Тема 1. Общественный сектор. Причины существования и функции.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоениядисциплины – сформировать у студентов комплексные представлений о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономических процессах в условиях доминирования рыночных отношений, а так же ознакомить студентов с финансовыми механизмами экономической активности государства в современном обществе
Задачи дисциплины:
- познакомить студентов со структурой общественного сектора экономики, принципами и закономерностями его функционирования;
- выявить экономические основы общественного выбора;
- рассмотреть механизм формирования доходов общественного сектора экономики и направления его расходов, воздействие налогообложения на доходы и распределение ресурсов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Экономика общественного сектора» Б1.В.ОД.3.относится к вариативной части Общепрофессионального модуля (М7)
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «микроэкономика»:
Знания: Категорий и инструментов экономической теории, а также общих закономерностей и особенностей функционирования современной экономики на микроуровне.
Умения: Анализировать во взаимосвязи, экономические процессы, явления и институты на микроуровне.
Владения: Приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей.
Из курса «макроэкономика»:
Знания: Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. Основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
Умения: Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели.
Владения: Методологией экономического исследования
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Налоговая система в РФ;
· Экономика России.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» студент должен приобрести следующие компетенции.
профессиональные компетенции:
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10)
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачетных единиц), из них 100 часов аудиторных.
· аудиторная – 3 часа в неделю в 6 семестре;
· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 6 семестре
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Семестр | ||
Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
контрольная работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к экзамену | ||
Вид промежуточного контроля | Экзамен | Экзамен |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Очная форма обучения
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||||
1. | Общественный сектор. Причины существования и функции. | 1,2,3 | Еженед. | Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3. | ||||||||
2. | Равновесие в общественном секторе. | 4,5 | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5. | ||||||||
3. | Экономические основы политичнского механизма в общественном секторе. | 6,7 | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7. | ||||||||
4. | Бюджетная политика и основы организации бюджетной системы. | 8,9, | Еженед. | Эссе – 8; Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9. | ||||||||
5. | Налоговый механизм и общественный сектор. | 10,11 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11. | ||||||||
6. | Структура общественных расходов и роль общественного сектора в распределении доходов | 12,13 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||||||
7. | Ценообразование в обещственном секторе. | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||||||||
8. | Институциональные формы организации обещственного сектора. Некоммерческие организации. | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1. | |||||||||
9. | Подготовка к экзамену | |||||||||||
Итого | Экзамен | |||||||||||
4.3.Содержание тем дисциплины
Темы контрольных работ
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ.
2. Общественный сектор как совокупность ресурсов экономики, предпосылки возникновения общественного сектора экономики.
3. Экономические функции государства и пути их реализации
4. Роль государства в определении прав собственности и их защите.
5. Внешние эффекты и пути их нейтрализации. Теорема Р. Коуза.
6. Спрос на общественные блага и их предложение. Равновесие в общественном секторе.
7. Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Теория общественного выбора.
8. Несостоятельность общественного выбора. Теорема К. Эрроу о невозможности.
9. Бюджетный механизм и механизм смешанного финансирования при определении равновесия в общественном секторе экономики
10. Практика лоббирования в разных странах.
11. Оценка налоговой системы в соответствии с критериями оптимизации.
12. Налоговая система. Стимулирующий и дестимулирующий эффекты налогообложения.
13. Общественные расходы и роль общественного сектора в распределении расходов.
14. Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов.
15. Современные системы общественного страхования.
16. Виды пенсионных систем и участие в них государства.
17. Ценообразование в общественном секторе.
18. Государственный бюджет как основное средство регулирования экономики.
19. Бюджетный дефицит и государственный долг как инструмент финансовой политики государства.
20. Бюджетный федерализм и эффективность бюджетной децентрализации.
21. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.
22. Оценка качества в непроизводственной сфере, основные критерии качества.
6.4. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Основные предпосылки появления общественного сектора экономики.
