Тема 1. Общественный сектор. Причины существования и функции.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоениядисциплины – сформировать у студентов комплексные представлений о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономических процессах в условиях доминирования рыночных отношений, а так же ознакомить студентов с финансовыми механизмами экономической активности государства в современном обществе

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов со структурой общественного сектора экономики, принципами и закономерностями его функционирования;

- выявить экономические основы общественного выбора;

- рассмотреть механизм формирования доходов общественного сектора экономики и направления его расходов, воздействие налогообложения на доходы и распределение ресурсов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Экономика общественного сектора» Б1.В.ОД.3.относится к вариативной части Общепрофессионального модуля (М7)

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «микроэкономика»:

Знания: Категорий и инструментов экономической теории, а также общих закономерностей и особенностей функционирования современной экономики на микроуровне.

Умения: Анализировать во взаимосвязи, экономические процессы, явления и институты на микроуровне.

Владения: Приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей.

Из курса «макроэкономика»:

Знания: Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. Основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

Умения: Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели.

Владения: Методологией экономического исследования

современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Налоговая система в РФ;

· Экономика России.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» студент должен приобрести следующие компетенции.

профессиональные компетенции:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10)

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачетных единиц), из них 100 часов аудиторных.

· аудиторная – 3 часа в неделю в 6 семестре;

· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 6 семестре

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр
Всего зачетных единиц (часов)
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия    
лабораторные работы    
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа  
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля Экзамен Экзамен

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Очная форма обучения

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общественный сектор. Причины существования и функции. 1,2,3 Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
2. Равновесие в общественном секторе. 4,5 Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5.
3. Экономические основы политичнского механизма в общественном секторе. 6,7 Еженед. Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7.
4. Бюджетная политика и основы организации бюджетной системы. 8,9, Еженед. Эссе – 8; Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9.
5. Налоговый механизм и общественный сектор. 10,11 Еженед. Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11.
6. Структура общественных расходов и роль общественного сектора в распределении доходов 12,13 Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Ценообразование в обещственном секторе. Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
8. Институциональные формы организации обещственного сектора. Некоммерческие организации. Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
9. Подготовка к экзамену            
Итого   Экзамен
                         


4.3.Содержание тем дисциплины

Темы контрольных работ

1. Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ.

2. Общественный сектор как совокупность ресурсов экономики, предпосылки возникновения общественного сектора экономики.

3. Экономические функции государства и пути их реализации

4. Роль государства в определении прав собственности и их защите.

5. Внешние эффекты и пути их нейтрализации. Теорема Р. Коуза.

6. Спрос на общественные блага и их предложение. Равновесие в общественном секторе.

7. Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Теория общественного выбора.

8. Несостоятельность общественного выбора. Теорема К. Эрроу о невозможности.

9. Бюджетный механизм и механизм смешанного финансирования при определении равновесия в общественном секторе экономики

10. Практика лоббирования в разных странах.

11. Оценка налоговой системы в соответствии с критериями оптимизации.

12. Налоговая система. Стимулирующий и дестимулирующий эффекты налогообложения.

13. Общественные расходы и роль общественного сектора в распределении расходов.

14. Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов.

15. Современные системы общественного страхования.

16. Виды пенсионных систем и участие в них государства.

17. Ценообразование в общественном секторе.

18. Государственный бюджет как основное средство регулирования экономики.

19. Бюджетный дефицит и государственный долг как инструмент финансовой политики государства.

20. Бюджетный федерализм и эффективность бюджетной децентрализации.

21. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.

22. Оценка качества в непроизводственной сфере, основные критерии качества.

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные предпосылки появления общественного сектора экономики.

2. Характеристика общественных благ и их свойства.

3. Понятие совместного потребления, взаимозависимость свойств общественных товаров и услуг.

4. Абсолютные общественные блага, квазиобщественные блага.

5. Локальные и коллективные общественные блага.

6. Роль государства и рынка в развитии квазиобщественных благ.

7. Спрос на общественные блага.

8. Предложение общественных благ.

9. Оптимальное количество общественного блага. Анализ общественных издержек и общественных выгод.

10. Маржинальный анализ при определении оптимального количества общественного блага.

11. Проблема безбилетника и способы ее решения.

12. Выявление общественных предпочтений с помощью голосования.

13. Голосование как модель коллективного принятия решений.

14. Неэффективность механизма голосования и парадокс голосования.

15. Несостоятельность общественного сектора: пакетный выбор, группы специальных интересов и погоня за рентой.

16. Характеристика понятия лоббирования.

17. Государственный бюджет. Схема построения бюджета.

18. Консолидированный и расширенный бюджет. Бюджетные и внебюджетные доходы.

19. Бюджетная политика. Концепции бюджета (ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет). Концепция функционального финансирования.

20. Бюджетный дефицит (сущность, причины возникновения и способы покрытия).

21. Государственный долг.

22. Управление государственным долгом.

23. Понятие налога. Характеристика налоговой системы: налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговое бремя.

24. Классификация видов налогов (прямые и косвенные налоги). Прогрессивное, регрессивное и пропорциональное налогообложение.

25. Дифференциация налогового бремени (получение выгоды, платежеспособность)

26. Сферы действия налогов (налогообложение потребления и налогообложение заработков). Избыточное налоговое бремя.

27. Характеристика понятия «общественные расходы». Формы общественных расходов.

28. Перераспределение ресурсов из производства индивидуальных благ в общественный сектор экономики. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.

29. Общественное страхование. Взаимосвязь социальной помощи общественного и частного страхования.

