Отраслевая структура национальной экономики в системах ОКОНХ и ОКЭД
Процессы общественного воспроизводства распределены в пространстве и во времени, при этом каждый субъект экономики специализируется на производстве определенных видов продукции или услуг. В результате закрепления отдельных видов деятельности за конкретными экономическими субъектами формируется система разделения труда. Ее суть состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превышающих его собственные потребности, при одновременном отказе от производства другой, также необходимой данному производителю продукции.
Раз |
Различают отраслевое, территориальное и внутрифирменное разделение труда. На отраслевом уровне происходит выделение в общественном производстве основных сфер деятельности (промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг), которые в свою очередь дифференцируются на отдельные отрасли и подотрасли. Территориальное разделение труда закрепляет отдельные отрасли производства за определенными территориями. Его разновидностями являются районное, региональное и международное разделение труда. Внутри каждого предприятия — между цехами, участками, отдельными работниками — осуществляется внутрифирменное разделение труда, которое
по своей сути выражает технологическую последовательность превращения исходного материала в конечную продукцию.
В результате процессов отраслевого и территориального разделения труда сформирована сложная функциональная и территориально-производственная структура экономики Беларуси, включающая отдельные предприятия и организации, отрасли, регионы, межотраслевые хозяйственные комплексы. В краткосрочном периоде структура национальной экономики характеризуется стабильностью, в долгосрочном — постоянно преобразуется под воздействием факторов конкуренции, научно-тех- нического прогресса, изменения предпочтений потребителей и инвесторов, транснационализации, а также в результате целенаправленных структурных реформ. В ходе социально-экономического развития старые структуры замещаются новыми: финансово-промышленные группы и отраслевые концерны уступают место холдингам, сетевым структурам и стратегическим альянсам; появляются бизнес-инкубаторы, парки высоких технологий и региональные кластеры; создаются филиалы ТНК и корпорации с национальным капиталом.
Происходит также реорганизация самой системы отраслевого деления экономики на основе действующего отраслевого классификатора. С начала 2011 г. в стране введен Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо ранее действовавшего Общего классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). ОКЭД является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и базируется на методологии классификации видов экономической деятельности Европейского Союза (суть данного нормативного документа кратко описана в 2.2).
Можно выделить, как минимум, три причины перехода Беларуси на ОКЭД. Во-первых, аналогичные принципы классификации видов экономической деятельности уже давно используются странами с развитой рыночной экономикой, в том числе государствами — членами ЕС. Ранее предоставляемая Национальным статистическим комитетом РБ информация, обобщенная по методологии ОКОНХ, не соответствовала зарубежным классификаторам, что затрудняло межстрановые сопоставления статистических показателей. Данное обстоятельство создавало определенные трудности при взаимодействии с партнерами из этих стран, а также международными финансовыми организациями.
Во-вторых, партнеры Республики Беларусь по Таможенному союзу уже перешли к международному классификатору видов экономической деятельности. В Казахстане его внедрение в сфере отраслевой статистики произошло в 1998 г., а в целом по экономике — в 2000 г. В Российской Федерации переход к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) завершен в 2005 г. Формирование Таможенного союза, Единого экономического пространства, а в последствии и Евразийского союза требует от стран-участниц не только унификации таможенных и налоговых режимов, но также использования единых принципов отраслевой классификации.
В-третьих, ОКЭД в большей степени отвечает условиям рыночной экономики и инновационного развития. Данное обстоятельство следует рассмотреть более подробно, выделив важнейшие отличительные особенности классификатора.
Методология ОКЭД в значительной степени отличается от методологии ОКОНХ не только перечнем группировок и их содержанием, но прежде всего самим объектом классификации.
Классификационной единицей в ОКОНХ является состоящая на самостоятельном балансе организация, которая в зависимости от характера основного вида деятельности относится к какой-либо одной отрасли народного хозяйства. Отрасль же представляет собой совокупность организаций, производящих однородную продукцию. Недостаток данной классификации состоит в том, что отрасли народного хозяйства, сформированные по совокупности организаций, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности, как правило, включают наряду с основным видом деятельности и другие ее виды. Подобный принцип классификации приводит к искажениям действительной картины производства продукции в стоимостном выражении. Правильное отражение объемов производства продукции (товаров, услуг) возможно только при условии, когда отрасль формируется как совокупность однородных товаров и услуг, а не как общий объем произведенной продукции организациями конкретной отрасли, в связи с тем, что часть этой продукции может относиться к видам деятельности других отраслей. Внедрение ОКЭД позволяет решить данную проблему, так как в основе классификации лежат конкретные виды экономической деятельности, что позволяет группировать субъекты хозяйствования по «чистым» отраслям.
В ОКЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность субъектов хозяйствования; не делается различий между внутренней и внешней торговлей, поскольку такие критерии не имеют отношения к характеристикам самого вида деятельности.
Одно из наиболее значимых методологических отличий рассматриваемых классификаторов заключается в подходе к группировке видов деятельности.
Так, ОКОНХ делит все отрасли на сферу материального производства и непроизводственную сферу: в первой создается национальный продукт; во второй — отрасли экономики имеют только перераспределительный характер, т.е. в этой сфере не создаются ни продукты, ни первичный доход. Данный подход в целом противоречит постиндустриальной модели экономического развития, в рамках которой важнейшими источниками экономического роста являются наука и инновации, а доминирующей сферой экономики — сфера услуг, относимая в соответствии с прежней классификацией к нематериальному производству.
В ОКЭД виды деятельности распределяются на добывающие, обрабатывающие и предоставляющие услуги. Добывающими видами деятельности являются сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (секция А), рыболовство, рыбоводство (секция В) и горнодобывающая промышленность (секция С). К обрабатывающим относятся виды деятельности, связанные с обработкой сырья (секция D), производством и распределением электроэнергии, газа и воды (секция Е). Остальные виды деятельности (секции G—(?) считаются предоставляющими услуги. Строительство (секция F) занимает граничное положение между обрабатывающими и предоставляющими услуги видами деятельности, но в белорусском классификаторе условно отнесено к обрабатывающей промышленности.
В результате структурных преобразований и развития экономики появляются новые виды экономической деятельности, которые методологией ОКОНХ не предусматривались или практически не были представлены. В ОКЭД более подробно, с учетом современных экономических условий классифицируются финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, деятельность, связанная с вычислительной техникой, а также с предоставлением различных услуг потребителям. Всего в нем представлено более 1500 классификационных группировок (в ОКОНХ — около 750). Использование ОКЭД позволяет получать наиболее точную и объективную информацию по видам экономической деятельности в любом необходимом разрезе и учитывать происходящие в экономике преобразования.
При сравнении рассматриваемых классификаторов необходимо учитывать также то, что в ОКОНХ предусмотрен ряд отраслей, которые не имеют аналога в ОКЭД и распределяются в нем между видами экономической деятельности. Вместе с тем в ОКЭД представлены сводные группировки видов экономической деятельности, сформированные из различных отраслей по ОКОНХ. Следует отметить, что даже те понятия, которые в этих классификаторах совпадают по наименованию, могут не совпадать по содержанию.
В целях сопоставления временных рядов статистической информации по видам деятельности и отраслям народного хозяйства, обобщенной в ОКОНХ и ОКЭД, Национальным статистическим комитетом РБ разработана система переходных ключей, которая в упрощенном виде представлена в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Упрощенная таблица соответствий ОКЭД — ОКОНХ
|
2 | ||
DE | Целлюлозно-бумажное производство. Издательская деятельность | Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
DF | Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | Топливная промышленность |
DC | Химическое производство | Химическая и нефтехимическая промышленность |
DH | Производство резиновых и пластмассовых изделий | Химическая и нефтехимическая промышленность |
DI | Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | Промышленность строительных материалов, включая стекольную промышленность |
DJ | Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | Черная металлургия |
DK | Производство машин и оборудования | Машиностроение и металлообработка |
DL | Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | Машиностроение и металлообработка |
DM | Производство транспортных средств и оборудования | Машиностроение и металлообработка |
DN | Прочие отрасли промышленности | Прочие отрасли промышленности |
E | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | Электроэнергетика |
Жилищное хозяйство | ||
Коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | ||
F | Строительство | Строительство |
C, | Торговля; ремонт автомобилей. | Торговля и общественное питание |
бытовых изделий и предметов личного пользования | Материально-техническое снабжение и сбыт | |
H | Гостиницы и рестораны | Торговля и общественное питание |
Коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
I | Транспорт и свянь | Транспорт |
Связь | ||
J | Финансовая деятельность | Финансы, кредит, страхование |
к | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | Операции с недвижимым имуществом |
Информационно-вычислительное обслуживание | ||
Наука и научное обслуживание | ||
L | Государственное управление | Управление |
М | Образование | Образование |
N | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
О | Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | Коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
Культура и искусство | ||
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | ||
Р | Деятельность частных домашних хозяйств | Коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
Q | Деятельность экстерриториальных организаций |
Следует отметить, что секция Q в ОКЭД (деятельность экстерриториальных организаций) не имеет аналогов в ОКОНХ. Она включает деятельность международных организаций, таких как ООН и ее специализированные учреждения, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МВФ, ВБ и др.