2. Характеристика общественных благ и их свойства.
3. Понятие совместного потребления, взаимозависимость свойств общественных товаров и услуг.
4. Абсолютные общественные блага, квазиобщественные блага.
5. Локальные и коллективные общественные блага.
6. Роль государства и рынка в развитии квазиобщественных благ.
7. Спрос на общественные блага.
8. Предложение общественных благ.
9. Оптимальное количество общественного блага. Анализ общественных издержек и общественных выгод.
10. Маржинальный анализ при определении оптимального количества общественного блага.
11. Проблема безбилетника и способы ее решения.
12. Выявление общественных предпочтений с помощью голосования.
13. Голосование как модель коллективного принятия решений.
14. Неэффективность механизма голосования и парадокс голосования.
15. Несостоятельность общественного сектора: пакетный выбор, группы специальных интересов и погоня за рентой.
16. Характеристика понятия лоббирования.
17. Государственный бюджет. Схема построения бюджета.
18. Консолидированный и расширенный бюджет. Бюджетные и внебюджетные доходы.
19. Бюджетная политика. Концепции бюджета (ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет). Концепция функционального финансирования.
20. Бюджетный дефицит (сущность, причины возникновения и способы покрытия).
21. Государственный долг.
22. Управление государственным долгом.
23. Понятие налога. Характеристика налоговой системы: налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговое бремя.
24. Классификация видов налогов (прямые и косвенные налоги). Прогрессивное, регрессивное и пропорциональное налогообложение.
25. Дифференциация налогового бремени (получение выгоды, платежеспособность)
26. Сферы действия налогов (налогообложение потребления и налогообложение заработков). Избыточное налоговое бремя.
27. Характеристика понятия «общественные расходы». Формы общественных расходов.
28. Перераспределение ресурсов из производства индивидуальных благ в общественный сектор экономики. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.
29. Общественное страхование. Взаимосвязь социальной помощи общественного и частного страхования.
30. Оценки затрат в частном и общественном секторе. Основные критерии рациональности общественных расходов: экономичность, производительность, результативность.
31. Альтернативная стоимость и корректировка рыночных цен.
32. Оценка неосязаемых благ.
33. Понятие и сущность бюджетного федерализма. Бюджетная децентрализация.
34. Критерии эффективности бюджетного федерализма. Теория о децентрализации.
35. Коммерческие и некоммерческие предприятия, действующие в общественном секторе.
36. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
37. Некоммерческие организации и их виды.
38. Функции некоммерческих организаций.
39. Критерии эффективности деятельности некоммерческих организаций.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1.Экономика общественного сектора [Текст]: учебник для академического бакалавриата по экономическим направлениям и специальностям [Гриф УМО] / [Л. И. Якобсон и др.] ; под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 557, [1] с. : ил., табл. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9916-4829-5 (в пер.): 726.99 р.Соответствует ФГОС ВПО ББК У201-01я73-1 |
2. Восколович, Нина Александровна. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник для вузов [Гриф Учебно-методического центра "Профессиональный учебник"] / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под ред. Н. А. Восколович. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 367 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15499. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС IPRbooks: требуется авторизация пользователя. - Библиогр. в подстроч. ссылках. -ISBN 978-5-238-01474-6 (в пер.) :
3. Дубынина, Анна Валерьевна. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / А. В. Дубынина. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 117, [2] с. : ил., табл. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/55372/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр. в конце гл., в подстроч. ссылках. - ISBN 978-5-279-03558-8 : 598.00 р.В прил.: Ответы на тесты
Дополнительная литература:
1. Экономика общественного сектора / Под ред. Михалкиной Е.В. – М.: Дашков и Ко, 2014 – 336с.
2. Экономика общественного сектора / Под ред.Л.И. Якобсона, М.Г.Колосницыной. - М.: Юрайт, 2014 – 558с.
3. Экономика общественного сектора / Под ред.П.В Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: ИНФРА-М, 2010 – 763с.
4. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2009 – 427с.
5. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. - М.: Дело и Сервис, 2001 – 768с.
6. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.
7. Экономика общественного сектора / Под ред. проф. Е.Н. Жильцова, проф. Ж.-Д. Лафея. - М.: ТЕИС, 2005 – 128с.
8. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. - М.: Юрист, 2002 – 320с.
9. Якобсон Л. И. Общественный сектор рыночной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000 - 560с.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации данной учебной дисциплины осуществляется использование следующей материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Экономика общественного сектора»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоениядисциплины – сформировать у студентов комплексные представлений о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономических процессах в условиях доминирования рыночных отношений, а так же ознакомить студентов с финансовыми механизмами экономической активности государства в современном обществе
Задачи дисциплины:
- познакомить студентов со структурой общественного сектора экономики, принципами и закономерностями его функционирования;
- выявить экономические основы общественного выбора;
- рассмотреть механизм формирования доходов общественного сектора экономики и направления его расходов, воздействие налогообложения на доходы и распределение ресурсов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Экономика общественного сектора» Б1.В.ОД.3.относится к вариативной части Общепрофессионального модуля (М7)
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «микроэкономика»:
Знания: Категорий и инструментов экономической теории, а также общих закономерностей и особенностей функционирования современной экономики на микроуровне.
Умения: Анализировать во взаимосвязи, экономические процессы, явления и институты на микроуровне.
Владения: Приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей.
Из курса «макроэкономика»:
Знания: Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. Основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
Умения: Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели.
Владения: Методологией экономического исследования
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Налоговая система в РФ;
· Экономика России.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» студент должен приобрести следующие компетенции.
профессиональные компетенции:
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10)
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачетных единиц), из них 100 часов аудиторных.
· аудиторная – 3 часа в неделю в 6 семестре;
· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 6 семестре
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Семестр | ||
Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
контрольная работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к экзамену | ||
Вид промежуточного контроля | Экзамен | Экзамен |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Очная форма обучения
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||||
1. | Общественный сектор. Причины существования и функции. | 1,2,3 | Еженед. | Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3. | ||||||||
2. | Равновесие в общественном секторе. | 4,5 | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5. | ||||||||
3. | Экономические основы политичнского механизма в общественном секторе. | 6,7 | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7. | ||||||||
4. | Бюджетная политика и основы организации бюджетной системы. | 8,9, | Еженед. | Эссе – 8; Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9. | ||||||||
5. | Налоговый механизм и общественный сектор. | 10,11 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11. | ||||||||
6. | Структура общественных расходов и роль общественного сектора в распределении доходов | 12,13 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||||||
7. | Ценообразование в обещственном секторе. | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||||||||
8. | Институциональные формы организации обещственного сектора. Некоммерческие организации. | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1. | |||||||||
9. | Подготовка к экзамену | |||||||||||
Итого | Экзамен | |||||||||||
4.3.Содержание тем дисциплины
Тема 1. Общественный сектор. Причины существования и функции.
Экономика общественного сектора. Специфика дсциплины в рамках общетеоретических представлений о рыночной системе. Основные предпосылки появления общественного сектора экономики: несостоятельность рынка, экономическая роль государства.
Общественный сектор как совокупность ресурсов экономики. Общественный сектор и теория прав собственности. Классификация прав собственности А. Оноре. Определение прав собственности и их защита как функции государства. Право принуждения как эксклюзивное право государства.
Внешние эффекты или экстерналии. Пути решения проблем, связанных с внешними эффектами. Теорема Р. Коуза. Неполнота информации как фактор ограничивающий возможности использования русерсов.
Характеристика общественных благ и их свойства. Понятие совместного потребления, взаимозависимость свойств общественных товаров и услуг. Чистые и смешанные общественные блага. Локальные и коллективные общественные блага. Квазиобщественные блага.