Условия формирования мирового рынка услуг

И его структура

Понятие "услуга" включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида - фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС (система национальных счетов) услуги подразделяются- на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

Предоставление услуг – наиболее динамичная статья внешней торговли. В 90-е гг. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%.

Появлению и развитию рынка услуг предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли сопровождается продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. В последствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок – рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг, таких как туризм, образование, медицина. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау.

Основными причинами роста международных услуг являются:

· развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, высвобождающих рабочую силу;

· долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов населения не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;

· трансформация национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами;

· переквалификация рабочих мест с целью увеличения числа занятых в сфере услуг. За последние десять лет средние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%.

· развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективных производств.

Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двукратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров – 15.

Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товарами, особенно наукоемкими. Расширяется сфера технического обслуживания проданных товаров. Приблизительно ¾ объема всех услуг – услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).

До недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. На долю первой пятерки приходится свыше 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны – США, Великобританию, ФРГ, Францию – приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

Для развивающихся стран характерно отрицательное сальдо торговли услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика – туризм, Сингапур – финансовые услуги.

Восточно-европейские страны (СНГ) имеют определенные успехи в экспорте отдельных услуг. На их долю в экспорте товаров приходится 8%. Однако быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг не реально. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Однако этому мешает ряд объективных и субъективных причин. Во-первых, высокий уровень развития услуг на Западе, а во-вторых, действующие ограничения на импорт услуг в развитых странах.

О роли сферы услуг в экономике страны дают представление два показателя: доля занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доля услуг в ВВП. В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии к 2005 г. увеличится до 67%.

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В последнее время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны - невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.

Для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.

Международные услуги могут быть факторные (disembodied) - это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, sepаrated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:

1. Услуги, предлагаемые на территории их потребления. Примером такого "перемещения" является миграция рабочей силы, капитала - сеть ресторанов "Макдональдс", банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуги, потребляемые за рубежом, что связано с перемещением потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание - проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование - учеба в зарубежных университетах, колледжах.

3. Услуги, предлагаемые на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.

4. Услуги, не перемещаемые из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.

Услуги имеют ряд особенностей:

· во-первых, не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации;

· во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производительней услуг и иностранных потребителей в стране их производства;

· в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например, коммунальные услуги;

· в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Международный туризм

Международный туризм – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.

Начало массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку, 15% - на остальные регионы (1990 г.). За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и их число превысило 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5-5% в год.

На рост туризма оказывают воздействие следующие основные факторы: рост личных доходов граждан, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей, техническое совершенствование средств транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов экономического развития приводит к расширению туризма – формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги. К объективным причинам роста туризма относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан.

Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики:

· страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы;

· международный туризм – эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местным товаров. В качестве примера можно привести Италию, где валютные поступления от туризма позволили смягчить проблемы внешних расчетов. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

Доходы от международного туризма постоянно возрастают. В 1990 г. они составили 255 млн. долл., причем наибольшие доходы получили США (40,5 млн. долл.), в 1998 г. – 495 млн. долл. (доходы США – 120 млн. долл.), а к 2020 г. ожидаются 2 млрд. долл. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеют Испания (+14 млн. долл.), Франция, Австрия, Италия, отрицательное сальдо – Япония, Германия.

Кроме того, в результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект), во-вторых, повышается спрос на товары и услуги своих поставщиков, в- третьих, увеличиваются личные доходы населения.

Валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию отсталых регионов. С развитием международного туризма быстрыми темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализирующихся на изготовлении сувениров. Развитие туризма создает новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.

Международный туризм способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг.

В развитых странах с хорошо поставленной индустрией туризма поступления по этой статье, как правило, компенсируют пассив по другим статьям платежного баланса. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристских услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, и нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков – Барбадос, Сейшельские острова. У 45 стран поступления от туризма превышают ¼ часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия.

Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли – пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8-10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн. человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного населения. В Испании и Португалии – 10%, Греции и Франции – 8, ФРГ – 6, Великобритании – 5%.

Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного туризма, отмечаются и отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести следующие:

· социально-экономические последствия, связанные с притоком иностранных туристов, что увеличивает цены в стране в связи с возрастанием спроса на товары туристской сферы. Как правило, развитие туризма приводит к вытеснению традиционных форм занятости коренного населения. Например, с развитием туризма в Тунисе произошло вытеснение 1500 мелких крестьян, которым пришлось найти другое занятие и место жительства.

