Тема 1. Введение в управленческую экономику.

Содержание семинарских занятий

Тема 1. Введение в управленческую экономику.

1. Экономика и менеджмент, вопросы принятия управленческих решений.

2. Предмет управленческой экономики.

3. Методы исследования.

Раздел II. Микроэкономические аспекты управления фирмой.

Тема 2. Анализ, оценка и прогнозирование спроса и предложения, особенности потребительского поведения.

1. Понятие спроса и предложения.

2. Равновесие на рынках и его нарушение.

3. Спрос, предложение, доход и эластичность. Ценовая эластичность и другие виды эластичности.

4. Применение эластичности спроса для принятия управленческих решений.

5. Потребительский выбор. Концепция полезности. Линия бюджетного ограничения. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.

6. Динамическое равновесие потребителя.

7. Стратегическое воздействие на потребительский выбор.

Тема 3. Фирма. Анализ процесса производства, затраты, доход и прибыль.

1. Экономические цели фирмы и оптимальное принятие решений.

2. Альтернативные модели поведения фирмы (модель максимизации прибыли, модель максимизации продаж, модель максимизации роста).

3. Рынок и фирма как альтернативные формы взаимодействия. Причины возникновения фирмы. Границы фирмы.

4. Издержки производства.

5. Труд. Предложение труда (зависимость от заработной платы, незарплатных выплат, ограничения часов работы и т.д.).

6. Асимметрия информации на рынке труда. Сигнализирование.

7. Капитал. Межвременной выбор. Оценка инвестиционных проектов. Инвестиции в специфические активы.

Тема 4. Рыночные структуры на отраслевых рынках.

1. Совершенная конкуренция: прикладные аспекты анализа поведения фирмы и равновесия на рынке.

2. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства, неценовая конкуренция.

3. Монополия. Монополистическое ценообразование. Ценовая дискриминация. Проблемы осуществления ценовой дискриминации в условиях асимметрии информации.

4. Ценообразование на олигополистическом рынке: соперничество и взаимозависимость. Дилемма заключенного. Факторы смещения равновесия.

5. Модель доминирующего лидера: прикладные аспекты.

Раздел III. Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Тема 5. Анализ риска и неопределенности при принятии управленческого решения фирмой.

1. Концепция определенности и неопределенности. Причины и последствия неполноты информации.

2. Выработка решения в условиях риска (предполагаемая стоимость, измерение риска, корректировка риска, дерево решений).

3. Выработка решений в условиях неопределенности.

4. Ситуация «принципал-агент»

5. Влияние риска на взаимодействие «принципал-агент»

Раздел IV. Макроэкономические аспекты управления фирмой.

Тема 6. Экономическая роль государства при принятии управленческого решения. Государство и общественный выбор.

1. Причины государственного вмешательства в экономику

2. Ограничения рынка и недобросовестная конкуренция

3. Антимонопольное регулирование

4. Управление внешними эффектами рынка

5. Теорема невозможности Эрроу.

6. Парадокс голосования. Логроллинг.

7. Политика групп с особыми интересами: присвоение ренты.

Тематика контрольных работ

1. Механизм спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важность его понимания для менеджеров.

2. Прогнозирующие способности ведущих экономических показателей.

3. Проблемы измерения производительности в различных отраслях (производство, образование, правительство) Критерии и возможность измерения.

4. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение.

5. Кривая обучения – явление краткосрочного, или долгосрочного природа.

6. Оценка краткосрочной функции издержек. Варианты использования регулирующих факторов.

7. Достоинства и недостатки методов оценки издержек.

8. Свобода входа – выхода на рынок в условиях совершенной конкуренции и его действие на способность фирм получать сверхприбыль.

9. Варианты бизнеса, которые должна учитывать типичная фирма.

10. Правило MR=МС и трудности его использования в реальном бизнесе.

11. Критерии олигополистического рынка, важность для менеджеров понимания присутствия на рынке олигополистических конкурентов.

12. Ценовая дискриминация и позиция равенства.

13. Картельные цены – условие формирования благоприятных условий формирования и сохранения картеля.

14. Методы ценообразования и кривая спроса. Обязательно ли метод «издержки-плюс» игнорирует кривую спроса.

15. Возможности и необходимость определения оптимального объема капиталовложений компании.

16. Вертикально и горизонтально интегрированные предприятия.

17. Холдинговые формы управления диверсифицированными компаниями.

18. Механизмы и способы преодоления неопределенности.

19. Репутационный риск – основные понятия и необходимость оценки.

20. Риски инвестиционного проекта.

21. Офшоринг – всемирная проблема личных интересов.

22. Проблемы двойного налогообложения для МНК.

23. Эволюция теоретических взглядов на проблемы государственного регулирования рыночной экономики.

24. Огосударствление экономики – причины, необходимость, перспективы.

25. Границы государственного вмешательства в экономику.

Задания к Теме 1. Предмет и методы исследования управленческой экономики.

Основные понятия экономики и менеджмента (знать определение)

1.Экономика. Политэкономия. Экономикс.

2.Предмет ЭТ.

3.Основные проблемы экономики.

4.Потребности, экономические потребности.

5.Ресурсы: природные, экономические.

6.Факторы производства: земля, труд, капитал, предпр. способность.

7.Производство: 4 стадии.

8. Орудия труда, предмет труда, средства производства, Рс

9. Стоимость, прибыль, доход

10. Цена.

11. Альтернативная стоимость.

12. Благо, экономическое благо.

13. Эффективность, эффект.

14.Кривая производственных возможностей.

15. Хозяйствующий субъект: д/х, фирмы, государство.

16.Рациональное поведение.

17.Экономический эгоизм.

18. Выбор в экономике.

19. Принципы экономики.

20. Ограниченность ресурсов.

21. Управление и менеджмент.

22. Функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

23. Экономическое решение.

24. Экономический риск.

25. Неопределенность.

26. Асимметрия информации.

27. Альтернативная стоимость.

28. Управленческое решение.

Основные понятия (знать определение)

1. Рынок.

2. Условия возникновения рынка.

3. Функции рынка.

4. Преимущества рынка.

5. Недостатки рынка.

6. Спрос.

7. Закон спроса.

8. Величина спроса.

9. Предложение.

10. Закон предложения.

11. Величина предложения.

12.Равновесие.

13.Равновесная цена.

14. Равновесный объем.

15.Факторы,влияющие на спрос.

16. Факторы, влияющие на предложение.

17.Исключения из закона спроса.

18.Эластичность спроса.

19. Прямая эластичность спроса по цене.

20. Перекрестная эластичность спроса по цене.

21. Эластичность по доходу.

22. Эластичность предложения.

23.Точечная эластичность.

24. Дуговая эластичность.

25. Полезность блага. Предельная полезность.

26. Потребительский выбор.

27. Спекулятивный спрос.

28. Нерациональный спрос.

29. Кривая безразличия.

30. Предельная норма замещения.

31. Бюджетное ограничение.

32. Кривая Энгеля.

33. Парадокс Гиффена.

34. Товары-субституты.

35. Товары – комплименты.

36. Равновесие потребителя.

37. Ликвидность.

38. Таблица Менгера.

39. Бюджет потребителя.

Задачи.

Задача 1.

Программист Иванова зарабатывает в час 45 рублей. Ее мама на пенсии. В магазине за говядиной по 40 рублей за килограмм нужно стоять час, по 60 рублей за килограмм очередь отсутствует. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Ивановой? Ее матери?

Задача 2.

Используя данные таблицы производственных возможностей изобразить кривую производственных возможностей. Объясните почему КПВ имеет выпуклую форму?

Таблица производственных возможностей.

Варианты Зерно (млн. т.) Ракеты (шт.)
А 5,0
Б 4,8
В 4,5
Г 3,9
Д 3,0
Е 1,8
Ж

Задача 3.

В таблице 1 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условных единицах.

Варианты A B C D E F G H
Машины
Хлеб.изд.

Рассчитать альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий.

Задача 4.

Студент обучается в университете, получая стипендию280 рублей. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 2000 руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?

Задача 5.

Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:

Q d = 2400 - 10p,

Qs = 1000 + 25p,

где P- цена обеда (в рублях),

Q – количество обедов в день.

- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.

- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?

Задача 6.

Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями:

Q d = 620 - 25p,

Qs = 100 + 105p

А) Определите параметры равновесия на рынке данного товара.

В) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, сколько потеряют при этом покупатели, сколько продавцы данного товара.

Задача 7.

Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.

Цена товара Р (в руб.)        
Объем спроса Q (штук)        

Выручка (TR) определяется: TR= P Тема 1. Введение в управленческую экономику. - student2.ru Q,

где P –цена товара,

Q- объем спроса.

Задача 8.

Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?

Задача 9.

При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 10.

Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 11.

Потребитель тратит 20 рублей в день на яблоки и апельсины. Предельная полезность яблок для него составляет 20 - 3х, где Х - количество яблок, в штуках. Предельная полезность апельсинов равна 40-5у, где у - количество апельсинов, в штуках. Цена яблока составляет 1 рубль, цена апельсина –5 рублей. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

Задача 12. Студент, занимаясь 11 часов в день, может улучшить свою успеваемость. Он должен распределить свое время между тремя предметами: экономической теорией, математикой и историей. Дополнительные баллы, которые он может получить, посвящая время тому или иному предмету, следующие:

Часы занятий дополнительные баллы
Экономическая теория
Математика -4 -10
История

Каким образом рациональный студент распределит свое время между предметами?

Задача 13.

В набор потребителя первоначально входили в равном количестве 10 товаров. С увеличением дохода количество разных товаров меняется. Изменение можно проследить по приведенным данным в таблице.

Зависимость потребляемых товаров от величины дохода

Доход потреби-теля, руб. Товар А Товар Б Товар В Товар Г Товар Д Товар Е Товар Ж Товар З Товар И Товар К

Классифицируйте товары по группам: предметы роскоши, предметы первой необходимости, малоценные товары.

Задача 1 4

Студент получает еженедельно от родителей 40 рублей на питание и развлечение. Изобразите бюджетную линию для ситуаций:

А) цена питания-1руб. Цена развлечения – 1 руб.

Б) цена питания – 1руб. Цена развлечения- 2руб.

В) цена питания –2 руб. Цена развлечения –1руб.

Г) цена питания – 0,80 руб. Цена развлечения –0,80 руб.

Д) цена питания –1руб. Цена развлечения –1руб, но студент получит 50 руб.

Сделайте выводы.

Задача 15

Постройте карты кривых безразличия для следующих пар товаров:

А) красные и желтые яблоки

Б) ботинки и шнурки для ботинок

В) хлеб и вода;

Г) картофель и шоколад;

Д) соленые огурцы и шоколад.

Задания к Теме 3. Фирма. Анализ процесса производства, затраты, доход и прибыль.

Основные понятия (знать определение)

1. Доход

2. Прибыль

3. Бухгалтерская прибыль

4. Экономическая прибыль

5. Издержки: постоянные

6. Переменные

7. Валовые

8. Средние

9. Предельные

10. Альтернативные,

11. Явные

12. Неявные

13. Бухгалтерские

14. Экономические

15. Производительность труда

16. Предельный продукт

17. Предельный доход

18. Закон убывающей предельной производительности

19. Эффект масштаба производства

20. Производственная функция

21. Производство

22. Инвестиции

23. Дисконтирование

24. Капитал

25. Основной капитал

26. Оборотный капитал

27. Переменный капитал

28. Постоянный капитал

Задачи

Задача 1.

Дана зависимость объема производства и издержек. Определить все виды издержек: постоянные (FC), переменные(VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), средние общие(ATC) и предельные издержки (MC).

Объем производства, шт.
Общие издержки (ТС), ден. ед.

Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объема производства, существуют постоянно. FC= 100

Переменные издержки определяются по формуле:

VC= ТС- FC

Средние издержки это издержки на единицу продукции.

AFC= FC/ Q

AVC= VC/ Q

ATC= ТС/ Q

MC= Тема 1. Введение в управленческую экономику. - student2.ru ТС/ Тема 1. Введение в управленческую экономику. - student2.ru Q

Результаты сведем в таблицу.

Q ТС FC VC AFC AVC ATC MC
             
             
             
             
             
             

Задача 2.Предприятие реализует 1000 изделий по цене 600 рублей, при величине издержек 400 рублей на данную продукцию. Коэффициент эластичности составляет 1,2.

Что выгоднее для предприятия: а) повысить цену на 20 %,

б) понизить цену на 10 %,

в) оставить прежнюю цену. При расчете учитывать: увеличение объема на 1% ведет к снижению издержек на 0,75 %, а сокращение объема производства на 1 % увеличивает издержки на единицу продукции на 1 %.

Задача 3.

На фирме постоянные издержки составляют 120 ден. ед. Переменные издержки при объеме от 0 до 6 ед. составляют соответственно 0, 60, 80, 90, 105, 140, 210.

Используя данные, постройте кривые: общей выручки (дохода), общих издержек, средних издержек, предельных издержек, предельного дохода. Найти точку нулевой прибыли, если цена на рынке -100 ден. ед.

Задача 4.

