Место и роль государства в рыночной экономике
Лекция 1.
МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Необходимость и возможности вмешательства государства в рыночную экономику
Экономические функции государства
Пределы и проблемы государственного вмешательства в экономику
Цели экономической политики, их виды и соотношение
5. Формы, инструменты и методы государственного регулирования экономики
Цели экономической политики, их виды и соотношение
При государственном регулировании экономики выбираются, определяются генеральные, главные цели в деятельности правительства. От главной цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами регулирования.
Конкретные цели внутри «дерева целей» могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Положение показателей на «дереве целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач.
В условиях кризиса первичной целью является выход из него, оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной.
В условиях длительного дефицита платежного баланса на первый план выступает цель совершенствования экспорта и импорта. Подчиненными ей будут цели привлечения капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках.
Стратегическими, основополагающими целями государственного регулирования экономики являются две:
1) стабилизация экономической ситуации;
2) повышение эффективности экономической системы (табл. 1).
Таблица 1
Объекты регулирования
Объекты государственного регулирования экономики имеют двоякое значение;
1) это «болевые точки» экономики, требующие особого внимания, прямого и косвенного вмешательства органов государственной власти вследствие того, что в них периодически возникают конфликты, проблемы, трудности;
2) при разработке концепции государственной экономической политики осуществляется выбор объектов воздействия. Через влияние на эти объекты обеспечиваются условия эффективного функционирования национальной экономики.
Объекты государственного регулирования – это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически. Решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития экономики и поддержания социальной стабильности.
К объектам государственной экономической политики следует отнести:
1) экономический цикл;
2) инвестиции;
3) занятость;
4) денежное обращение;
5) платежный баланс;
6) цены;
7) условия конкуренции;
8) социальные отношения;
9) образование;
10) здравоохранение и др.
Перечисленные объекты носят различный характер, охватывают хозяйственные процессы, отдельные отрасли, территориальные комплексы, отношения между субъектами и т.д.
Отбор объектов регулирования осуществляется исходя из:
1) актуальности проблемы (например инфляция);
2) важности для экономики страны (занятость);
3) особой роли в регионе (градообразующее предприятие);
4) значимости налогоплательщика (крупная компания в состоянии банкротства);
5) политической роли и пр.
Объекты государственного регулирования экономики также не являются пассивными. Они носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Это наемные рабочие и руководители предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.
Выразителями хозяйственных интересов выступают ассоциации, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров.
Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, региональных интересов являются политические партии, общественные движения. Политические партии прислушиваются и действуют от имени различных групп избирателей. Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, либеральные партии.
Меры, применяемые к объектам, в которых возникают те или иные проблемы, можно разделить на следующие:
1. Меры наблюдения и диагностики. Задачей органов власти является определение причин и характера возникающих проблем. Так, в депрессивном регионе необходимо определить причины экономического спада, перспективы и возможности роста валового регионального продукта.
2. Меры профилактики. В отдельных объектах проблемы не являются постоянными, они периодические проявляют себя (например неплатежеспособность отдельных предприятий). Вследствие этого органы власти должны предпринимать меры, в результате которых проявления проблем можно избежать. Если у предприятия трудности продвижения продукции на мировом рынке, следует способствовать налаживанию партнерских связей, совершенствованию выпускаемой продукции в соответствии с мировыми стандартами.
3. Меры опережения проблем. Наблюдение за объектами позволяет прогнозировать и предвидеть возможности возникновения проблем. Если эти проблемы неизбежны, следует приготовиться, разработать программу мер до того, как эти проблемы себя проявят. При опережении проблем есть возможность продумать будущую программу действий, создать финансовые резервы. В качестве примера можно привести разрабатываемую стратегию совершенствования пенсионного обеспечения в РФ. Негативные тенденции связаны с процессами старения населения, уменьшения доли работающего населения относительно пенсионеров. В этих условиях ставится задача накопления резервов Пенсионного фонда РФ, изменения тарифов страховых взносов.
4. Меры «пожарные». К пожарным мерам можно отнести действия правительства по смягчению конфликтных ситуаций, проявившихся неожиданно и быстро. Это может быть экономический кризис, аварийные ситуации на предприятиях, резкий скачок цен, климатические аномалии и пр. Принимаемые безотлагательные меры в таких случаях требуют создания резервов бюджетных средств на случай чрезвычайных ситуаций.
Выбор объектов при реализации государственных программ предполагает иной подход. Здесь должны соблюдаться следующие принципы.
1. Объектов государственного воздействия не должно быть мало, иначе эффект не будет заметен. Например, при реализации программы содействия развитию сельского хозяйства нельзя ограничиться поддержкой одного или нескольких фермеров. Прирост продукции в таком случае будет незначительным.
2. Объектов государственного воздействия не должно быть много. Ресурсы у государства ограничены, помочь всем просто невозможно. Кроме того, любое вмешательство государства ограничивает предпринимательскую активность, способствует иждивенчеству.
3. Следует выбирать из объектов наиболее важные, актуальные. Продолжим пример аграрной политики. Наиболее серьезной проблемой в настоящее время является молочное животноводство. Наша страна вынуждена ввозить сырье для молочной промышленности из-за рубежа. Поэтому при выборе приоритетов поддержки (предположим, помощь картофелеводческому хозяйству или молочной ферме) нужно исходить из потребностей развития.
4. Критерием расходования бюджетных средств является размер отдачи, прирост показателей. В аграрной политике, взятой нами для примера, помощь оказывается, как ни странно, крупным сельскохозяйственным предприятиям, не испытывающим особых финансовых проблем. Государственные субсидии расходуются на реконструкцию, новые технологии, строительство и расширение животноводческих комплексов и перерабатывающих цехов. Все это обеспечивает быстрый и значительный прирост сельскохозяйственной продукции. Если бы помощь оказывалась предприятиям-банкротам, бюджетные средства пошли бы на погашение долгов. Прироста продукции не наблюдалось бы.
Итак, правительство осуществляет выбор объектов своего воздействия исходя из определенных принципов. В свою очередь, существует обратная связь, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, банки, фермеры и пр.) доносят до органов власти свои пожелания, проблемы, требующие государственного вмешательства. На основе этого и определяются конкретные объекты государственной экономической политики.
Литература
1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / коллектив авторов; под ред И.Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2014. – 240 с.
2. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. – Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. – 292 с.
3. Государственное регулирование экономики: Учебник/И.С.Цыпин, В.Р.Веснин - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 296 с.
4. Кушлдин, В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2016. – 495 с.
5. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков . – 5-е изд., стер . – М. : КноРус, 2015 . – 518 с.
Лекция 1.
МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