Механизмы влияния мировых нефтяных цен на развитие экономики РФ
Россия обладает одними из самых больших запасов сырьевых ресурсов в мире. При этом доля добывающих отраслей и доля экспорта сырьевых товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта чрезвычайно велики. Это обусловливает очень высокую зависимость национального дохода и доходов бюджета от текущей цены на сырье на мировых рынках. Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла 46,1% и 49,6% в 2010 и 2011 гг., соответственно (рис. 5)
Рисунок 5. Доля нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, 2010-2011.
Источник: статистические данные Федерального казначейства России
http://datamarts.roskazna.ru/index.php/razdely/dokhody/fk-0004-0016
При этом на нефтяной сектор в 2011 г. пришлось более 90% всех нефтегазовых или 45% доходов федерального бюджета РФ (граф.6)
График 6. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2011 г.
Источник: статистические данные Федерального казначейства России
http://datamarts.roskazna.ru/index.php/razdely/dokhody/fk-0004-0016
Высокая экспортная ориентированность нефтяной отрасли и значительная доля нефтяной отрасли в доходах бюджетов свидетельствуют о растущей зависимости экономического благосостояния страны от конъюнктуры на мировых рынках и изменения мировых цен на нефть. Подобная зависимость оказывается весьма пагубной в условиях резкого падения мировых цен (например, резкое падение цен на нефть в 1998 г. явилось триггером механизма финанового кризиса, а в конце 2008 г. серьезно пошатнуло финансовое положение страны).
С другой стороны, рост мировых цен на нефть с начала 2000-х гг. оказал, безусловно, положительное воздействие на экономику России как крупнейшей нефтеэкспортирующей страны: РФ, в течение 12 лет (1987-1999 гг.) имевшая дефицитный бюджет, начиная с 2000 г. сводит бюджет с профицитом. Более того, именно благодаря нефтяным доходам удалось досрочно расплатиться по государственным внешним долгам, реструктуризированным в 1998 г. и сгладить удары современного экономического кризиса 2008-2009, поддержать кредитно-финансовые системы сраны и оказать своевременную помощь хозяйствующим субъектам.
Одна из потенциальных проблем ресурсозависимости экономики является «голландская болезнь». Первоначально данный термин описывал деиндустриализацию Нидерландов в результате открытия месторождений газа и последовавший вслед за этим рост курса голландского гульдена и снижением конкурентоспособности национальной промышленности. Симптомы «голландской болезни» проявились в России в 2004 г.: высокая норма прибыли нефтегазового сектора привела к перераспределению факторов производства в пользу данного сектора и небольшой группы обслуживающих его производств, а приток нефтедолларов в страну привел к укреплению национальной валюты и замене внутреннего производства дешевеющим импортом. Относительный рост реального обменного курса национальной валюты вынуждает государство вести протекционистскую политику в отношении ориентированных на внутренний спрос отраслей. Результатом подобных действий является снижение объемов торговли и степени открытости экономики, а также сохранение структурных дисбалансов и снижение темпов экономического роста.
В целях предотвращения шокового укрепления рубля, ведущего к снижению конкурентоспособности экономики, кредитно-денежный регулятор был вынужден скупить избыточное предложения валюты. Масштабная рублевая эмиссия, явившаяся результатом данной покупки избыточного предложения иностранной валюты, создало угрозу ускорения инфляции. Таким образом, возникла потребность в стерилизации эмиссии, которая могла бы снизить рост денежного предложения. Инструментом стерилизации эмиссии было выбрано накопление ресурсов на счетах и депозитах органов государственного управления в Банке России. Однако, четкий финансовый механизм, связывавший поступление на рынок экспортной выручки и аккумулирование избыточной денежной массы на бюджетных счетах, отсутствовал вплоть до 2004 г., что обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения, результатом которой наблюдались пиковые скачки в конце года, что, в свою очередь, негативным образом отображалось на уровне инфляции.
Для преодоления данной проблемы 1 января 2004 г. был сформирован Стабилизационный фонд Российской Федерации, функционировавший до начала 2008 г. и преследовавший следующие цели:
- концентрация финансовых ресурсов для решения приоритетных задач;
- снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры цен на нефть;
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета
Приток финансовых поступлений от уплаты налога на добычу нефти и газа и экспортной пошлины на углеводороды позволил нарастить ресурсы Стабилизационного фонда за четыре года более, чем в 7 раз – с 522 млрд. руб. в 2004 г. до 3849 млрд. руб. в 2007 г. (табл.9). Основной расходной частью бюджета стало погашение внешнего долга, финансирование Пенсионного фонда РФ, развитие нанотехнологий и поддержка ряда крупных инвестиционных проектов.
Таблица 9. Движение средств Стабилизационного фонда РФ в 2004-2007 гг., млн. руб.
Источник: статистические данные Федерального казначейства России
http://www.roskazna.ru/stabilizatsionnyy-fond-rossiyskoy-federatsii/
1 января 2008 г. в связи с уменьшением необходимости стерилизации в стабилизационном фонде избыточного денежного предложения на первый план вышла задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов. Для этих целей Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, являясь источником их первоначального формирования.
Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного бюджета цен на нефть. До 2010 г. его нормативная величина утверждалась законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном, исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год валового внутреннего продукта. После наполнения резервного фонда до указанных параметров нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния, призванный стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу.
В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации», «с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета». В результате в настоящее время пополнение Резервного фонда происходит в результате ежегодных решений правительства России, исходя из текущей конъюнктуры на мировом рынке.
Согласно концепции Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятой в ноябре 2008 г. Правительством РФ, основной стратегической целью провозглашено «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». К 2020 г. Россия должна войти в пятерку стран лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян должны приблизиться к тем, которые характерны сегодня для развитых стран. В частности, «обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 % от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 %)»[21].
Чтобы выйти на указанные рубежи, российской экономике необходимо перейти от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, который позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики. Намеченные преобразования должны быть подкреплены необходимыми финансовыми как частными, так и бюджетными ресурсами. Важнейшим источником формирования таких бюджетных ресурсов, особенно на первом этапе, могут и должны стать дополнительные доходы бюджета, получаемые от экспорта нефти и газа. Таким образом, государство сможет использовать преимущества нынешней экспортно-ориентированной экономики в целях ее трансформации в инновационную. В этом случае наращивание экспорта нефти и газа для перестройки всей экономики страны, для стимулирования ее инновационного развития, будет оправдано.
Заключение
Проведенное в рамках данной работы исследование показало, что нефтегазовый сектор остается не только базовым для экономики РФ, но и в значительной мере определяющей ее дальнейшее развитие.
В процессе исследования был проведен анализ факторов, формирующих цены на мировом рынке нефти, и выделены фундаментальные, конъюнктурные и спекулятивные составляющие механизма ценообразования. К фундаментальным относятся механизмы, действующие на стороне спроса и предложения. Одни из этих факторов способствуют повышению цен на нефть, другие действуют в обратном направлении. Индустриализация, рост мировой экономики и повышение уровня жизни населения ведут к росту спроса на нефть и нефтепродукты и стимулируют рост цен на энергетические ресурсы. Рост стоимости нефти также связан с необходимостью вовлечения в оборот новых месторождений, часто с более высокими издержками на добычу и транспортировку. И, наоборот, повышение эффективности использования нефти и совершенствование технологий противодействуют повышению цен на нефть. Наряду с фундаментальными факторами, определяющими долгосрочную динамику цен на нефть, в последние годы все более важное значение приобретают факторы конъюнктурного характера – природные катаклизмы, политические действия и действия военного характера, а также спекулятивные биржевые операции.
Данное исследование выявило, что глобализация мировой экономики привела к трансформации механизма функционирования нефтяного рынка. Если до начала 70-хх гг. прошлого столетия рынок нефти характеризовался диктатом международных нефтяных компаний, до середины 80-хх гг. решающая роль принадлежала странам-членам ОПЕК, после чего на смену пришло конкурентное ценообразование. Нефть начинает торговаться на бирже, где цены формируются при балансе спроса и предложения. Дальнейшее развитие биржевой торговли, в частности, торговли фьючерсными контрактами, увеличивает объем спекулятивных сделок, ведущих к усилению волатильности нефтяных котировок.
В настоящий момент реальные цены на нефть находятся под влиянием трех основных факторов:
1)намерением США обеспечить собственную энергетическую безопасность путем добычи сланцевой нефти, рентабельность которой достигается при котировках, превышающих 100 долл./барр.
2) перемещением дополнительных финансовых средств как результата политики ФРС США и ЕЦБ из реального производственного сектора на финансовые рынки.
3) стагнацией экономики развитых стран и замедлением темпов роста Китая, ведущим к снижению темпов спроса на энергоресурсы.
Высокая зависимость российской экономики от экспорта сырьевых ресурсов несет в себе серьезные риски, возникающих не только при падении, но и при росте мировых цен на нефть. Понижение цен на нефть сопровождается несбалансированностью государственного бюджета и торгового баланса страны, а результатом повышения цен может явиться развитие «голландской болезни» и раскручивание инфляции. Наличие подобных рисков требует выработки адекватных мер по их преодолению. Вместе с тем в периоды благоприятной экономической конъюнктуры бюджетные доходы от нефтегазового экспорта помогают сформировать дополнительные ресурсы, которые могут быть использованы для финансирования инновационной деятельности и укрепления других отраслей российской экономики.
[1] Parra, F. (2004), Oil Politics: A Modern History of Petroleum, London: IB Tauris., стр. 75
[2] Parra, F. (2004), Oil Politics: A Modern History of Petroleum, London: IB Tauris., стр. 76
[3] Parra, F. (2004), Oil Politics: A Modern History of Petroleum, London: IB Tauris., стр. 82
[4] В 1960 г. в состав ОПЕК входили Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла; позже присоединились Катар (1961 г), Ливия ( 1962), Индонезия (1962-2009г г), Объединенные Арабские Эмираты (1967 г), Алжир (1969 г), Нигерия (1971 г), Эквадор (1973-1992; 2007 гг), Габон (1975), Ангола (2007)
[5] Fattouh Bassam: An anatomy of the crude oil pricing system., Oxford Institute for Energy Studies, 2011 стр.16
[6] Fattouh Bassam: An anatomy of the crude oil pricing system., Oxford Institute for Energy Studies, 2011 стр.16
[7] The Wall Street Reform and Consumer Protection Act, Pub. L
[8] http://www.opec.org/opec_web/en/data_graphs/40.htm
[9] Statistical Review of World Energy 2012, BP
[10] World dataBank http://www.worldbank.org/
[11] Британская термическая единица (BTU, англ. British thermal unit) — единица измерения энергии, используемая в англоязычных странах; 1 кВт ≈ 3412 BTU/ч
[12] Средневзвешенный курс доллара США по отношению к основным торговым партнерам
[13] Американский фондовый индекс, включающий в себя цену на нефть 13 ведущих нефтяных компаний США
[14] Расчет автора, приложение 1
[15] A. Al Faris. The Determinants of Crude Oil Price Adjustmanet in the World Petroleum Market. OPEC Review, 15, 1991.
[16] R.K.Kaufmann. A Model of the World Oil Market for Project LINK Integrating Economics, Geology and Politics. Economic Modelling, 12 (2) : 165-178. 1995
[17] S.Dees, P.Caradeloglou, R.K.Kaufmann, M.Sanchez . Modelling the World Oil Market: Assessment of a Quaterly Econometric Model. Energy Policy, 35:178-191, 2007
[18] M. Ye, J. Zyren, and J.Shore. A Monthly Crude Oil Spot Price Forecasting Model Using Relative Inventories. Interational Journal of Forecasting, 21: 491-501, 2005
[19] Варшавский Л.Е. Моделирование динамики цены на нефть при разных режимах развития рынка нефти // Прикладная эконометрика, 2009, № 1(13), с. 70-88.
[20] C.Dicembrino & P.L.Scandizzo. The Fundamental and Speculative Components of the Oil Spot Price: A Real Option Value Approach. ICOM working paper, 2011
[21] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
(http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf)