Социально-потребительский комплекс
Социально-потребительский комплекс включает в себя торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. В его отраслях работает более 20 % общей численности занятых в экономике Беларуси, производится примерно 15,0 % ВВП. В условиях рыночной экономики комплекс выступает как важнейший структурный элемент и механизм практической реализации социально-экономической политики государства. Его деятельность направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей людей в пище, одежде, жилище, на продление жизненного цикла товара, увеличение его полезности, предложение потребителям высокого качества товаров и услуг. Сегодня в денежных расходах населения около 88 % занимают покупка товаров и оплата услуг. Несмотря на единство целей и задач каждая из отраслей комплекса имеет свои особенности функционирования.
Торговля
Торговля (от англ. trade) — это форма товарного обращения, осуществляемого посредством денег. По месту купли-про- дажи различают внешнюю и внутреннюю торговлю. Внешняя — торговля товарами, продукцией, услугами между отдельными странами (в форме импорта, экспорта, транзита). Посредством внутренней торговли товарная продукция реализуется на внутреннем рынке страны.
Следует различать такие понятия, как торговля и торговая деятельность. Первая по своему содержанию является предпринимательской деятельностью обособившихся в самостоятельную отрасль посредников; вторая — процесс продвижения товаров от производителя к потребителю и их реализации за деньги.
Субъектами торговой деятельности могут быть торговые посредники (организации) любой ведомственной подчиненности и производители, осуществляющие фирменную торговлю. В настоящее время торговой деятельностью занимаются предприятия многих министерств и ведомств. Общее руководство отраслью возложено на Министерство торговли РБ.
Выделяют следующие виды торговой деятельности: оптовая (вид торговли, осуществляемый с целью последующего задействования товаров в предпринимательской деятельности и в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием); торгово-посредническая (деятельность организации, выполняющей функции посредника между производителями и конкретными продавцами); про изводственно-коммерческая (осуществляется фирменными магазинами и торговыми организациями, имеющими собственные производственные цехи); оптово розничная (осуществляется субъектами оптовой торговли, которые при наличии покупательского спроса, потребности в наличных средствах и свободных складских площадей могут производить и оптовую, и розничную продажу товаров своей специализации); розничная (вид торговли товарами народного потребления, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Формы торговой деятельности разнообразны и развиваются под воздействием изменений условий хозяйствования, потребностей человека и общества в целом, состояния потребительского рынка. Основными из них являются:
• комиссионная торговля (продажа в комиссионных магазинах товаров, принадлежащих гражданам);
• торговля на конкурсах (продажа товаров, представленных на конкурс, после его проведения);
• торговля на аукционах (продажа товаров с аукциона с повышением или понижением цены);
• торговля по образцам (осуществляется в виде заказов физических и юридических лиц на поставку товаров после ознакомления с их образцами. При этом преследуются также цели эффективного использования торговых и складских площадей);
• фирменная торговля (розничная торговля товарами собственного производства);
• торговля с использованием торговых автоматов (может осуществляться по товарам массового спроса, несложного ассортимента — кофе, чай, печенье, игрушки и др.). Развитие данной формы привело к возникновению нового вида бизнеса — вендинга (использование торговых автоматов, приспособленных для работы с кредитными картами, SMS и обычными деньгами);
• почтовая торговля (вид розничной торговли с использованием возможностей почтовой связи. Осуществляется путем продажи агентами, т.е. почтовыми работниками, заказанных с доставкой по почте товаров, предлагаемых промышленными, оптовыми, розничными организациями, потенциальным покупателям по каталогам, электронной почте, веб-сайтам);
• выездная торговля (выезд торговой организации с товарами и оборудованием для осуществления продажи в местах проведения массовых праздничных мероприятий, на ярмарках и т.д.);
• внемагазинная торговля (продажа товаров и услуг за физическими границами здания розничной организации);
• покупки через телевидение, киоски и CD ROM (электронная розничная торговля, осуществляемая как дополнительная продажа, инициируемая розничным продавцом через интерактивное телевидение, электронные киоски, компакт-диски);
• электронная торговля через Интернет (интегрированный подход к розничной торговле с использованием таргетиро- вания и интерактивного общения с каждым клиентом до момента покупки товара);
• торговля на рынках (продажа товаров на вещевых и продовольственных рынках);
• биржевая торговля (рынок, на котором совершаются сделки по покупке и продаже ценных бумаг, валюты и массовых заменимых товаров, в основном сырьевых);
• иные формы торговли, не запрещенные законодательством страны.
