Отраслевая структура национальной экономики в системах ОКОНХ и ОКЭД

Процессы общественного воспроизводства распределены в пространстве и во времени, при этом каждый субъект экономи­ки специализируется на производстве определенных видов про­дукции или услуг. В результате закрепления отдельных видов деятельности за конкретными экономическими субъектами формируется система разделения труда. Ее суть состоит в спе­циализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превышающих его собственные потребности, при од­новременном отказе от производства другой, также необходи­мой данному производителю продукции.

Раз

Различают отраслевое, территориальное и внутрифирменное разделение труда. На отраслевом уровне происходит выделе­ние в общественном производстве основных сфер деятельности (промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг), которые в свою очередь дифференцируются на отдельные отрасли и по­дотрасли. Территориальное разделение труда закрепляет от­дельные отрасли производства за определенными территория­ми. Его разновидностями являются районное, региональное и международное разделение труда. Внутри каждого предприя­тия — между цехами, участками, отдельными работниками — осуществляется внутрифирменное разделение труда, которое
по своей сути выражает технологическую последовательность превращения исходного материала в конечную продукцию.

В результате процессов отраслевого и территориального раз­деления труда сформирована сложная функциональная и тер­риториально-производственная структура экономики Беларуси, включающая отдельные предприятия и организации, отрасли, регионы, межотраслевые хозяйственные комплексы. В кратко­срочном периоде структура национальной экономики харак­теризуется стабильностью, в долгосрочном — постоянно преоб­разуется под воздействием факторов конкуренции, научно-тех- нического прогресса, изменения предпочтений потребителей и инвесторов, транснационализации, а также в результате целе­направленных структурных реформ. В ходе социально-эконо­мического развития старые структуры замещаются новыми: финансово-промышленные группы и отраслевые концерны ус­тупают место холдингам, сетевым структурам и стратегиче­ским альянсам; появляются бизнес-инкубаторы, парки высо­ких технологий и региональные кластеры; создаются филиалы ТНК и корпорации с национальным капиталом.

Происходит также реорганизация самой системы отрасле­вого деления экономики на основе действующего отраслевого классификатора. С начала 2011 г. в стране введен Общегосудар­ственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо ранее действовавшего Общего классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). ОКЭД является со­ставной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республи­ки Беларусь и базируется на методологии классификации ви­дов экономической деятельности Европейского Союза (суть данного нормативного документа кратко описана в 2.2).

Можно выделить, как минимум, три причины перехода Беларуси на ОКЭД. Во-первых, аналогичные принципы класси­фикации видов экономической деятельности уже давно исполь­зуются странами с развитой рыночной экономикой, в том числе государствами — членами ЕС. Ранее предоставляемая Нацио­нальным статистическим комитетом РБ информация, обобщен­ная по методологии ОКОНХ, не соответствовала зарубежным классификаторам, что затрудняло межстрановые сопоставления статистических показателей. Данное обстоятельство создавало определенные трудности при взаимодействии с партнерами из этих стран, а также международными финансовыми органи­зациями.

Во-вторых, партнеры Республики Беларусь по Таможенно­му союзу уже перешли к международному классификатору ви­дов экономической деятельности. В Казахстане его внедрение в сфере отраслевой статистики произошло в 1998 г., а в целом по экономике — в 2000 г. В Российской Федерации переход к Общероссийскому классификатору видов экономической дея­тельности (ОКВЭД) завершен в 2005 г. Формирование Таможен­ного союза, Единого экономического пространства, а в послед­ствии и Евразийского союза требует от стран-участниц не толь­ко унификации таможенных и налоговых режимов, но также использования единых принципов отраслевой классификации.

В-третьих, ОКЭД в большей степени отвечает условиям ры­ночной экономики и инновационного развития. Данное обстоя­тельство следует рассмотреть более подробно, выделив важней­шие отличительные особенности классификатора.

Методология ОКЭД в значительной степени отличается от методологии ОКОНХ не только перечнем группировок и их со­держанием, но прежде всего самим объектом классификации.

Классификационной единицей в ОКОНХ является состоя­щая на самостоятельном балансе организация, которая в зави­симости от характера основного вида деятельности относится к какой-либо одной отрасли народного хозяйства. Отрасль же представляет собой совокупность организаций, производящих однородную продукцию. Недостаток данной классификации состоит в том, что отрасли народного хозяйства, сформирован­ные по совокупности организаций, осуществляющих преиму­щественно одинаковый или сходный вид производственной дея­тельности, как правило, включают наряду с основным видом деятельности и другие ее виды. Подобный принцип классифи­кации приводит к искажениям действительной картины про­изводства продукции в стоимостном выражении. Правильное отражение объемов производства продукции (товаров, услуг) возможно только при условии, когда отрасль формируется как совокупность однородных товаров и услуг, а не как общий объем произведенной продукции организациями конкретной отрасли, в связи с тем, что часть этой продукции может отно­ситься к видам деятельности других отраслей. Внедрение ОКЭД позволяет решить данную проблему, так как в основе класси­фикации лежат конкретные виды экономической деятельнос­ти, что позволяет группировать субъекты хозяйствования по «чистым» отраслям.