30. Оценки затрат в частном и общественном секторе. Основные критерии рациональности общественных расходов: экономичность, производительность, результативность.

31. Альтернативная стоимость и корректировка рыночных цен.

32. Оценка неосязаемых благ.

33. Понятие и сущность бюджетного федерализма. Бюджетная децентрализация.

34. Критерии эффективности бюджетного федерализма. Теория о децентрализации.

35. Коммерческие и некоммерческие предприятия, действующие в общественном секторе.

36. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

37. Некоммерческие организации и их виды.

38. Функции некоммерческих организаций.

39. Критерии эффективности деятельности некоммерческих организаций.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1.Экономика общественного сектора [Текст]: учебник для академического бакалавриата по экономическим направлениям и специальностям [Гриф УМО] / [Л. И. Якобсон и др.] ; под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 557, [1] с. : ил., табл. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9916-4829-5 (в пер.): 726.99 р.Соответствует ФГОС ВПО ББК У201-01я73-1

2. Восколович, Нина Александровна. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник для вузов [Гриф Учебно-методического центра "Профессиональный учебник"] / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под ред. Н. А. Восколович. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 367 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15499. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС IPRbooks: требуется авторизация пользователя. - Библиогр. в подстроч. ссылках. -ISBN 978-5-238-01474-6 (в пер.) :

3. Дубынина, Анна Валерьевна. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / А. В. Дубынина. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 117, [2] с. : ил., табл. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/55372/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр. в конце гл., в подстроч. ссылках. - ISBN 978-5-279-03558-8 : 598.00 р.В прил.: Ответы на тесты

Дополнительная литература:

1. Экономика общественного сектора / Под ред. Михалкиной Е.В. – М.: Дашков и Ко, 2014 – 336с.

2. Экономика общественного сектора / Под ред.Л.И. Якобсона, М.Г.Колосницыной. - М.: Юрайт, 2014 – 558с.

3. Экономика общественного сектора / Под ред.П.В Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: ИНФРА-М, 2010 – 763с.

4. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2009 – 427с.

5. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. - М.: Дело и Сервис, 2001 – 768с.

6. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.

7. Экономика общественного сектора / Под ред. проф. Е.Н. Жильцова, проф. Ж.-Д. Лафея. - М.: ТЕИС, 2005 – 128с.

8. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. - М.: Юрист, 2002 – 320с.

9. Якобсон Л. И. Общественный сектор рыночной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000 - 560с.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации данной учебной дисциплины осуществляется использование следующей материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Экономика общественного сектора»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоениядисциплины – сформировать у студентов комплексные представлений о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономических процессах в условиях доминирования рыночных отношений, а так же ознакомить студентов с финансовыми механизмами экономической активности государства в современном обществе

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов со структурой общественного сектора экономики, принципами и закономерностями его функционирования;

- выявить экономические основы общественного выбора;

- рассмотреть механизм формирования доходов общественного сектора экономики и направления его расходов, воздействие налогообложения на доходы и распределение ресурсов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Экономика общественного сектора» Б1.В.ОД.3.относится к вариативной части Общепрофессионального модуля (М7)

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «микроэкономика»:

Знания: Категорий и инструментов экономической теории, а также общих закономерностей и особенностей функционирования современной экономики на микроуровне.

Умения: Анализировать во взаимосвязи, экономические процессы, явления и институты на микроуровне.

Владения: Приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей.

Из курса «макроэкономика»:

Знания: Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. Основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

Умения: Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели.

Владения: Методологией экономического исследования

современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Налоговая система в РФ;

· Экономика России.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» студент должен приобрести следующие компетенции.

профессиональные компетенции:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10)

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачетных единиц), из них 100 часов аудиторных.

· аудиторная – 3 часа в неделю в 6 семестре;

· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 6 семестре

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр
Всего зачетных единиц (часов)
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия    
лабораторные работы    
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа  
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля Экзамен Экзамен

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Очная форма обучения

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общественный сектор. Причины существования и функции. 1,2,3 Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
2. Равновесие в общественном секторе. 4,5 Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 5.
3. Экономические основы политичнского механизма в общественном секторе. 6,7 Еженед. Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7.
4. Бюджетная политика и основы организации бюджетной системы. 8,9, Еженед. Эссе – 8; Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9.
5. Налоговый механизм и общественный сектор. 10,11 Еженед. Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11.
6. Структура общественных расходов и роль общественного сектора в распределении доходов 12,13 Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Ценообразование в обещственном секторе. Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
8. Институциональные формы организации обещственного сектора. Некоммерческие организации. Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
9. Подготовка к экзамену            
Итого   Экзамен
                         

4.3.Содержание тем дисциплины

Тема 1. Общественный сектор. Причины существования и функции.

Экономика общественного сектора. Специфика дсциплины в рамках общетеоретических представлений о рыночной системе. Основные предпосылки появления общественного сектора экономики: несостоятельность рынка, экономическая роль государства.

Общественный сектор как совокупность ресурсов экономики. Общественный сектор и теория прав собственности. Классификация прав собственности А. Оноре. Определение прав собственности и их защита как функции государства. Право принуждения как эксклюзивное право государства.

Внешние эффекты или экстерналии. Пути решения проблем, связанных с внешними эффектами. Теорема Р. Коуза. Неполнота информации как фактор ограничивающий возможности использования русерсов.

Характеристика общественных благ и их свойства. Понятие совместного потребления, взаимозависимость свойств общественных товаров и услуг. Чистые и смешанные общественные блага. Локальные и коллективные общественные блага. Квазиобщественные блага.

Наши рекомендации