Таким образом, переход от классификации отраслей по ОКОНХ к классификации видов экономической деятельности в соответствии с ОКЭД ведет к изменению отраслевой структуры экономики. Как правило, отраслевая структура экономики анализируется на основе ВВП, а также по численности занятых или по объемам основного капитала по видам экономической деятельности (отраслям экономики). Изменение структуры национальной экономики с 2000 по 2010 г. в разрезе видов экономической деятельности представлено в табл. 5.2, в разрезе отраслей экономики — в табл. 5.3.
Таблица 5.2. Структура ВВП Республики Беларусь по видам экономической деятельности в текущих ценах, % к итогу39
|
39 Составлено по данным Национального статистического комитета РБ. |
Структура, % | 100,0 | ||
В том числе: товары | 16,1 | ||
услуги | 41.2 | ||
налоги | 12,7 |
Таблица 5.3. Отраслевая структура ВВП Республики Беларусь в текущих ценах, % к итогу40 |
Показатель | Годы | ||
ВВП в рыночных ценах | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Производство товаров | 45,6 | 44,3 | 46,3 |
В том числе отраслью: промышленность | 26,5 | 28,4 | 26,8 |
сельское хозяйство | 11,6 | 7,9 | 7,5 |
лесное хозяйство | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
строительство | 6,4 | 6,9 | 11,0 |
прочие виды деятельности по производству товаров | 0,6 | 0,6 | 0,5 |
Производство услуг | 41,7 | 42,8 | 44,0 |
В том числе в отраслях: транспорт | 9,5 | 7,4 | 7,3 |
связь | 1,6 | 2,1 | 2,2 |
торговля и общественное питание | 9,5 | 9,4 | 11,1 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 1.1 | 0,4 | 0,2 |
заготовки | 0,2 | 0,1 | 0.1 |
ин(1юрмационно-вычислительное обслуживание | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
операции с недвижимым имуществом | 0,5 | 1,6 | 1,9 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 0,5 | 0,7 | 1,2 |
40 Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 301 302. |
геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | од | 0,1 | ОД |
жилищное хозяйство | 2,5 | 2,1 | 1,6 |
коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 1.7 | 1,7 | 1,5 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 3.1 | 3,5 | 3,1 |
образование | 4,5 | 5,0 | 4,0 |
культура и искусство | 0.6 | 0,6 | 0.5 |
наука и научное обслуживание | 0,6 | 0.9 | 0.5 |
финансы, кредит, страхование | 2.4 | 2,5 | 4,5 |
управление | 3,1 | 4,4 | 3,8 |
общественные объединения | 0,1 | 0.2 | 0.2 |
Косвенно выделяемые услуги финансового посредничества (-) | -1,8 | -1,1 | -зд |
Налоги на продукты | 21,2 | 19,4 | 17,2 |
Субсидии на продукты (-) | -6,7 | -5,4 | -4,0 |
Для сопоставления отраслевой структуры экономики отдельных государств, уровня их экономического развития используется принятое в ОКЭД разделение видов деятельности на три сектора: добывающие, обрабатывающие и предоставляющие услуги. Практически во всех странах мира, несмотря на то что они относятся к разным типам экономики, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня доходов на душу населения добывающий сектор постепенно теряет свою ведущую роль, уступая ее сначала обрабатывающей промышленности, а затем — сектору услуг. Эти два важнейших структурных сдвига обычно считаются необходимыми стадиями (индустриализация и постиндустриализация) экономического развития. В развитых государствах пропорции между секторами в настоящее время составляют (% к ВВП):
• сельское хозяйство и добывающая промышленность — 2 %;
• обрабатывающая промышленность — 32 %;
• сектор услуг — 66 %.
В национальной экономике Беларуси в 2010 г. по сравнению с 2000 г. доля первого сектора в ВВП снизилась с 13,1 до 9,6 %;
второго сектора увеличилась с 35,5 до 36,5 %. Доля услуг в 2010 г. составила 41,2 %, при этом значение данного показателя не претерпело существенных изменений с 1995 г. (с 1990 г. по 1995 г. он вырос с 28,5 до 44,5 %). Значительную долю (12,7 %) в ВВП составляют налоги, которые нельзя напрямую отнести ни к товарам, ни к услугам. Особенности тарифной политики Таможенного союза, например взимание НДС по принципу страны назначения, затрудняют привязку выплачиваемых налогов к конкретным товарам и услугам, производимым в Беларуси.
Дальнейшее повышение удельного веса услуг в ВВП является важнейшим приоритетом структурной трансформации белорусской экономики. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года планируется довести данный показатель до 50—52 %, что напрямую связано с обеспечением экономической безопасности государства и направлено, в частности, на стабилизацию баланса внешней торговли.
В 2010 г. в республике сложилось отрицательное сальдо торговли товарами в размере 9,6 млрд дол. США (табл. 5.4), при этом в общем объеме импорта преобладал импорт промежуточной продукции (73 %) — сырья, материалов, топлива и энергии, используемых в производстве товаров на территории Беларуси. Увеличение объемов производства и экспорта промышленной продукции при сохранении существующей отраслевой структуры национальной экономики влечет за собой рост промежуточного импорта. В условиях высоких цен на импортируемые сырье и энергоресурсы задача выхода на устойчиво положительное сальдо внешней торговли только за счет повышения объемных показателей труднодостижима.
Таблица 5.4. Показатели экспорта и импорта Республики Беларусь за 2010 г.41
|
41 Составлено по: Платежный баланс Республики Беларусь за 2010 г. / Нацбанк РБ. Минск. 2011. Прил. 6, 14, 15. |
сельскохозяйственная продукция и продукты питания | 12,9 | |
машины и оборудование | 8.8 | |
транспортные средства | 8,7 | |
недрагоценные металлы | 7,6 | |
текстиль и текстильные изделия | 5,0 | |
пластмассы и изделия из них | 4,9 | |
другие | 10.4 | |
Импорт товаров — всего | 34 868 | 100.0 |
В том числе: минеральные продукты | 12 321 | 35,3 |
продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности | 16,7 | |
сельскохозяйственная продукция и продукты питания | 11,2 | |
машины и оборудование | 8,2 | |
транспортные средства | 7.4 | |
недрагоценные металлы | 6,3 | |
текстиль и текстильные изделия | 5.4 | |
пластмассы и изделия из них | 2.1 | |
другие | 7.4 | |
Сальдо внешней торговли товарами | -9642 | |
Экспорт услуг | _ | |
Импорт услуг | _ | |
Сальдо внешней торговли услугами | _ |
В то же время белорусская экономика имеет устойчиво положительное сальдо торговли услугами (1,7 млрд дол. США в 2010 г.). Расширение производства услуг не влечет за собой увеличения промежуточного импорта, следовательно, рост производства и экспорта услуг является эффективным инструментом стабилизации внешнеторгового сальдо. Приоритетными для страны направлениями экспорта услуг являются: международные грузоперевозки и логистический сервис, разработка программного обеспечения, въездной туризм, сфера образования.
Задача роста экспорта услуг при всей ее актуальности не должна решаться за счет сокращения промышленного потенциала экономики. Несмотря на высокую долю услуг в ВВП развитых стран, основой их экономик даже в постиндустриальный период остается промышленность, особенно ее наукоемкие, высокотехнологичные отрасли. В Беларуси имеются необходимые трудовые ресурсы для развития промышленности: доля рабочих 5-го — 6-го разрядов в структуре промышленно-производ- ственного персонала предприятий составляет 5 % (для сравнения: в России — 1,5 %, в странах ЕС — 17 %).