В ОКЭД не учитываются такие классификационные призна­ки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность субъектов хозяйствования; не делается различий между внутренней и внешней торговлей, поскольку такие критерии не имеют отношения к характерис­тикам самого вида деятельности.

Одно из наиболее значимых методологических отличий рас­сматриваемых классификаторов заключается в подходе к груп­пировке видов деятельности.

Так, ОКОНХ делит все отрасли на сферу материального про­изводства и непроизводственную сферу: в первой создается на­циональный продукт; во второй — отрасли экономики имеют только перераспределительный характер, т.е. в этой сфере не создаются ни продукты, ни первичный доход. Данный подход в целом противоречит постиндустриальной модели экономиче­ского развития, в рамках которой важнейшими источниками экономического роста являются наука и инновации, а домини­рующей сферой экономики — сфера услуг, относимая в соответ­ствии с прежней классификацией к нематериальному произ­водству.

В ОКЭД виды деятельности распределяются на добыва­ющие, обрабатывающие и предоставляющие услуги. Добыва­ющими видами деятельности являются сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (секция А), рыболовство, рыбоводство (секция В) и горнодобывающая промышленность (секция С). К обрабатывающим относятся виды деятельности, связанные с обработкой сырья (секция D), производством и распределени­ем электроэнергии, газа и воды (секция Е). Остальные виды деятельности (секции G—(?) считаются предоставляющими ус­луги. Строительство (секция F) занимает граничное положение между обрабатывающими и предоставляющими услуги видами деятельности, но в белорусском классификаторе условно отне­сено к обрабатывающей промышленности.

В результате структурных преобразований и развития эко­номики появляются новые виды экономической деятельности, которые методологией ОКОНХ не предусматривались или прак­тически не были представлены. В ОКЭД более подробно, с уче­том современных экономических условий классифицируются финансовая деятельность, операции с недвижимым имущест­вом, деятельность, связанная с вычислительной техникой, а также с предоставлением различных услуг потребителям. Всего в нем представлено более 1500 классификационных группиро­вок (в ОКОНХ — около 750). Использование ОКЭД позволяет получать наиболее точную и объективную информацию по ви­дам экономической деятельности в любом необходимом разрезе и учитывать происходящие в экономике преобразования.

При сравнении рассматриваемых классификаторов необхо­димо учитывать также то, что в ОКОНХ предусмотрен ряд от­раслей, которые не имеют аналога в ОКЭД и распределяются в нем между видами экономической деятельности. Вместе с тем в ОКЭД представлены сводные группировки видов экономиче­ской деятельности, сформированные из различных отраслей по ОКОНХ. Следует отметить, что даже те понятия, которые в этих классификаторах совпадают по наименованию, могут не совпадать по содержанию.

В целях сопоставления временных рядов статистической информации по видам деятельности и отраслям народного хо­зяйства, обобщенной в ОКОНХ и ОКЭД, Национальным стати­стическим комитетом РБ разработана система переходных клю­чей, которая в упрощенном виде представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Упрощенная таблица соответствий ОКЭД — ОКОНХ
Вид деятельности по ОКЭД Соответствующая отрасль по ОКОНХ
А Сельское хозяйство, охота и лес­ное хозяйство Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Заготовки
В Рыболовство, рыбоводство Сельское хозяйство
С Горнодобывающая промышлен­ность Промышленность
СА Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Топливная промышленность
СВ Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических Промышленность строительных материалов
D Обрабатывающая промышлен­ность Промышленность
DA Производство пищевых продук­тов. включая налитки, и табака Пищевая промышленность
DB Текстильное и швейное произ­водство Легкая промышленность
DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Легкая промышленность
DD Обработка древесины и произ­водство изделий из дерева Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш­ленность