В отраслевой структуре внутренней торговли розничный сегмент занимает ведущее положение как по своему значению для национальной экономики, так и по числу субъектов, осуществляющих торговую деятельность, объемам продаж. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителя. Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим из них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения. Основные параметры развития розничной торговли приведены в табл. 5.26.
Таблица 5.26. Основные показатели развития розничной торговли Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах)74
|
7J Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 465 467. |
В том числе по ({юр- мам собственности: | ||||||||
государственная торговля | 12,3 | 65,8 | 24,9 | 15,8 | 12,4 | |||
частная торговля | 6.4 | 20 654 | 56 306 | 34,2 | 74,3 | 81,9 | 82,6 | |
из нее потребительская кооперация | 6,2 | 33,1 | 13,9 | 9,7 | 9,4 | |||
иностранная торговля | 0,8 | 2.3 | 5,0 | |||||
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. | 29,1 | 30.8 | 34,2 | 45.7 | ||||
Торговая площадь магазинов, тыс. м2 | — | |||||||
Товарные запасы на конец года, в днях |
* Данные в стоимостном выражении приведены с учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз). |
В 2006—2010 гг. высокими темпами продолжали расти общий объем розничного товарооборота (2,2 раза), товарооборот в расчете на душу населения (2,3 раза). Произошли позитивные изменения в структуре общего товарооборота: доля продовольственных товаров сократилась до 49,9 %, а непродовольственных превысила 50 %-ный рубеж. Улучшилась и структура потребления: население республики стало все больше покупать высококачественные продукты питания, возросли продажи сложно-технических товаров.
На рынке торговых услуг в этот период высокую эффективность продемонстрировали новые торговые форматы (супер- и гипермаркеты, торговые центры — дискаунтеры, электронные магазины и др.), изменившие структуру торговой сети, технологию ведения торговой деятельности всеми объектами, представления потребителей о культуре торговли. Активное преобразование торговой сети способствовало росту численности торговых работников, появлению в штатном расписании новых, заимствованных из зарубежной практики должностей, отражающих изменения в технологии торгового дела (трейдер — биржевой торговец; супервайзер — ответственный за производительность труда и другие действия небольшой группы сотрудников; менеджер по продажам — специалист, профессионально занимающийся торговой деятельностью; торговый агент, брокер, бренд-менеджер — специалисты по продвижению на рынок какой-либо марки товара (услуги); мерчандайзер и др.).
Наиболее сильное влияние на состояние рынка розничных торговых услуг оказали торговые сети, использующие инновационные технологии ведения торгового бизнеса. К их конкурентным преимуществам следует отнести: большие объемы продаж и высокую скорость оборота средств, широкий ассортимент товаров и новые технологии обслуживания, высокую покупательскую емкость сети, более низкие торговые затраты, а следовательно, и цены, относительно высокий уровень инвестиций и др.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии розничной торговли имеется и ряд нерешенных проблем, наличие которых свидетельствует о несбалансированности спроса и предложения по ассортименту, просчетах в нормативно-правовом обеспечении, управлении торговыми субъектами, установлении эффективных связей с поставщиками товарных ресурсов. Торговые организации старого типа (универсамы, продмаги, универмаги и др.) медленно и трудно осваивают инновационные торговые технологии (мерчандайзинг, категорийный менеджмент, торговые цепи, современное торгово-технологическое оборудование, стимулирование покупателей к совершению покупки и т.д.), а также технологии ведения торгового бизнеса.
Торговля практически не принимает участия в коммерциализации инноваций, научных идей и разработок. Маркетинговые исследования проводятся поверхностно, во многих организациях подобные подразделения отсутствуют; и не случайно доля принципиально новых продуктов в общей сумме товарных ресурсов составляет лишь 3 %. В торговле сезонными товарами и товарами критического импорта допускаются перебои. Промышленность почти не планирует производство брендовой продукции мирового уровня, аналоги завозятся в страну по импорту. В республике недостаточно производится обуви для детей, модельной женской, сезонной обуви, бытовой техники и многих других товаров. Имеются серьезные претензии к качеству продукции белорусских производителей.
По-прежнему не решены вопросы повышения рентабельности, платежеспособности торговых организаций. Если в 2006 г. рентабельность торговли составляла 3,1 % , то в 2010 г — 2,8 %. Это обусловливает недостаток финансовых ресурсов и инвестиций, низкую заработную плату в отрасли, отсутствие собственных оборотных средств. Из года в год увеличиваются товарные запасы (в 2000 г. обеспеченность ими составляла 36, в 2010 г. — 45 дней), замедляется товарооборачиваемость (особенно по одежде, верхнему трикотажу, чулочно-носочным изделиям, обуви, стройматериалам, парфюмерно-косметическим товарам, мясу, птице, колбасной и другой продукции), что приводит к замораживанию средств, вложенных в товарные ресурсы. Растут расходы по обслуживанию кредитов банков, кредиторская задолженность, штрафные санкции поставщикам за несвоевременные расчеты по поставкам.
Решению перечисленных и некоторых других проблем отрасли призвана служить реализация Концепции государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011—2015 годы, в соответствии с которой совершенствование деятельности торговой отрасли будет осуществляться по следующим направлениям:
1. В области формирования эффективного собственника к 2015 г. будут завершены работы по преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества, проведены необходимые действия по изысканию площадей для создания инновационных объектов торговли и обеспечению бесплатного доступа к информации о них широкого круга потенциальных инвесторов.
2. В области организации, учета и планирования произойдут изменения, обусловленные переходом с 1 января 2011 г. от системы классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к системе классификации видов экономической деятельности (ОКЭД), которая базируется на стандартной международной классификации видов деятельности. В новой классификации общественное питание вошло в состав секции Н: гостиницы и рестораны. Согласно ОКЭД (секция G), торговля страны включает в себя оптовую, розничную торговлю и услуги по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. Кроме того, Министерство торговли РБ будет регулировать деятельность субъектов, входящих в секцию О и оказывающих платные услуги населению.
Все это существенно меняет представление об объемах торговой деятельности, численности торговых объектов. Поэтому с 2011 г. раздельно планируются и учитываются показатели развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. Меняется и подход к оценке результативности торговой отрасли. Главной ее задачей на текущее пятилетие становится выполнение Программы социально-экономического развития Беларуси, в которой предусмотрен переход от количественных показателей оценки результатов к качественным. Товарооборот рассматривается уже не как основной прогнозный, а как показатель развития торговой деятельности и относится к косвенным индикативным инструментам планирования.
Прогнозными показателями социально-экономического развития по секции G (торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования) стали задания по размеру прямых иностранных инвестиций на «чистой» основе в долларах США, темп роста валовой добавленной стоимости, создание новых и модернизация действующих рабочих мест.
3. В области ценообразования предусмотрены сохранение государственного регулирования цен на ограниченный перечень товаров, продукцию организаций-монополистов, а также практики проведения еженедельного мониторинга цен на основные виды товаров. По всем другим товарным позициям цены будут формироваться и изменяться собственниками товаров самостоятельно с учетом действия экономических законов и складывающихся рыночных условий.
4. В перспективе предполагается совершенствование взаимоотношений с товаропроизводителями, поставщиками товаров, оптовиками. Работа будет направлена на внедрение в практику оправдавших себя за рубежом более привлекательных условий закупки и поставки товаров, рассрочки платежей, возмещения затрат на продвижение продукции, на проведение совместных уценок и других акций, обновление ассортимента, соблюдение стандартов качества, проведение ярмарок, сезонных распродаж и других мероприятий.
5. В области развития материально-технической базы тор говли предусмотрены меры по увеличению торговых площадей до 600 м2 в расчете на душу населения, применению разнообразных торговых форматов, введению в строй крупных торговых объектов, созданию условий для развития национальных торговых сетей, торгово-промышленных холдингов и других объединений.
Реализация намеченных мероприятий позволит приблизить уровень развития розничной торговли Республики Беларусь к европейским стандартам качества торгового обслуживания.
Общественное питание
Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищевой продукции населению через сеть специализированных предприятий (столовые, кафе, рестораны, бары, буфеты и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания, в том числе в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах. Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.
Развитие рыночных отношений в нашей стране сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением финансовой самостоятельности этих предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности. В мировом сообществе общественное питание под воздействием совокупности современных факторов стало принимать черты ресторанного бизнеса. Данная тенденция оказывает серьезное влияние и на организацию общественного питания в Беларуси.
Ресторанный бизнес — это сфера предпринимательской деятельности, связанная с организацией и управлением рестораном или иным предприятием общественного питания, направленная на удовлетворение имеющихся потребностей человека во вкусной, разнообразной и здоровой пище, а также получение прибыли. Данный вид бизнеса не является высокорентабельным, он нестабилен и подвержен множеству рисков. Средняя продолжительность жизненного цикла традиционного ресторана — 7 лет, кафе — 5 лет, несетевых фаст-фудов — 4 года. Но при этом ресторанный бизнес является частью национальной культуры и традиций, а следовательно, играет и будет играть значительную роль на потребительском рынке, в экономике страны и в жизни людей. Его дальнейшее развитие связано с расширением предоставляемых гостям услуг и освоением новых функций по организации развлечений и досуга. Поэтому в перспективе он будет развиваться как рынок ресторанно-раз- влекательного бизнеса. Эта тенденция уже ярко проявилась за рубежом и в России.
Ресторанно развлекательный бизнес в Беларуси де-факто представлен следующими типами и видами объектов:
• мобильные (различные передвижные и полустационарные точки, обеспечивающие питание людей на улице, т.е. «на ходу»);
• предприятия быстрого обслуживания (рестораны типа «Макдональдс»);
• рестораны и кафе столового типа (предприятия, имеющие линию раздачи для самообслуживания или зону самостоятельного набора пищи, а также расчетную зону);
• демократичные предприятия (рестораны, кафе, пиццерии, пивные рестораны);
• элитные рестораны класса «премиум», предприятия клубного типа;
• кейтеринговые предприятия (оказывающие выездные услуги гостеприимства и развлечений);
• комплексные развлекательные центры (питание, развлечения и торговое обслуживание);
• специализированные и диверсифицированные сети предприятий, холдинги.
Общественное питание в нашей стране имеет позитивную динамику (табл. 5.27). Так, доля товарооборота отрасли в общем объеме розничного товарооборота в 2010 г. составила 4,8 %. Темп его роста в 2006—2010 гг. сложился на уровне 255 %. При этом численность работников увеличилась на 10,5 %, а нагрузка на одного работника — на 38,8 %. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают организации с частной формой собственности (63,1 %). Более высокими темпами прирастает товарооборот в объектах со смешанной формой собственности без иностранного капитала и в чисто иностранных субъектах хозяйствования.
Таблица 5.27. Основные параметры развития общественного питания в Республике Беларусь75
|
75 Составлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 469, 478, 479; Розничная торговля Республики Беларусь / Минстат РБ. Минск, 2005. С. 111.
