Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика

7.4.1. Структурные преобразования экономики

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоя­тельным суверенным государством, получив в наследство до­статочно развитую экономику с многоотраслевой структурой. Ведущую роль в ней играли отрасли специализации — маши­ностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и дерево­обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, живот­новодство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей в больших объемах вывозилась за пределы страны (ко­эффициент товарности превышал 0,3) для удовлетворения об­щесоюзных потребностей.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были разрушены, что привело к потере или значительному со­кращению рынков сбыта белорусских товаров, утрате дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В число актуальнейших выдвинулась проблема модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки в кон­тексте требований рыночной трансформации и мировых тен­денций развития.

В первые годы переходного периода структурные преобразо­вания осуществлялись стихийно, преимущественно путем кос­венного регулирования с применением монетаристских под­ходов (либерализация хозяйственной жизни, приватизация, жесткая денежно-кредитная политика), что не привело, одна­ко, к ожидаемому результату. Постепенно утвердилось мне­ние о необходимости использования инвестиционной состав­ляющей в качестве важнейшего рычага структурных преобра­зований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационной и инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности страны и мировой опыт.

В экономике Беларуси сложился ряд структурных дефор маций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возник­ших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребнос­тей производственных мощностей, больших объемах нереали­зованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолжен­ностей;

• наличие в структуре экономики значительного числа ма- териало- и энергоемких отраслей и производств, что в новых условиях хозяйствования привело к снижению эффективности производства, его зависимости от внешних поставок постоянно возрастающих в цене топливно-энергетических и сырьевых ре­сурсов;

• технологическое отставание производственной базы на­ционального хозяйства от экономически развитых европейских государств, высокий уровень физического и морального износа активной части основных средств вследствие недостатка инве­стиций не только для расширенного, но и простого их воспроиз­водства;

• не отвечающий современным реалиям уровень развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных с высокой долей добавленной стоимости производств.

В этих условиях стала очевидной необходимость: формиро­вания новой структуры национальной экономики в направле­нии роста ее наукоемкости и техновооруженности, экологиче­ской сбалансированности и энергоэффективности; перевода сис­темы управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечения на этой базе качественно новых стимулов иннова­ционного развития; завершения начатых институциональных преобразований; создания адекватной рыночным условиям сис­темы мотивации поведения предпринимателей и наемного пер­сонала, достижения радикального повышения уровня жизни населения; оптимального встраивания белорусской экономики в мировое хозяйство с использованием двух- и многосторонних связей.

Системный подход к решению проблемы структурной пере­стройки и повышению на ее основе конкурентоспособности на­циональной экономики означает, что недостаточно принять не­кий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли смо­жет оказать длительное устойчивое воздействие. Требуются обновление не только технологий и парка оборудования, но и воспроизводственной, отраслевой, региональной и организа­ционной структур экономики, а также внедрение экономиче­ских механизмов (инструментов), стимулирующих работу пред­приятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усо­вершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегио­нальные пропорции (между государственным и частным секто­рами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; про­мышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производя­щими товары и оказывающими услуги; между крупным и мел­ким бизнесом), оптимизировать пропорции в социально-эконо­мическом развитии областей и г. Минска, усилить социальную составляющую.

В решении перечисленных проблем важнейшая роль при­надлежит государству. Однако государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствова­ния, методами государственно-частного партнерства, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полно­ценного включения механизмов рыночной конкуренции и ком­мерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской эко­номики.

При определении направлений структурных преобразова­ний необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладности экономики, обеспечения равных усло­вий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• последовательной трансформации отношений собствен­ности, развития предпринимательства, либерализации всех ви­дов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приори­тетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры эконо­мики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

• приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, кон­курентоспособных, экспортоориентированных и импортозаме­щающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой до­лей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоратив­ные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-эко- номических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей сре­ды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем государственного регу­лирования и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экс­портоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), по­вышение уровня эффективности и конкурентоспособности эко­номики Беларуси в сравнении со странами — торговыми парт­нерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения сле­дующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре­следования», ориентированной на освоение конкурентоспособ­ной продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика Республики Беларусь должна пре­дусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комп­лексов и отраслей страны с учетом максимального использова­ния их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесооб­разно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании региональных фактор­ных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относят­ся специализированные отрасли и производства АПК (живот­новодство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревооб­рабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, про­мышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прог­рессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение систе­мы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприя­тий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. Предприятия этой группы могут привлекать ино­странные инвестиции на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, которые обла­дают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкуренто­способности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государ­ственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, до­рожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станко­строение, черная металлургия и легкая промышленность). Ос­новные направления структурной перестройки — модерниза­ция, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового обо­рудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологи­чески взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также выпуск технически совершен­ных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и произ­водства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высо­коквалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат че­ловеческого капитала группа. Она включает отрасли, разраба­тывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотем­пературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); произ­водства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого хими­ческого синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; пред­приятия по химическому и биологическому синтезу фармацев­тических средств, биологически активных соединений и пище­вых добавок, биологических средств питания и защиты расте­ний и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные ин­вестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дости­жения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, от­раслевые и территориальные корпоративные объединения в фор­ме транснациональных корпораций, финансово-промышлен­ных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производ­ства, научно-технические и финансовые структуры. Это обеспе­чит снижение издержек производства, привлечение инвести­ций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повы­шения конкурентоспособности продукции.

