Неценовые факторы предложения.
Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.
Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Среди таких неценовых факторов (детерминант) предложения наиболее важны:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
· цены используемых ресурсов (Рr);
· налоги и субсидии (T, S);
· ожидания продавцов (W);
· цены на другие товары (Pn);
· число продавцов (N);
· прочие факторы (В).
С учётом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:
QS = f(P, K, Рr, T, S, W, Pn, N, В.
Сдвиги кривой предложения.
Напомню, изменение цены означает движение по кривой предложения (рис. 3.6)
Рис. 3.6. Изменение величины предложения (кривая предложения)
Изменение неценовых факторов ведёт к смещению всей кривой предложения влево или вправо.
Рис. 3.7. Сдвиг кривых предложения (функция предложения).
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1.
Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдёт увеличение предложения, что приведёт к сдвигу кривой S в положение S2.
Подведем итоги.
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения:чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 3.6).
Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 3.7).
Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения.
Анализируя отдельно спрос и предложение, мы установили закономерности адаптации их величины к разным уровням цен.
Но на рынке в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень.
Чем определяются его размеры?
Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.
Равновесная цена.
Рис. 3.8. Цена равновесия и отклонения от неё
Равновесная цена (equilibrium price) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
PE = PS = PD QE = QS = QD
Функции равновесной цены.
Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:
· уравновешивающую – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
· информационную– через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, обеспечивает необходимой информацией для принятия тех или иных управленческих решений;
· регулирующую– цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведёт к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к падению цены и сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
· стимулирующую– цена предписывает экономическим субъектам определённую линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.