Тема 2. Классическая политическая экономия
План семинарского занятия
1. Зарождение классической политэкономии в Англии
2. Зарождение классической политэкономии во Франции
3. Оформление классической политэкономии в теории А. Смита
Кейс-ситуации
Кейс 1. Смит утверждал, что каждый человек стремится к тому, чтобы найти возможность наиболее выгодного вложения капитала, который он имеет в своем распоряжении. Разумеется, он имеет в виду только собственную выгоду, а не выгоду народа; но именно соображения собственной выгоды приводят к тому, что он предпочитает такое вложение, которое оказывается самым выгодным и для общества. «...Если он (предприниматель) все свои старания в избранном им промысле направляет на то, чтобы продукт его труда имел наибольшую ценность, он стремится извлечь пользу лишь для себя и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука к цели, о которой он не имел никакого понятия. Народ не терпит никакого убытка от того, что не входило в его намерения. Часто, преследуя свой собственный интерес, он поступает в интересах общества намного эффективнее, как если бы он действительно имел в виду эти интересы. Я никогда не видел, чтобы люди, занимающиеся делом ради, как они утверждают, всеобщего блага, добились чего-либо хорошего».
Вопросы:
1. На примере вышеприведенного текста расскажите о взглядах Смита по поводу связи между своекорыстием и общественной пользой. Выразите собственную позицию по отношению к мнению Смита.
2. Почему, как считает Смит, «чистая» рыночная экономика функционирует оптимально?
Кейс 2. Изучите отрывок из статьи Газизуллина Ф.Г., Сюрковой С.М. «Экономической таблице Франсуа Кенэ – 250 лет» (Проблемы современной экономики. 2008. №1. С. 361-362) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [9]
В 1758 году была опубликована работа Франсуа Кенэ «Экономическая таблица». Интересен тот факт, что ее непосредственно набирал в типографии сам король Франции – Людовик XV.
Прошедшие два с половиной столетия не то, чтобы принизили историческое место этого экономического труда в науке и социальной практике. Напротив, время все точнее раскрывает и подтверждает гениальность содержащихся в «Таблице» идей и положений.
Основоположником же теории воспроизводства материальных благ и услуг фактически является Франсуа Кенэ. Он первым ввел в научный оборот сам термин «воспроизводство». По мнению Кенэ, условием существования и развития человечества выступает наличие в его распоряжении материальных ценностей. Последние добываются трудом, создаются в процессе производства.
Также как не может быть прервано потребление, так не может быть прервано и производство. В таком качестве последнее выступает как воспроизводство. Оно бывает простым и расширенным. Первое связано с экстенсивным развитием экономики, а второе – с интенсивным. И структура воспроизводства, и его виды, и типы экономического роста, и их содержание, с переходом общества от индустриального к постиндустриальному, информационному этапу экономического развития, к созданию инновационной, институциональной экономики, претерпевают существенные изменения.
Вопросы:
1. В чем выражается суть концепции воспроизводства общественного продукта Франсуа Кенэ, содержание его «Экономической таблицы»? Что придает ей инновационный характер?
2. Почему «Экономическая таблица» Ф. Кенэ рассматривается в истории экономических учений как первая модель макроэкономического анализа? Ответ обоснуйте.
Кейс 3. Изучите отрывок из статьи Челюбеевой Ю.В. «Безработица как фактор экономической нестабильности глазами АдамаСмита» (Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 10) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи.) [37]
Состояние рынка труда, по мнению А. Смита, значительно улучшится, если основное налоговое бремя ляжет на состоятельные классы. Однако это чревато для экономики, ведь облегчение налогового бремени для рабочих повысит их заработную плату, уровень жизни их семей, с одной стороны, и уменьшит спрос на их труд - с другой. В этой ситуации неизбежно повышение уровня безработицы: «Подобный налог должен во всех случаях вести к повышению заработной платы рабочих или к уменьшению спроса на них». Таким образом, правильная налоговая политика освободит народ «от некоторых наиболее отяготительных налогов. от налогов, какими обложены предметы необходимости или промышленное сырье. Бедный труженик получит, таким образом, возможность жить лучше, работать дешевле и посылать свои изделия на рынок по более дешевой цене. Дешевизна его изделий увеличивает спрос на них, а, следовательно, на труд тех. кто производит их. Такое увеличение спроса на труд увеличит численность и улучшит условия жизни трудящихся бедняков».
Вопросы:
1. Какие причины безработицы выделяет А. Смит? Различны ли причины того периода времени и современности?
2. Какие виды безработицы выделяет А. Смит? Какие виды профессий он к ним относит?
3. Какие товары стоит включать в потребительскую корзину по мнению А. Смита? Какова структура и экономическая сущность потребительской корзины на современном этапе?
4. Влияние налогового бремени на рынке труда.
Кейс. 4. Изучите отрывок из статьи Рафиковой А.Ф. «Эволюция подходов к определению земельной ренты» (Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5. Экономика. Вып. 25. С. 60-66.) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [31]
Проблема земельной ренты привлекала внимание учёных во все времена. Рента возникла на заре становления человеческого общества; вместе с появлением и развитием отношений земельной собственности. К единому мнению о том, что такое земельная рента, человеческая цивилизация ещё не пришла, хотя этот вопрос существует ровно столько, сколько существует земельная собственность. На каждом этапе своего развития при любой экономической формации люди стремятся объяснить понятие земельной ренты. Как показывает исторический опыт, эти объяснения были односторонними, учитывали только одни факторы и не объясняли всей природы земельной ренты.
Первые догадки о существовании земельной ренты были выдвинуты ещё в древности Аристотелем (384–322 г. до н.э). В древней Греции неправильное распределение земли считалось основной причиной социальных кризисов.
Наиболее полное, системное изложение проблем земельной ренты, её сущности и происхождения дала школа классической политической экономии. Один из родоначальников этой школы англичанин Уильям Петти (1623–1687 гг.) развивал учение о ренте согласно собственной теории стоимости как между стоимостью земледельческих продуктов и издержек производства.
Вопросы:
1. Сравните различные теории земельной ренты (У. Петти и А. Смит), выделив сходство и различие.
2. Какие факторы являются главными при формировании земельной ренты в период классической политической экономии и на современном этапы?
3. Какова взаимосвязь между земельной рентой и стоимостью капитала?
Творческие задания
1. Проанализируйте доказательства А. Смита и Д. Рикардо, которыми они подкрепили свои выводы: «Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества» (А. Смит), «Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе» (Д. Рикардо). Дайте свою оценку взглядов А. Смита и Д. Рикардо.
2. Почему А. Смит считал, что погоня за прибылью и свободная торговля – это деятельность, выгодная всему обществу?
3. Почему политэкономию времен Д. Рикардо называли «мрачной наукой»?
Тестовые задания
1. Труд «Размышления о создании и распределении богатств»:а) Ф. Кенэ;б) А. Тюрго;в) А Смиту;г) Д. Рикардо.2. Перечислите основные принципы налогообложения, выделяемые физиократами:а) налогообложение является источником дохода;б) наличие соотношения между налогами и доходами;в) издержки взимания налогов не должны обременять.3. Какой труд считал производительным А. Смит?
а) труд, затраченный на добычу золота и серебра.
б) труд, затраченный в сельском хозяйстве, который создает чистый продукт.
в) труд, затраченный в любой отрасли производства.
4. Какие из определений заработной платы принадлежат Смиту:а) заработная плата – это превращенная форма стоимости и цены рабочей силы;б) заработная плата – это минимум средств существования рабочего;в) заработная плата – это плата за труд;г) заработная плата – это цена труда?5. Что хотел выразить У. Петти фразой «Труд — отец богатства, земля — его мать»?
а) Стоимость создается трудом, а полезность (потребительная стоимость) — природой;
б) Стоимость (доход) создается и трудом, и природой;
в) Полезность (потребительная стоимость) создается и трудом, и природой;
г) Богатство — это золото. Оно создается и трудом, и природой;
д) Труд и природа являются источниками стоимости и потребительной стоимости.
6. В чем заключается дуализм (двойственность) теории стоимости А. Смита?
а) Стоимость определяется трудом и полезностью;
б) Стоимость определяется спросом и предложением;
в) Стоимость определяется затраченным трудом и трудом покупаемым;
г) Стоимость определяется затратами общественного и индивидуального труда.
7. Что имел в виду А. Смит, говоря о «невидимой руке», направляющей деятельность человека на достижение общественных целей?
а) Честь и гражданский долг человека;
б) Осознание объективной необходимости достижения общественных целей;
в) Рыночный механизм;
г) Законы спроса и предложения;
д) Закон конкуренции.
8. Что конкретно А. Смит понимал под «естественным порядком»:
а) Стихийное действие объективных экономических законов;
б) «Невидимую руку» рынка;
в) Своекорыстный интерес человека;
г) Государственное невмешательство;
д) Государственный механизм регулирования экономики.
9. В чем суть программы «естественной свободы» А. Смита?
а) Ликвидация государственной собственности на средства производства и замена ее частной;
б) Отмена остатков феодализма в экономике;
в) Отмена остатков правительственной регламентации экономике и торговле;
г) Отмена юридических законов в экономике.
10. Какая трактовка формирования стоимости принадлежит А. Смиту?
а) Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства.
б) Труд есть отец богатства, а земля - его мать.
в) Заработная плата, прибыль и рента суть три первичных источника как всякого дохода, так и всякой меновой стоимости.
г) Труд есть действительная мера меновой стоимости, единственное средство для сравнения стоимости различных товаров во все эпохи и всех странах.