В результате процессов транснационализации и аутсорсинга сложилась международная система разделения труда, в которой экономически развитые государства специализируются на исследованиях и разработках, освоении новых технологических процессов и производстве новых видов продукции. Данные виды деятельности, наряду с сопутствующими услугами управленческого консалтинга и финансового менеджмента, сосредоточены в головных компаниях транснациональных корпораций. Массовое производство по заимствованным технологиям осуществляется в филиалах ТНК, базирующихся в развивающихся странах и странах с переходного экономикой. В первую очередь сюда были вынесены экологически опасные технологические процессы, а также производства с высокой трудо-, энер- го- и материалоемкостью.
В настоящее время крупнейшие отечественные промышленные предприятия, следуя примеру ведущих мировых производителей, организуют сборочные производства в зарубежных филиалах. Однако белорусской экономике еще предстоит пройти долгий путь транснационализации, предполагающий создание корпоративных интегрированных структур и включение предприятий в глобальные цепочки создания стоимости.
В части международной интеграции и кооперации Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено:
• активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси, — высоком уровне развития человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов, в том числе больших запасов пресной воды, калийных солей, леса;
• создание новых для республики организационных форм хозяйствования (холдинги, кластеры, стратегические альянсы и др.);
• перенос части материале- и импортоемких экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответствующую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями данной продукции.
В программе также указано на необходимость расширения сфер деятельности, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего производств с высокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг. Увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью связано с формированием замкнутых технологических и воспроизводственных процессов внутри республики. Данное направление предполагает более тесную интеграцию предприятий и отраслей экономики по материальным, финансовым и информационным потокам и реализуется на практике в форме импортозамещающих производств, а также производств на местном сырье. Снижение зависимости экономики от условий поставок и цен промежуточного импорта возможно за счет увеличения глубины переработки сырья, освоения собственного производства наиболее значимых компонентов продукции и технологического оборудования. Среди успешных проектов, реализованных в рамках программы импортозамещения, следует выделить модернизацию предприятий черной металлургии, нефтехимической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности.
Для текущего этапа развития белорусской экономики характерна интенсивная кооперация между самостоятельными хозяйственными субъектами, не объединенными в корпоративные (холдинговые) структуры и относимыми к разным отраслям (видам деятельности). В целях применения системного комплексного подхода в управлении группами наиболее тесно интегрированных предприятий сформированы межотраслевые хозяйственные комплексы, перечень которых приведен в 2.2.
Экономическая сущность хозяйственного комплекса проявляется в достижении эффекта синергии, когда его эффективность как целого выше суммарной эффективности составляющих компонентов. Эффект синергии является результатом взаимодополнения производственных мощностей предприятий, входящих в комплекс, наличия устойчивых кооперационных связей между ними и более высокого уровня управляемости. Самый высокий уровень интеграции характерен для аграр- но-промышленного, строительного, топливно-энергетического комплексов белорусской экономики.
Поскольку национальная статистика лишь в 2011 г. перешла на систему классификации и кодирования экономической и социальной информации по видам экономической деятельности, описание структуры и тенденций развития хозяйственных комплексов на ее основе на данной стадии практически невозможно. В связи с этим они характеризуются преимущественно на базе отраслевого принципа формирования, что значимо не искажает суть интеграционных процессов, но позволяет достаточно объективно оценить роль и место отдельных комплексов в развитии национальной экономики, выявить наиболее перспективные направления их трансформации.
Промышленный комплекс
5.2.1. Структурный анализ промышленного комплекса
Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. В 2010 г. на долю промышленности приходилось 26,8 % ВВП. В промышленности сосредоточено 31,3 % основных средств от общей их стоимости в экономике, при этом их износ снизился с 62 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. На отрасль приходится 25,3 % от общей численности занятого населения.
Промышленность служит основой расширенного воспроизводства. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей. Под воздействием промышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, создаются сельскохозяйственные сырьевые базы и пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.
Особенно велика роль промышленности в формировании внешнеэкономического, научного и инновационного потенциалов национальной экономики. На долю промышленной продукции в 2010 г. приходилось 85 % белорусского экспорта. Из всех организаций, на базе которых в 2010 г. проводились научные исследования, 24 % являются промышленными предприятиями. Затраты на технологические инновации промышленных предприятий (без учета приобретения оборудования) составили 91 % к общей сумме текущих затрат на исследования и разработки в Беларуси.