Особенности преобразований различных видов структуры экономики (воспроизводственная, отраслевая, технологическая и др.) определяются государственными программами структур­ной перестройки, научно-технического прогресса, отраслевыми программами и потребностями внутреннего и внешних рынков.

Воспроизводственная структура характеризует соотно­шение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии про­изводства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны (табл. 7.3).

Таблица 7.3. Структура валового выпуска благ и услуг Республики Беларусь (в текущих основных ценах), %90
Показатель Годы
Валовой выпуск товаров и услуг — всего 100,0 100,0 100.0
В том числе:      
промежуточное потребление 63,2 56,7 58,2
валовая добавленная стоимость 36,8 43,3 41.8

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии и других матери­альных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель матери­алоемкости продукции, на который существенно влияют при­меняемые техника и технологии производства, уровень подго­товки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потребле-

ш Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 303.

нием. Она является основой валового внутреннего продукта. Чем выше уровни технико-технологической базы производства и использования материальных ресурсов при прочих равных условиях, тем ниже доля промежуточного продукта и выше удельный вес ВВП, что свидетельствует об эффективности эко­номики. По объему производства ВВП на душу населения опре­деляется уровень социально-экономического развития страны.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на ко­нечное потребление, охватывающее домашние хозяйства, госу­дарственные учреждения, некоммерческие организации, об­служивающие домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижать­ся за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом рас­ходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобрете­ние потребительских товаров и услуг, платные услуги учрежде­ний образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения сокращаться не должны, но могут повы­шаться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по мере развития рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта вы­сокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетиче- ских ресурсов в ближайшие годы может иметь отрицательное значение, т.е. минус 2—3 % (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Структура использования ВВП Республики Беларусь (в текущих рыночных ценах). %91
Показатель Годы
Валовой внутренний продукт (исполь­зуемый) — всего 100,0 100,0 100,0
В том числе:      
конечное потребление 77,7 71,4 72,7
валовое накопление 25,8 27,9 41.2
чистый экспорт товаров и услуг -3,5 0,7 -13,9

" Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 319.


Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модерни­зацию экономики. Так, соотношение конечного потребления и валового накопления в структуре используемого ВВП в 2007 г. составляло: в Китае — 49,6 : 42,7; Индии — 66,5 : 36,9; Фран­ции — 79,8 : 22,1; Японии — 74,9 : 23,8; Германии — 74,7 : 18,3; Российской Федерации — 65,8 : 24,5.

К воспроизводственной примыкает так называемая инсти­туциональная структура*2, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. На 01.01.2011 г. доля государственной собствен­ности по первоначальной стоимости основных средств состав­ляла 54,3 %, частной — 44,2, иностранной — 1,5 % против со­ответственно 73,0, 26,8 и 0,2 % на 01.01.2001 г. Соотноше­ние секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких ви­дов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответ­ствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономи­ки является цикличность обновления технологии и отраслей. На циклический характер научно-технического и социально- экономического развития национальных экономик обращали внимание многие ученые. Основополагающие принципы цик­лического обновления отраслевой структуры были сформули­рованы, как уже отмечалось ранее, в работах И. Шумпетера. Материальную базу этих изменений составляют нововведения, несущие в отрасль технологический прогресс. Переход на но­вые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, тер­ритории.

Оценка структурных сдвигов производится с использовани­ем различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере

и В научной литературе используется также термин «социальная структура».

деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств. Изменение отраслевой структуры производства ВВП в стране приведено в табл. 7.5. (Отраслевая структура межотраслевых комплексов и внутриот­раслевые сдвиги анализируются в разделе 5.)

Таблица 7.5. Динамика структуры производства ВВП Республики Беларусь (в текущих ценах), %ш
Показатель Год
Валовой внутренний продукт — всего 100,0 100,0 100,0
В том числе:      
производство товаров 45,6 44.3 16,3
производство услуг 41,7 42,8 44.0
косвенно измеряемые услуги финан­сового посредничества -1,8 -1,1 -3,1
чистые налоги на продукты 14,5 14,0 12,8

Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в струк­туре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производствен­ном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов — первичное звено технологического сдвига. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, клас­теров изобретений и происходит с периодичностью в 8—10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных средств. Освоение нового технологического принципа форми­рует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80—100 лет.

Совокупность взаимосвязанных научно-технических нап­равлений, реализующих кластер базисных нововведений, обра-

Наши рекомендации