного секторов экономики.
Японская модель формировалась в условиях решающей роли государства в развитии многих сфер экономической жизни.
Американская модель основана на всемерной и всеохватывающей поддержке государством предпринимательства, культе индивидуализма и стремлении к богатству, личному успеху и удачной карьере.
Государство в современных США обеспечивает стимулирование инвестиционной активности частного предпринимательства, добивается увеличения сбережений населения и снижения темпов инфляции, стремится сократить дефицит бюджета страны. Роль государства в экономике Германии, проявляется через высокий уровень государственного регулирования. Шведская модельрыночной экономики,является социал-демократической моделью, в которой государству отведено место верховной социально-экономической силы, государственной власти избранной демократически делегируются огромные полномочия по регулированию социальной и экономической жизни.
В условиях становления «новой национальной экономики» Российской Федерации, доминирующим действием государства, является работа, направленная на совершенствование инструментов регулирования всех видов экономической деятельности.
Основные приоритеты экономической политики России: повышение уровня жизни населения страны, при увеличении объемов инвестиций в человеческом капитале; создание благоприятной деловой среды и улучшение делового климата; повышение у России инвестиционной привлекательности; поддержка государством секторов экономики имеющих высокотехнологичную направленность, продолжение развития информационных технологий; импортозамещение; сбалансированность регионального развития; повышение качества институтов государственной власти.
К 2019 году сформировать условия необходимые для реализации основных элементов новой модели национальной экономики и экономического развития. Под руководством государства, российской экономике нужно выйти на стабильный рост, который базируется на росте частных инвестиций и использовании механизмов стратегического планирования и современных технологических решений.
В целом, каждая страна весьма успешно используют преимущества рынка и государственного регулирования, при этом каждая страна определяет самостоятельно роль государства в экономике.
Список использованной литературы
1. Абазова М.В. Рыночная система хозяйствования: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] / М.В. Абазова, Ф.Б. Татуева // Пространство экономики. – 2012. – № 3-3. http://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.09.2017).
2. Анохин Л.М. Государство и развитие экономических систем / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 6. – С.35–41.
3. Анохин Л.М. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №11 (366). – С.23-30.
4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник / В.З. Баликоев. – 16-е изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 528 с.
5. Бодрунов С.Д. Российская экономическая система: будущее высокотехнологичного материального производства / С.Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. – 2014. – 2(40). – С. 10–17.
6. Борисова В. Д. Определение роли государства в экономическом развитии страны / В.Д. Борисова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С.235–238.
7. Васильев О.В. Особенности формирования и развития социально-экономических систем [Электронный ресурс] / О.В. Васильев // Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 27. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.09.2017).
8. Воронин А.Ю. Общая экономическая теория: учебник / А.Ю. Воронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 518 с.
9. Гаранжа А.П. О роли государства и права в развитии экономики России / А.П. Гаранжа // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. – 2014. – № 4. – С.89–93.
10. Звягинцева Н.А. Актуальные вопросы периодизации развития процессов регулирования экономических систем [Электронный ресурс] // Известия ИГЭА. – 2013. – № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-periodizatsii-razvitiya-protsessov-regulirovaniya-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 18.09.2017).
11. Игнатьева С.В. Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка / С.В. Игнатьева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – №4 (68). – С.61–64.
12. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://minfin.ru (дата обращения: 18.09.2017)
13. Красавин С.А. Проблема выбора модели рыночной экономики для России как основа перехода к новому развитию / С.А. Кравин // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 6. – С.183–185.
14. Нечаев А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 266 с.
15. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-e изд. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 640 с.
16. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. – URL: http://minfin.ru (дата обращения: 18.09.2017)
17. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 17.09.2017).
18. Ряховская А.Н. Государственное регулирование экономики: риски и перспективы / А.Н. Ряховская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – №1 (21). – С.31–36
19. Сметанина М.Г. Основания американской модели рыночных отношений, ее развитие после кризиса / М.Г. Сметанина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –2013. – № 2. – С.112–116.
20. Современная экономика – синтез рынка и социального регулирования: Монография / Ю.К. Князев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 176 с.
21. Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2009. – №19. – С.23–27.
22. Соловьева О.А. Государственное регулирование в условиях экономической трансформации / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 8 (299). – С.23–31.
23. Соловьева О.А. Особенности «Новой национальной экономики» России [Электронный ресурс] / О.А. Соловьева // Вестник ЧелГУ. – 2014. – № 2 (331). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.09.2017).
24. Управление экономическими системами: монография / Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 225 с.
25. Экономическая система России: стратегия развития / Коллектив авторов; под ред. И. К. Ларионова, С. Н. Сильвестрова. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013. – 336 с.
26. Экономика США: эволюция модели в условиях глобализации: учебник / В.Б. Супян, С.Н. Бабич, А.Ю. Давыдов, Р.И. Зименков; Под ред. В.Б. Супяна. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 560 с.
27. Хубиев К.А. Экономическая система России: проблема исторического тренда и функциональной эффективности / К.А. Хубиев // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С.49–53.
28. Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 9 (055). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.09.2017).