Структура товарооборота общественного питання по формам собственности — всего, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100.0 | |
В том числе: | |||||
государственная | 66,7 | 33,8 | 10,4 | 36,0 | -- |
частная | 33,3 | 65,9 | 59,1 | 63.1 | _ |
иностранная | _ | 0,3 | 0,5 | 0,9 | _ |
Количество объектов общественного питания — всего, тыс. | 13,8 | 8,7 | 10,5 | 12.0 | 114,3 |
Число мест — всего, тыс. | 932,1 | 631,2 | 687,7 | 741,0 | 107,7 |
Среднее число мест на одно предприятие | 67,5 | 72,9 | 65,5 | 61,8 | 94,4 |
Сохранилась положительная динамика и в развитии сети объектов общественного питания, чему способствовали как открытие новых ресторанов быстрого обслуживания, так и реконструкция действующих, объединение их в сеть. Следует отметить тот факт, что на белорусском рынке представлены и международные («Макдональдс»), и русско-белорусские (ИООО «БелРосинтер») сети. В целях совершенствования торгового обслуживания участников дорожного движения в республике за последнее пятилетие создано 240 объектов общественного питания придорожного сервиса.
Показатель обеспеченности местами в общедоступных объектах общественного питания составил 27,7 мест на 1000 жителей при нормативе социального стандарта 22 места и увеличился по сравнению с 2005 г. на 8,5 места.
В течение 2009—2010 гг. принят ряд нормативных правовых актов, позволяющих существенно упростить хозяйственную деятельность торговых объектов общественного питания. Им предоставлено право свободного формирования цен, параллельного проектирования и строительства новых точек; сняты ограничения по закупке товаров за наличный расчет на рынках; расширены критерии применения упрощенной системы налогообложения; упрощены санитарно-гигиенические требования и порядок заключения договоров аренды; отменено присвоение наценочных категорий и т.д.
Вместе с тем данная сфера деятельности остается высокорискованным бизнесом — ежегодно закрывается четверть объектов общественного питания из-за множества нерешенных проблем, снижающих конкурентоспособность отрасли. Важнейшие из них:
1. Не создана конкурентная среда, предоставляющая всем категориям населения в соответствии с их возможностями и потребностями варианты выбора объекта питания.
2. Количество общедоступных объектов общественного питания и мест в них значительно отстает от аналогичных параметров в развитых странах мира.
3. Наблюдается неравномерность размещения объектов отрасли по территории страны, так как большая их часть сосредоточена в столице и в областных центрах.
4. Недостаточно объектов общественного питания с белорусской кухней, узкоспециализированных, а также объектов быстрого обслуживания.
5. Серьезной проблемой остается культура обслуживания — достаточно распространенной является тенденция ухудшения качества обслуживания и блюд через определенный период времени после открытия объекта.
6. Отрасль испытывает постоянный недостаток в финансовых ресурсах — более половины ее организаций не имеют собственных оборотных средств; обновление основных средств происходит низкими темпами; недостаточная мотивация труда при возрастающих требованиях к персоналу приводит к текучести кадров.
Для решения данных проблем в ближайшей перспективе п редусмат риваются:
• дальнейшая либерализация условий ведения ресторанного бизнеса;
• развитие сети объектов общественного питания за счет активного использования возможностей первых этажей зданий, пустующих помещений, особенно в «спальных» районах, для открытия специализированных объектов (блинных, кофеен, детских кафе, сети пивных ресторанов, ресторанов быстрого обслуживания, ресторанов-пиццерий); объектов в торговых и развлекательных центрах, зонах основных транспортных магистралей, в местах массового пребывания людей; объектов ресторанного бизнеса с авторской кухней; кафе и ресторанов типа «фри-фло», в которых приготовление блюд осуществляется на глазах у потребителей. Благодаря этому норматив обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания достигнет к 2015 г. по республике 40 мест, в Минске — не менее 45 мест на 1 тыс. человек;
• внедрение современных технологий приготовления пищи на базе высокотехнологического и энергосберегающего оборудования, а также применения технологии шокового охлаждения кулинарной продукции;
• совершенствование организации питания учащейся молодежи, рабочих и служащих, направленное на качественное улучшение рационов питания и обеспечение его безопасности за счет использования продукции и сырья, не содержащих генетически модифицированных компонентов;
• развитие инфраструктуры торговых объектов придорожного сервиса, в том числе путем создания сетевых объектов, имеющих свой бренд, ориентированных на средний ценовой диапазон и предоставляющих комплекс услуг участникам дорожного движения;
• проведение аттестаций технологических пищевых лабораторий, обеспечение постоянного производственного, технологического контроля в объектах общественного питания и др.