Институциональные реформы в экономике республики, нацеленные на развитие рыночной инфраструктуры, отразились на структурных изменениях форм собственности в промышленности. К 2005 г. доля частной собственности в общем объеме промышленного производства выроста до 61 %, а к началу 2011 г. — до 75 %. В 2012 г. правительством планируется сохранить в государственной собственности лишь 37 стратегических предприятий, обеспечивающих 20 % ВВП, остальные будут приватизированы42.
Значительную роль в развитии промышленного комплекса играют крупные промышленные предприятия, называемые ва- лообразующими. Они обеспечивают основной приток валютных поступлений от экспорта, а также доходов бюджета. По данным на начало 2010 г., в республике насчитывался 171 такой объект, многие из них являются также градообразующими. Ниже приведен список 10 крупнейших валообразующих предприятий Беларуси, на долю которых приходится свыше 30 % общего объема промышленного производства (в скобках указан объем промышленного производства каждого предприятия за 2009 г.)43:
1. ОАО «Нафтан» (12,7 трлн руб.);
2. ОАО «Мозырский НПЗ» (11,4 трлн руб.);
3. РУП «ПО «Беларуськалий» (3,4 трлн руб.);
4. РУП «Белорусский металлургический завод» (3 трлн руб.);
5. РУП «Минский тракторный завод» (2,5 трлн руб.);
6. ОАО «Минский автомобильный завод» (2,07 трлн руб.);
7. РУП «ПО «Белоруснефть» (1,54 трлн руб.);
8. ЗАО «Атлант» (1,3 трлн руб.);
9. РУП «Гомсельмаш» (1,05 трлн руб.);
10. РУПП «Белорусский автомобильный завод» (1 трлн руб.).
Рейтинг предприятия по объему промышленного производства не обязательно определяет занимаемое им место по созданной валовой добавленной стоимости. Например, для нефтеперерабатывающих предприятий, в сравнении с машиностроительными, характерен более высокий уровень промежуточного потребления, поэтому показатель ВДС в расчете на 1 руб. произведенной продукции у них ниже.
На сегодняшний день учеными и практиками высказываются противоречивые мнения относительно роли валообразующих предприятий в перспективной модели национальной экономики. С одной стороны, небольшим количеством крупных структур проще управлять, что облегчает работу профильных министерств и ведомств. С другой стороны, крупные организации проявили меньшую гибкость и адаптивность, нежели малые и средние, перед лицом новых угроз, явившихся следствием мирового финансово-экономического кризиса. Именно поэтому к числу приоритетных направлений структурной модернизации промышленного комплекса отнесено развитие малых и средних предприятий, особенно на основе привлечения иностранного и частного капитала в регионы страны.
В мировом масштабе, однако, даже крупнейшие отечественные предприятия сравнительно невелики. Например, годовая выручка конкурента Минского тракторного завода — американской компании «Gohn Deere» превышает 20 млрд дол. США, что составляет более 1/3 годового объема производства всей обрабатывающей промышленности республики. Проблема белорусских валообразующих предприятий, следовательно, заключается не столько в их размере, сколько в разобщенности звеньев. При этом функции координации деятельности промышленных гигантов выполняют отраслевые министерства, что обычно не свойственно странам с рыночной экономикой.
Сегодня на мировых рынках сложной технической продукции наиболее успешно конкурируют консолидированные предприятия, объединенные в интегрированные холдинговые структуры, что позволяет концентрировать инновационные и финансовые ресурсы. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривается создание холдингов в производствах дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, автомобилей и дизельных двигателей, цемента и продукции металлургии, бытовой техники, пищевой промышленности. Системообразующими звеньями в будущих холдингах станут действующие крупные промышленные предприятия.
Структура промышленного комплекса национальной экономики находится в процессе непрерывной трансформации. К 2011 г. в республике создано 185 новых производств, модернизировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Изменение структуры промышленности с 2005 по 2010 гг. по видам экономической деятельности (согласно классификации ОКЭД) проиллюстрировано данными табл. 5.5, при этом в качестве анализируемых показателей рассмотрена доля каждого вида деятельнос<