Билет № 8. Ценовая эластичность спроса и предложения.
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
I. Эластичность спроса по цене
Эластичность по цене показана реакцией производителя и покупателя на изменение цены.
Спрос эластичен, когда даже небольшое изменение цены приводит к значительному изменению величины спроса (величина спроса изменяется в большее число раз, чем изменилась цена).
Спрос неэластичен, когда большие изменения цены приводят к незначительным изменениям величины спроса (величина спроса изменяется в меньшее число раз, чем изменяется цена).
Спрос совершенно эластичен, когда по данной установленной цене можно продавать любое количество товара. Спрос исчезнет, если цена хоть немного изменится.
Спрос совершенно неэластичен, когда изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса.
Спрос обладает единичной эластичностью, когда при одинаковых абсолютных изменениях цен ( P) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса ( Qd), то есть Q/ P = const.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:
1) наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос;
2) степень необходимости данного товара для потребителя. Чем больше потребность в товаре, тем ниже эластичность спроса него;
3) доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на товар, тем эластичнее спрос;
4) фактор времени: как правило, спрос более эластичен в длительном периоде.
II. Эластичность предложения по цене
Предложение эластично, когда величина предложения изменяется в большее число раз, чем изменилась цена.
Предложение неэластично, когда величина предложения изменяется в меньшее число раз, чем изменяется цена.
Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене:
1) фактор времени: в краткосрочном периоде предложение совершенно неэластично, в среднесрочном- неэластично, в долгосрочном- эластично;
2) наличие или отсутствие резервов производства;
3) характер и тип производимого товара или услуги (если на производство товара требуется длительное время – предложение будет неэластично);
4) наличие или отсутствие запасов готовой продукции.
Практическое применение эластичности:
1) анализ эластичности спроса производится на уровне фирм: чем выше эластичность спроса – тем опаснее увеличивать цену на производимый товар.
2) теория эластичности учитывается при разработке налоговой политики государства. Косвенные налоги включаются в цену товара – ими можно облагать товары с низкой эластичностью спроса по цене (табачные товары, алкогольная продукция).
Билет № 9. Основные типы рыночных структур (типы конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)
Билет № 10. Понятие инфляции и причины её возникновения. Виды инфляции.