К 2015 г. планируется рост розничного товарооборота общественного питания, в том числе на одного жителя республики, в 1,6 раза. Он будет обеспечиваться за счет наращивания сети и увеличения производительности труда работников. Предполагается создание более 2,3 тыс. новых рабочих мест.
Успешное и длительное функционирование объектов ресторанного бизнеса при ужесточении конкуренции невозможно без изучения и внедрения передовых зарубежных и отечественных технологий, оборудования, современных форм организации торгово-производственных процессов и обслуживания потребителей, работы с поставщиками, персоналом, выбора формата и концепции приготовления блюд, основанных на достижениях химии, физики, биологии. Поэтому важнейшим условием реализации поставленных задач должно стать, как свидетельствует опыт сетевого бизнеса, широкое внедрение инноваций во все сферы торгово-производственной деятельности.
Бытовое обслуживание
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. Материально-техническую базу отрасли составляют специализированные организации и предприятия, районные и городские комбинаты бытового обслуживания, в состав которых входят дома быта и сельские комплексные приемные пункты, рабочие места индивидуальных предпринимателей. Их деятельность во многом определяет повседневную жизнь граждан, позволяет им рационально распределять свое время, удлиняет жизненный цикл товара, приобретенного в торговле. Развитие отрасли способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества.
Для реализации государственной политики в сфере бытового обслуживания населения в 2000 г. Советом Министров Республики Беларусь на базе Белорусского республиканского союза предприятий бытового обслуживания населения, являвшегося добровольным объединением предприятий, организаций, ассоциаций, кооперативов, было создано Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения (ГО «Белбыт»). В 2001 г. функции органа государственного управления отраслью переданы Министерству торговли РБ.
Основные мероприятия по развитию бытового обслуживания, предусмотренные отраслевой программой, а также государственной программой возрождения и развития села на 2005— 2010 гг., выполнены. На долю отрасли приходится 14,0 % общего объема предоставляемых платных услуг (табл. 5.28); по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос в 2,6 раза, в то время как объем платных услуг в целом по экономике за этот период увеличился в 2,3 раза.
Таблица 5.28. Структура объема бытовых услуг населению (по видам) в Республике Беларусь. % к итогу76
|
Составлено но: Республика Беларусь в цифрах: крат. стат. сб. / Минстат РБ. Минск, 2005. С. 295 296; Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 483. 485. |
Доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению, % | 17,3 | 17,1 | 12,4 | 14,0 | — |
Объем бытовых услуг — всего | 100,0 | 100,0 | 100.0 | 100,0 | |
В том числе: ремонт и пошив обуви | 6.5 | 5,3 | 4,1 | 2,4 | |
ремонт и пошив одежды | 9,3 | 7,6 | 5,1 | 3,4 | _ |
ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 6.3 | 2,3 | 0,3 | 0,2 | — |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 6.8 | 6,1 | 4,7 | 4,0 | |
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования | 11,5 | 17,4 | 22,1 | 21,4 | |
изготовление и ремонт мебели | 1,5 | 2,6 | 5,1 | 3,7 | — |
химическая чистка и крашение | 0,8 | 1.5 | 1.2 | 0,9 | — |
услуги прачечных | 12,3 | 7,0 | 4,2 | 0,2 | _ |
ремонт и строительство жилья и других построек | 12,2 | 14,7 | 17,2 | 32,2 | — |
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий | 2,9 | 5,5 | 3,4 | 1,5 | — |
услуги бань и душевых | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,7 | _ |
услуги парикмахерских | 7Д | 10,2 | 12,5 | 11,7 | _ |
услуги организаций по прокату | 3,3 | 1,9 | 1,7 | 0,8 | — |
ритуальные и обрядные услуги | 6,3 | 7,3 | 8,6 | 8,6 | — |
прочие виды услуг | 11,4 | 8,8 | 7,9 | 7,3 | _ |
* С учетом деноминации 2000 г. (уменьшенне в 1000 раз). |
Из анализа данных таблицы очевидно, что в структуре бытовых услуг населению за рассматриваемый период произошли достаточно серьезные изменения. Существенно выросла доля технического обслуживания и ремонта транспортных средств, ремонта и строительства жилья, услуг парикмахерских, что однозначно свидетельствует о росте благосостояния населения.
Услуги в отрасли оказывают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Доля первых в общем объеме оказываемых услуг в 2010 г. составила 66 %. Вместе с тем из года в год сохраняется тенденция роста участия индивидуальных предпринимателей, особенно бурно она проявляется в Витебской (44 %), Могилевской (43) и Брестской (40 %) областях.
Сфера бытового обслуживания объединяет технологически разнородные производственные отраслевые группы. Национальный статистический комитет РБ вплоть до 2011 г. в составе бытовых услуг выделял 15 направлений, с вводом ОКЭД их остается 12.
В последние годы получили развитие как традиционные, так и новые (уборка квартир, мытье окон, обработка приусадебных участков, переработка сельскохозяйственного сырья, ремонт домов, дач, жилья, мебели) виды бытовых услуг. Расширено оказание дополнительных услуг в сельской местности с учетом их рентабельности, а также местных условий и уровня развития регионов. В результате выполнены нормативы государственных социальных стандартов в области бытового обслуживания населения как в целом по стране, так и в разрезе областей и административных районов.
Достижению положительных результатов в сфере бытового обслуживания населения способствовала государственная финансовая поддержка отрасли, осуществлявшаяся в виде субсидий из местных бюджетов; возмещения убытков от оказания услуг комплексными приемными пунктами бытового обслуживания населению в сельской местности; предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога па прибыль; приобретения за счет средств государства автотранспорта и технологического оборудования для организаций, оказывающих бытовые услуги населению; оказания помощи при ремонте сельских комплексных приемных пунктов.
Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в развитии системы бытового обслуживания населения, существует ряд проблем, препятствующих повышению качества и увеличению объема предоставляемых услуг. К таковым относятся:
• недостаточный уровень развития стационарной сети бытового обслуживания населения в районах массовых застроек, а также в сельской местности;
• слабость системы межтерриториальных связей организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению, что приводит к сложности реализации совместных проектов;
• недостаток квалифицированных кадров;
• низкая экономическая привлекательность занятия бизнесом в сфере бытовых услуг населению в сельской местности.
В целях решения перечисленных и иных проблем, а также для учета общемировых тенденций развития отрасли Концепцией реализации государственной политики в сфере бытового обслуживания населения на 2011—2015 годы предусмотрен комплекс мер, включающий:
• наращивание объемов реализации бытовых услуг, расширение их спектра, обеспечение их территориальной и ценовой доступности всем слоям населения, что обеспечит их рост в 1,9 раза;
• совершенствование инфраструктуры бытовых услуг, в том числе в сельской местности (предусмотрено открыть 2000 новых объектов, содействовать приспособлению для этих целей нежилых помещений в районах массовой жилой застройки; развивать сеть нестационарных объектов по оказанию отдельных видов бытовых услуг с учетом потребностей населения; отремонтировать 727 сельских комплексных приемных пунктов; открыть в торговых центрах, на рынках и других местах интенсивного потока потенциальных потребителей объектов типа «мультисервис»; улучшить взаимодействие с контрагентами и субъектами рынка бытовых услуг);
• повышение технического уровня предоставления бытовых услуг, внедрение и развитие их высокотехнологичных видов путем обновления прокатного фонда, приобретения и ремонта технологического оборудования, автомобилей для организации выездного обслуживания;
• развитие сервисных центров по обслуживанию рад