Античная экономическая мысль
Экономическая мысль Древней Грецииразвиваласьподвлияниемрабства, которое проникло во все сферы производства. Экономические проблемы периода генезиса, расцвета и кризиса рабовладельческого способа производства нашли отражение в ее экономической мысли. В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становится более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявились в экономических взглядах Ксенофонта (ок. 430-335 гг. до н. э.). Платона (428 - 348 гг. до н.э.). а также в меньшей степени - в учении Аристотеля(384-322 гг. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатои афинской аристократии - осуждал политический и экономический строй Афин и идеализировал порядки аграрной Спарты. В своем трактате “Домострой” он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Его идеалом являлось замкнутое, автаркичное натуральное хозяйство. Вместе с тем он не исключал возможности использования торговли для обогащения рабовладельцев.
Рабство Ксенофонт считал естественной формой эксплуатации, а рабов - говорящими орудиями. Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, кто отличается усердием в выполнении работ.
В высказываниях Ксенофонта со всей определенностью нашла отражение противоположность между физическим и умственным трудом, существовавшая в рабовладельческом обществе. Так, воспевая земледелие, он вместе с тем указывал, что физическим трудом должны заниматься рабы, а свободные должны лишь выполнять функции надзора и управления.
В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который один из первых анализировал разделение труда. В своем произведении “Киропедия” он сформулировал положение о том, что тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом.
Заслугой Ксенофонта является то, что он, говоря о “ценности” товара, рассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Фактически он был одним из первых, кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара.
Представляют интерес и высказывания Ксенофонта о деньгах. При всем его отрицательном отношении к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Ксенофонт понимал, что деньги (серебро)являются специфическим товаром, поскольку денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, в то время как приобретение других товаров имеет предел. Из всех функций денег Ксенофонт признавал лишь две: деньги как средство обращения и как сокровище. Вместе с тем древнегреческий мыслитель осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона, как об этом свидетельствуют его сочинения “Государство” и “Законы”. В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором - государства, более близкого к реальной действительности Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.
Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, и такой подход вполне соответствовал его натурально-хозяйственной концепции. Менее почетным, по его мнению, является ремесло, а торговля объявляется занятием непочетным. По мысли Платона, ремеслом и торговлей должны заниматься иностранцы. Рабство, согласно Платону, есть естественная и вечная форма эксплуатации. Однако он понимал политическую опасность рабовладения и советовал проявлять по отношению к рабам больше гуманности. Платон считал, что рабы не должны быть между собой соотечественниками, а, напротив, по возможности, более разниться по языку. Это положение впоследствии воспроизводилось в сочинениях других античных авторов (в частности, Аристотеля).
Затрагивая вопросы товарного производства, Платон высказал ряд оригинальных положений. Так, он подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к “соразмерности и единообразию” несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона были догадки о том, что деньги выполняют не только функции средства обращения и сокровища, ío и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество.
Одним из первых в истории античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.
Серьезный шаг в развитии экономической мысли Древней Греции связан с именем великого ученого Аристотеля Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются “Никомахова этика” и “Политика”.
Аристотель был принципиальным сторонником рабовладения. Подобно Платону, Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое примиряло бы противоречия между классами н Презирая физический труд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу, заявляя, что ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного рабства. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также государства. Деятельность такого рода имеет предел. Она, по мысли Аристотеля, является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики относится и мелкая торговля, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости.
Хрематистика - это искусство наживать состояние путем торговли. Аристотель подчеркивал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого, Аристотель заявлял, что экономика “заслуживает похвалы”, а хрематистика “по праведливости вызывает порицание”. В таком отношении древнегреческого ученого к экономике и хрематистике сказывалась его ориентация на натуральное хозяйство. Большой вклад в развитие экономической науки великий древнегреческий ученый внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй - неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод о том, что как без обмена не было бы взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без соизмеримости - приравнивания. Вместе с тем он понимал, что в действительности вещи стоять различные не могут стать соизмеримы. Однако Аристотель не смог найти ту общую субстанцию, которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. По его мнению, единой мерой товаров является “потребность, которая все связывает вместе”. В процессе развития обмена, появилась монета.
Заслугой Аристотеля является и его анализ развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т-Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д-Т-Д). Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность. Древнегреческий ученый доказывал, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Эта аргументация Аристотеля, объявляющего ростовщичество “по преимуществу противным природе”, впоследствии использовалась средневековыми канонистами в их борьбе против ссудного процента.
Экономическая мысль Древнего Рима в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий. Это связано с тем, что отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наиболышей остроты и привели, в конечном счете, к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был КатонСтарший (234-149 гг. до н. э.). В своем сочинении “ О земледелии” он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти. Катон призывал побольше продавать и поменьше покупать, хотя, по его мнению, продавать следовало лишь излишки, а покупать то. чего нельзя произвести в своей вилле. В целях получения высокой прибыли следовало продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.
Катон допускал использование нерабского труда, в частности труда издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Особое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять раб-вилик, который следит за тем, чтобы было сделано то, что приказал хозяин. Однако, выполняя такие важные административные функции, он не должен ничего покупать без ведома хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. В то же время он советовал использовать и материальные и моральные стимулы. Катон считал, что рабы не должны мерзнуть и голодать. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работали. Те же рабы. которые провинились, подлежали строгому наказанию.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона (116-27 гг. до н. э.) и Колумеллы (1 в. н. э.). В трактате Варрона “О сельском хозяйстве” обосновывались достоинства этой отрасли экономики и осуждалось переселение римлян в города. В отличие от Катона Варрон рекомендовал сочетать развитие земледелия с животноводством. Это диктовалось преязде всего тем, что цены на зерно в Италии были низкими, поскольку оно в больших количествах поступало из провинти, а доходность животноводства была гораздо выше. Вместе с тем Варрон был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельскохозяйственной продукции на рынок не придавал особого значения. Он выступал за усиление эксплуатации рабов, которых отождествлял с говорящими орудиями. Варрон понимал политическую опасность рабства и увещевал рабовладельцев не допускать скопления в имениях большого количества рабов одной национальности.
В сочинении Колумеллы “ О сельском хозяйстве” нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это делать затрудн1тгельно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.
Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати н обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (168-133 гг. до н. э.) и Гай (15З-121 гг. до и. э.) Гракхи. В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 300 югеров (123 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определенные надежды возлагались на наделение землей колонистов.Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землей, а также принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Ее результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.