Определите зону прибыли для фирмы, если известно:

P
Q
TC

Изобразите графически.

Определяем по формулам выручку и прибыль

TR                
П                  

Задача 5.

В краткосрочном периоде фирма производит 500 ед. продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл. Средние постоянные издержки составляют 0,5 долл. Определите общие издержки.

Задача 6.

Q
P
VC 53,2 61,2   66,7 72,1 78,5 95,2

При каких объемах у фирмы будет максимальный валовой доход, минимальные средние переменные издержки ?

Используя формулы валового дохода, расчета прибыли и издержек, рассчитать по аналогии решения в предыдущей задаче

Все расчеты сведем и ответы представим в нижеприведенной таблице.

.

TR                        
AVC                        

Задача 7.Предприятие производит продукцию по цене 250тыс. руб. за единицу. Средние переменные издержки составляют при этом 200 тыс. руб. Общие постоянные расходы 500млн. руб. В результате роста арендной платы расходы увеличились на 10 %. Как изменится критический объем?

Задания к Теме 4. Рыночные структуры на отраслевых рынках и ценообразование.

Основные понятия (знать определение)

1. Фирма

2. Предприятие

3. Товарищества

4. Индивидуальные предприниматели

5. Конкуренция

6. Совершенная конкуренция

7. Монополистическая конкуренция

8. Монополия

9. Естественная монополия

10. Олигополия

11. Картель

12. Трест

13. Синдикат

14. Модель Курно

15. Ценовая дискриминация

16. Краткосрочный период

17. Долгосрочный период

Задания к Теме 5. Анализ риска и неопределенности при принятии управленческого решения фирмой.

Основные понятия (знать определение)

1. Управленческое решение

2. Риск

3. Предпринимательский риск

4. Финансовый риск

5. Коммерческий риск

6. Неопределенность

7. Предпринимательская среда

8. Инновационная среда

9. Инновации

10. Хеджирование

11. Страхование риска

12. Диверсификация

13. Диссипация риска

14. Экономическая эффективность

Задания к Теме 6. Экономическая роль государства при принятии управленческого решения. Государство и общественный выбор.

Основные понятия (знать определение)

1. Государство

2. Государственный сектор экономки

3. Общественный выбор

4. Макроэкономическая нестабильность

5. Социальная справедливость

6. Антимонопольное регулирование

7. Асимметричная информация

8. Моральный риск

9. Агентский отношения

10. Общественные блага

11. Проблема безбилетника

12. Внешние эффекты

13. Спецификация прав собственности

14. Трансакции

15. Трансакционные издержки

16. Оппортунистическое поведение

17. Теорема Коуза

18. Налог Пигу

19. Лоббизм

Задачи

Экономические задачи

1. Для финансирования общественного блага требуется 20 тыс. руб. Общество состоит из 100 человек. Изобразите платежную матрицу для случая равного распределения финансового бремени между членами общества и объясните, почему нельзя финансировать данное благо на рыночной основе.

2 Трем группам жителей микрорайона предложено осуществить свой выбор по поводу трех программ: благоустройство дворов (программа I), озеленение улиц (программа II), ремонт в подъездах (программа III). Каждая из групп присваивает указанным программам свой рейтинг (1, 2, 3). Покажите смысл «парадокса голосования», если расположение возможных комбинаций и порядок голосования следующий (указан внизу таблицы):

1 группа 2 группа 3 группа

I 3 2 1


II 1 3 2


III 2 1 3

а) 1 тур голосования: выбор между I и II, результат?

б) 2 тур голосования: выбор между II и III, результат?

в) 3 тур голосования: выбор между I и III, результат?

Можно ли рациональное игнорирование назвать рациональным поведением индивида? Объясните свой ответ.

3 Рост количества припаркованных около дома автомобилей создает проблемы для передвижения, издержки несут люди, которые не пользуются автомобилями. Представьте на графике спроса и предложения уровень производства при рыночном равновесии и эффективный уровень производства. 


4 .Объясните, с точки зрения понятия внешних эффектов, каким образом государство, выделяя средства на строительство спортивных сооружений, способствует росту положительных экстерналий.

Представьте на графике спроса и предложения равновесие при наличии и отсутствии субсидий в случае позитивных экстерналий. Покажите на графике размер необходимой субсидии.

Содержание семинарских занятий

Тема 1. Введение в управленческую экономику.

1. Экономика и менеджмент, вопросы принятия управленческих решений.

2. Предмет управленческой экономики.

3. Методы исследования.

Наши рекомендации