Семинар «Анализ основных режимов прав собственности»
1. Общая собственность (свободный доступ). Эффект распыления ренты. Трагедия общей собственности.
2. Коммунальная собственность. Проблема принятия решений. Оптимальный размер группы. Работы Э. Остром.
3. Частная собственность. Факторы, определяющие распространения частной собственности. Государственная собственность.
Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение следующим терминам (понятиям): права собственности, внешние эффекты (экстерналии), интернализация экстерналий, пучок прав собственности, теорема Коуза, спецификация прав собственности, «размывание» прав собственности, рентоориентированное поведение.
2. Приведите пример отрицательного внешнего эффекта, который: а) проявляется в тот момент, когда осуществляется создающая его деятельность, и затрагивает небольшое число лиц; б) проявляется по прошествии определенного времени и затрагивает большое количество людей.
3. Объясните, как плата за пробки на дорогах в Лондоне, когда водители автомобилей, въезжающих в центральную часть Лондона в рабочее время, должны уплачивать по 5 фунтов, может быть оптимальной политикой для управления загрязнением окружающей среды и пробками на дорогах.
4. Составить краткий конспект работы Р. Коуза «Маяк в экономической теории»/ Коуз Р. Фирма, рынок, право. М., 2007 или С. Ландсбурга «О медицине и конфетах, поездах и искрах» // Ландсбург С. Экономист на диване. Экономическая наука и повседневная жизнь. М., 2012.
5. Ваш сосед по дачному участку посадил быстрорастущую разновидность тополя. Дерево стало затенять Ваш участок, на котором Вы выращиваете клубнику. Для разрешения конфликтной ситуации Вы предпримите следующие действия: а) обратитесь в местный суд; б) подбросите соседу на участок пробирку с личинками тополиной моли; в) вежливо попросите спилить дерево; г) договоритесь о компенсации соседу (ведро своей клубники), если он спилит дерево; д) махнете рукой на выращивание своей клубники. Какой из указанных пунктов предполагает наиболее рациональный путь разрешения конфликта с точки зрения теории прав собственности?
6. Как Вы думаете, каким образом будет использоваться участок плодородной земли, доступ к которому не ограничен, - как пастбище для скота или с целью выращивания фруктового сада? Аргументируйте Вашу точку зрения.
7. Сравните трагедию общедоступной собственности и «трагедию антиобщедоступной собственности». Приведите пример «трагедии антиобщедоступной собственности».
8. Реферирование научных статей по теме занятия («Журнал институциональных исследований», «Вопросы экономики» и др.).
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к семинару
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Подготовку к семинару начните с определения понятия «права собственности». Познакомьтесь с различными подходами к данному определению, узнайте, что о правах собственности говориться в континентальной и в англо-американской правовой традиции. Следует помнить, что подход экономической теории к правам собственности близок подходу англо-американской правовой традиции. Далее целесообразно рассмотреть возможность расщепления права собственности на отдельные правомочия, обременения, связанные с собственностью.
Второй большой блок проблем тесно связан с микроэкономикой и посвящен проблеме внешних эффектов и теореме Коуза. Для начала проработайте понятие «внешние эффекты», приведите конкретные примеры положительных и отрицательных экстерналий. Поразмышляйте о возможностях практического применения теоремы Коуза. Желательно познакомиться со статьями Р. Коуза «Проблема социальных издержек» и «Маяк в экономической теории».
В заключение необходимо остановиться на характеристике теорий возникновения прав собственности. При изучении наивной теории выясните, в чем состоят сильные и слабые стороны данной теории. Сравните между собой теорию рентоориентированного поведения и групп давления.
Семинар посвящен альтернативным режимам прав собственности. Последовательно изучая общедоступную, коллективную, частную и государственную формы собственности, выделяйте преимущества и недостатки каждой формы, выявите их влияние на поведение людей. Обратите внимание, что выбор режима собственности должен основываться на их сравнении между собой с точки зрения возникающих при этих режимах трансакционных издержках.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как экономическая теория определяет права собственности и в чем отличие этого подхода от юридического определения прав собственности?
2. Что такое «размывание» прав собственности? Что является причиной «размытых» прав собственности?
3. Что такое пучок прав собственности? Поясните связь между теми правомочиями, которые входят в пучок прав собственности на актив, и ценностью этого актива.
4. Какое решение проблемы внешних эффектов было предложено А. Пигу? Приведите аргументы Р. Коуза против «налога Пигу».
5. Как наивная теория прав собственности объясняет возникновение исключительных прав?
6. Почему при общем доступе к ограниченному ресурсу происходит его истощение? Какие способы противодействия этому явлению вам известны?