Основные тенденции в развитии мирового
ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ XIX - первой половине XX ВВ.
Монополизация экономики
Становление фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп. Технологические сдвиги только последней трети XIX в. были столь велики, что некоторые ученые даже предлагают назвать этот период “второй промышленной революцией”. Прежде всего, произошла замена основного вида энергии. Электричество, которое можно передавать на любые расстояния, сделало размещение производства независимым от источника энергии. Кардинальные изменения в энергетике включали также появление совершенно новых типов тепловых машин - паровой турбины (Г. Парсонс) и двигателя внутреннего сгорания, работающего от энергии углеводородного топлива (Г. Дизель, Н. Отто, Г. Даймлер), которые позволили механизировать практически все виды транспорта. Универсальное применение двигателя внутреннего сгорания породило нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее производство. Немецкие химики разработалисинтетические способы получения красящих, лекарственных, парфюмерных и другихорганических соединений.
Сложились новые способы производства стали - сталеплавильные процессы А. Бессемера (конвертер при сильном дутье) и мартеновская печь. Эти методы легли в основу сталелитейного производства XX в. Серьезному совершенствованию подверглась конструкция ряда металлообрабатывающих агрегатов. Технологическая база легкой, полиграфической и других отраслей была пополнена автоматическим ткацким станком, обувными автоматами, автоматом для производства бутылок, механическим наборным станком и т.д. Новая техническая база изменила систему транспорта. На рубеже веков мировой тоннаж парового флота уже превысил мировой тоннаж парусного.
Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился электрический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (на базе двигателя внутреннего сгорания) и трубопроводный транспорт. Эпохальным достижением явилось рождение воздушного транспорта на основе летательных аппаратов легче (дирижаблей) и особенно тяжелее воздуха (аэропланов).
Этот примерный и далеко не полный перечень показывает,
что техническая мысль на рубеже веков развивалась более
интенсивно, чем за почти столетие промышленного переворота.
Если в первой половине XIX в. изобретения исчислялись десятками, то на рубеже веков - многими тысячами. Особенно важно, что в техническом прогрессе непосредственное участие стала принимать наука - в том числе фундаментальная. В мире возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 70-х гг. в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе), Англии, Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса.
Технологические сдвиги привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Кроме нефтяной, возник целый ряд новых отраслей промышленности: электротехническая, химическая. Очень динамично стала развиваться и новая отрасль машиностроения - производство автомобилей. Структура черной металлургии изменилась в сторону резкого повышения удельного веса стали.
Технический прогресс затронул военно-промышленный комплекс. Военное производство включило в себя достижения металлургии, моторостроения, электротехники, точного приборостроения, химической технологии и пр. Фабрично-заводская индустрия, прежде всего, заменила гладкоствольное ружье на нарезную, снабженную затвором и магазиномвинтовку, деревянные парусные суда на металлические пароходы, а вскоре и на бронированные турбоходы, построила скорострельные пушки, стреляющие более чем на 10 км., создала и применила бездымный порох и т.д. и т.п. В конце XIX в. началась постепенная автоматизация стрелкового оружия - появился пулемет.
Научно-технический прогресс конца XIX - начала XX в. создавал возможности нового укрупнения производства. Но крупные производства требовали и больших капиталов, а это вызывало объединение средств отдельных предпринимателей и привлечение свободных капиталов в акционерные общества. Появилась возможностьдецентрализации хозяйственных, особенно инвестиционных решений. С другой стороны, создавалась принципиальная возможность укрупнения и концентрации капитала до уровня монополии на производство каких-либо товаров и, как следствие, установления монопольных цен на них.
Появление огромного множества капиталистических предприятий во всех отраслях промышленности породило великую анархию. Особую роль играли частные железные дороги, которые посредством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздействовали на производство. Достаточно было подвести железную дорогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило экономическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии.
Одной из первых монополий явился нефтяной трест “Стандарт ойл”, созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером на основе соглашения нескольких объединившихся нефтяных компаний с железными дорогами относительно тарифов на перевозку нефти. Подобные явления стали происходить и в некоторых других отраслях: однородные предприятия или компании чаще всего под угрозой банкротства или нажимом сильнейшего среди них объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность, - все это сосредоточивалось в правлении треста или головной компании.
В ряде случаев предприятия одной отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, заключали соглашение - картель, регулирующее объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. В других случаях предприятия теряли только коммерческую самостоятельность: образовывалась единая снабженческая и сбытовая контора (синдикат), регулировавшая закупки сырья и сбыт готовой продукции (такой тип монополий превалировал в России). При образовании трестов предприятия теряли коммерческую и юридическую самостоятельность. Этот тип монополий преобладал в США, так как там имелись необходимые для создания трестов капиталы. Наконец, возникли концерны, объединявшие под единым контролем компании разных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах выступал срощенный промышленно-торгово-банковский капитал получивший наименование финансового.
Посредством монополий предприятия стремились регулировать производственную и коммерческую жизнь в сложнейших условиях рыночной конкуренции. Поэтому монополистические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи согласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в главных капиталистических странах. Но это поставило под угрозу саму конкуренцию как основу хозяйственной жизни, и государство вынуждено было вмешаться, ограничив процесс монополизации экономики определенными рамками (антитрестовское законодательство). Таким образом, экономическая роль государства резко возросла, что дает основание говорить о государственно-монополистическом капитализме как определенном типе экономического развития ряда стран.
Монополистические процессы неизбежно должны были возникнуть и возникли в масштабе мирового рынка: соглашения между разнонациональными монополиями и даже наднациональные компании. Движение экономики резко изменило свой темп. В конце XIX - начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития показали молодые капиталистические государства - США и Германия, вышедшие соответственно на первое и второе места по уровню развития производства, оставившие позади Англию и Францию. На рубеже веков центр мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку.