Товар и его свойства. Теории цены
Возникновение товарного производства приводит к тому, что продукты становятся товарами. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена.
Согласно трудовой теории стоимости, основоположниками которой были А.Смит, Д. Рикардо, а в дальнейшем ее разработкой занимался К.Маркс, товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Потребительная стоимость обладает определенными свойствами:
- находится в прямой зависимости от естественных свойств вещей;
- не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи;
- она, как таковая, существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху;
- в процессе исторического развития человечества изменяются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительных стоимостей.
Следовательно, потребительная стоимость - это то, что различает все товары, она является естественным свойством товара и существует вместе с ним.
Меновая стоимость представляет собой способность товара обмениваться на другой товар в определенном количественном соотношении. Общим же, на основе которого осуществляется соизмерение и обмен товаров, является воплощенный в них общественный труд. Затраты этого труда определяют стоимость товара, которая проявляется через меновую стоимость.
К. Маркс развил теорию трудовой стоимости и показал, что труд товаропроизводителей носит двойственный характер: выступает, с одной стороны, как конкретный, а с другой, как абстрактный.
Труд любого товаропроизводителя, расходуемый в особой целесообразной форме, представляет собой конкретный труд. Он имеет качественное отличие, заключающееся в специфических у каждого товаропроизводителя предметах труда, средствах труда и технологии. Результатом конкретного труда выступает определенная потребительная стоимость.
С другой стороны, если отвлечься от конкретного труда, обнаружится то, что все товаропроизводители, независимо от различий между ними, осуществляют в процессе создания товара затраты энергии, рабочей силы. Эти затраты вообще, вне зависимости от их целесообразной формы, есть абстрактный труд. Абстрактный труд создает стоимость товара, а денежное выражение стоимости есть цена товара.
Если исходить из теории трудовой стоимости, то между величиной стоимости товара и затратами труда существует прямая связь. Чем больше затрачено труда, тем больше стоимость. Однако различные товаропроизводители в результате неодинаковой квалификации, технической оснащенности и т.п. на производство одного и того же товара затрачивают различное количество труда, различное время. То есть у каждого товаропроизводителя складываются индивидуальные затраты труда на производство товара.
На рынок же поступает масса единиц одного и того же товара, созданного разными производителями и обладающего различными индивидуальными стоимостями, а покупатель приобретает товар по средней цене, складывающейся на рынке.
Поэтому величину стоимости товара определяет не индивидуальное, а общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время - это время, которое расходуется на производство единицы товара при средней умелости и интенсивности труда, при общественно нормальных условиях производства. Общественно нормальными условиями производства являются те условия, при которых производится основная масса того или иного товара.
Величина стоимости товара изменяется с изменением производительности труда. Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменениям производительности общественного труда. С изменением интенсивности труда стоимость единицы товара не изменяется, потому что не изменяется количество труда, расходуемого на единицу товара.
Величина стоимости товара зависит от сложности труда. Товары, произведенные сложным трудом, имеют большую стоимость, чем товары, произведенные простым трудом. Это связано с тем, что труд более высокого качества, то есть сложный труд, требующий большей профессиональной подготовки, создает в единицу рабочего времени большую стоимость по сравнению с простым трудом, который не требует специальной профессиональной подготовки.
Трудовая теория стоимости характеризует поведение производителей товаров, которое определяется действием закона стоимости. Этот закон выражает объективную необходимость того, что производство и обмен товаров и услуг должен осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.
Закон стоимости действует через механизм цен и выполняет следующие функции:
Во-первых, он выступает как стихийный регулятор распределения труда и средств производства, устанавливая тем самым необходимые пропорции.
Это осуществляется посредством отклонения цен от стоимости. Одной из причин колебания цен вокруг стоимости является их зависимость от спроса и предложения. Когда на рынке предложение товаров превышает спрос, то цены на этот товар устанавливаются ниже стоимости. Производство таких товаров сокращается. Средства производства и рабочая сила направляются на производство товара, спрос на который выше, чем предложение, следовательно, и цена выше стоимости. Расширение производства такого товара будет происходить до тех пор, пока предложение не превысит спрос. Тогда начнется обратный процесс.
Во-вторых, закон стоимости способствует снижению затрат на производство товаров, стимулирует внедрение достижений НТП, рост производительности труда, повышение качества продукции.
При производстве одного и того же товара на различных предприятиях складываются различные затраты труда (индивидуальные затраты). Но одинаковые товары продаются на рынке по одной цене, так как в основе стоимости лежат не индивидуальные затраты, а общественно необходимые. Предприятия, на которых индивидуальная стоимость продукта ниже общественной стоимости, будут получать дополнительный доход. Для того чтобы получить этот доход, необходимо постоянно снижать индивидуальные затраты, что достигается прежде всего за счет внедрения новой техники и технологии.
В-третьих, закон стоимости выступает как способ учета затрат труда при производстве и реализации товаров, на основе чего происходит дифференциация товаропроизводителей. В конкурентной борьбе побеждают те товаропроизводители, которые имеют меньшие затраты на производство товаров.
Если представители трудовой теории стоимости исследовали процесс формирования стоимости и цены с позиции товаропроизводителя и продавца товаров, то представители австрийской экономической школы (К. Менгер, Е.Бем-Баверк и др.) сделали это с позиции покупателя (потребителя), заложив тем самым основы теории предельной полезности.
Основным принципом этой теории было то, что в качестве основы стоимости (ценности) и цены была положена субъективная полезность того или иного блага. Субъективная полезность или ценность представляет собой значимость данного блага для благополучия человека. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость, но редкость не абсолютная, а относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности во благах данного рода.
В этом случае блага обладают ценностью, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, иными словами стоимость (ценность) определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага.
Следовательно, в основе ценности и цены, по определению представителей австрийской школы, лежит потребность и полезность данного блага для покупателя.
В дальнейшем создатели неоклассического анализа (А.Маршалл и др.) разработали теорию цены, в которой попытались примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Был снят вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы. Взаимодействие на рынке полезности блага и издержек его производства определяет точку равновесия спроса и предложения и общественную стоимость (ценность) блага. Этой точке равновесия соответствует общественно необходимое количество товаров и цена, отражающая общественно необходимые затраты и полезность.