· социально-культурные и психологические последствия, связанные с изменением образа жизни и поведения, что может привести к забвению собственных традиций, увлечению «западным образом жизни».

· экологические последствия, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.

· валютные последствия. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая в промышленно развитые страны, способствуют импорту иностранных потребительских товаров.

И все же, несмотря на это, международный туризм продолжает развиваться и расширяться. Туризм классифицируется: по следующим направлениям:

· по целям — маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоп туризм, религиозный, учебный;

· по степени мобильности — передвижной, стационарный, смешанный;

· по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;

· по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;

· по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный; '

· по использованию транспортных средств — автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;

· по сезонности — активный туристский сезон, межсезонье, не сезон;

· по географии — межконтинентальный, международный, региональный;

· по способу передвижения — пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.

В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями.

1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью .международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддержания физической формы и лечения. Для этого создаются специализированные туристские компании, предлагающие разнообразные маршруты такого направления. Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал, гольф и т.д.) требуют разработки новой культурной инженерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% мирового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях. Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совместные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.

2. Изменяются формы международного сотрудничества. В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК. На долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. гостиниц на 1 млн. номеров, их совокупный оборот — 15 млрд. долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% организованных туристов. Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-технической базы международного туризма по лицензии иностранной фирмы. Эти связи характеризуются большим охватом, устойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных отношениях. Одной из распространенных форм туризма остается создание совместных туристических фирм по непосредственной реализации и предоставлению туристских услуг, торгово-промышленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями, которые проектируют, создают и эксплуатируют материально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготовке кадров; кооперирование в области проведения научно-исследовательской работы; сотрудничество в предоставлении специфических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».

3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза выше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров. Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

Рынок транспортных услуг

Рынок транспортных услуг представляет собой оплату услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является связующим звеном во внешней торговле товарами.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включает различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, включая операторов грузовых терминалов.

Международные транспортные услуги различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов перевозки – межстрановые, межконтинентальные. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От видов перевозимых грузов – грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От видов транспорта – морские перевозки, водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.

Морским перевозкам принадлежит главное меню в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.

Рынок морских перевозок можно классифицировать:

· По типам фрахтуемых судов – на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается тенденция к его сокращению.

Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы – 6,4%.

· По видам сообщения – рынки трампового и линейного тоннажа.

· По видам судов – рейсового и арендованного тоннажа.

· По географии – на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южноамериканский.

· По предложению транспортных услуг.

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.)

Рост морского флота происходил за счет увеличения тоннажа развитых государств, на которые приходится более 70% мирового торгового флота. Самый большой торговый флот в мире в Японии, где судоходство составляет 50% экспорта услуг Великобритании, ФРГ, Норвегии.

Тоннаж стран Восточной и Центральной Европы в последние годы несколько снизился и составил 4% общего мирового торгового тоннажа. При этом возросла доля развивающихся стран с 10% в 1980 г. до 19,7% в 1997 г., а абсолютный размер их флота увеличился более чем в два раза.

Внутренний водный транспорт. В мировом транспорте большое значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связана с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.

Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т. грузов, из них в загрансообщении – 780 млн. т.

Автомобильный транспорт. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок, что связано с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками. В перспективе предполагается значительный рост этого рынка. По прогнозам, до 2010 г. он будет увеличиваться на 4-5% ежегодно.

Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет около 10 тыс. км. Однако доля международных автомобильных перевозок составляет лишь 5%. Наиболее крупные международные автоперевозчики - Volvo, Mersedes, Man, DAF.

Воздушный транспорт. Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась более чем на 8%. Общая протяженность воздушных трасс мира за последние десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров - в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.

Трубопроводный транспорт - это наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах вид транспорта. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность.

Железнодорожный транспорт - один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7млрд. т. грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с достаточно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии только за 90-е гг. он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее. Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенных увеличений темпов его роста не ожидается.

Развитие транспортного рынка сталкивается со множеством проблем, связанных с тарифами, пошлинами, протекционистской политикой в отношении некоторых стран. В связи с этим уже с конца 80-х гг. многие страны стали проводить политику, способствующую либерализации перевозок. При этом в основу были положены приватизация и коммерциализация государственных предприятий, расширение сферы действия частного сектора в рамках функционирования как национальных транспортных предприятий, так и с иностранным участием. На современном этапе в большей степени характерны двусторонние соглашения по отдельным видам транспорта, используется принцип "свободной конкуренции" на коммерческой основе. Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.

Наши рекомендации