2
DE Целлюлозно-бумажное производ­ство. Издательская деятельность Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш­ленность
DF Производство кокса, нефтепро­дуктов и ядерных материалов Топливная промышленность
DC Химическое производство Химическая и нефтехимическая промышленность
DH Производство резиновых и пласт­массовых изделий Химическая и нефтехимическая промышленность
DI Производство прочих неметалли­ческих минеральных продуктов Промышленность строительных материалов, включая стекольную промышленность
DJ Металлургическое производство и производство готовых металли­ческих изделий Черная металлургия
DK Производство машин и оборудо­вания Машиностроение и металлообра­ботка
DL Производство электрооборудова­ния, электронного и оптического оборудования Машиностроение и металлооб­работка
DM Производство транспортных средств и оборудования Машиностроение и металлообра­ботка
DN Прочие отрасли промышленности Прочие отрасли промышленности
E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Электроэнергетика
Жилищное хозяйство
Коммунальное хозяйство и непро­изводственные виды бытового обслуживания населения
F Строительство Строительство
C, Торговля; ремонт автомобилей. Торговля и общественное питание
бытовых изделий и предметов личного пользования Материально-техническое снаб­жение и сбыт
H Гостиницы и рестораны Торговля и общественное питание
Коммунальное хозяйство и непро­изводственные виды бытового об­служивания населения
I Транспорт и свянь Транспорт
Связь
J Финансовая деятельность Финансы, кредит, страхование
к Операции с недвижимым имуще­ством, аренда и предоставление услуг потребителям Операции с недвижимым имуще­ством
Информационно-вычислительное обслуживание
Наука и научное обслуживание
L Государственное управление Управление
М Образование Образование
N Здравоохранение и предостав­ление социальных услуг Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспе­чение
О Предоставление коммунальных, социальных и персональных ус­луг Коммунальное хозяйство и непро­изводственные виды бытового обслуживания населения
Культура и искусство
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспе­чение
Р Деятельность частных домашних хозяйств Коммунальное хозяйство и не­производственные виды бытового обслуживания населения
Q Деятельность экстерриториаль­ных организаций  

Следует отметить, что секция Q в ОКЭД (деятельность экс­территориальных организаций) не имеет аналогов в ОКОНХ. Она включает деятельность международных организаций, та­ких как ООН и ее специализированные учреждения, Организа­ция экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МВФ, ВБ и др.

Таким образом, переход от классификации отраслей по ОКОНХ к классификации видов экономической деятельности в соответствии с ОКЭД ведет к изменению отраслевой структу­ры экономики. Как правило, отраслевая структура экономики анализируется на основе ВВП, а также по численности занятых или по объемам основного капитала по видам экономической деятельности (отраслям экономики). Изменение структуры на­циональной экономики с 2000 по 2010 г. в разрезе видов эконо­мической деятельности представлено в табл. 5.2, в разрезе от­раслей экономики — в табл. 5.3.

Таблица 5.2. Структура ВВП Республики Беларусь по видам экономической деятельности в текущих ценах, % к итогу39

Показатель Годы
ВВП — всего по экономике 100,0 100,0 100.0
Чистые налоги на продукты и импорт 14.5 14.0 12.7
ВДС — всего по экономике 85,5 86,0 87.3
В том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12,2 8,4 9,2
рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1
горнодобывающая промышленность 0,9 1,3 0,3
обрабатывающая промышленность 24,3 25,3 24,0
производство и распределение электроэнер­гии, газа и воды 5,0 4,5 2,9
строительство 6,3 6,7 9,6
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изде­лий и предметов личного пользования 10,2 9,3 12,1
гостиницы и рестораны 1,1 1,2 0,8
транспорт и связь 9,0 8,1 7,6
финансовая деятельность 2,6 3,1 4,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 4,1 4,7 6,3
государственное управление 3,0 4,4 3,8
образование 4,3 5,1 4,3
здравоохранение и предоставление социаль­ных услуг 2,7 3,2 2,9
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 1,6 1,7 2,0
Косвенно измеряемые услуги финансового по­средничества -1,8 -1,1 -3,1

39 Составлено по данным Национального статистического комитета РБ.

Структура, % 100,0
В том числе: товары 16,1
услуги 41.2
налоги 12,7
Таблица 5.3. Отраслевая структура ВВП Республики Беларусь в текущих ценах, % к итогу40

Показатель Годы
ВВП в рыночных ценах 100.0 100.0 100.0
Производство товаров 45,6 44,3 46,3
В том числе отраслью: промышленность 26,5 28,4 26,8
сельское хозяйство 11,6 7,9 7,5
лесное хозяйство 0,5 0,5 0,5
строительство 6,4 6,9 11,0
прочие виды деятельности по производству товаров 0,6 0,6 0,5
Производство услуг 41,7 42,8 44,0
В том числе в отраслях: транспорт 9,5 7,4 7,3
связь 1,6 2,1 2,2
торговля и общественное питание 9,5 9,4 11,1
материально-техническое снабжение и сбыт 1.1 0,4 0,2
заготовки 0,2 0,1 0.1
ин(1юрмационно-вычислительное обслуживание 0,1 0,1 0,2
операции с недвижимым имуществом 0,5 1,6 1,9
общая коммерческая деятельность по обеспе­чению функционирования рынка 0,5 0,7 1,2
40 Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 301 302.


геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы од 0,1 ОД
жилищное хозяйство 2,5 2,1 1,6
коммунальное хозяйство и непроизводствен­ные виды бытового обслуживания населения 1.7 1,7 1,5
здравоохранение, физическая культура и со­циальное обеспечение 3.1 3,5 3,1
образование 4,5 5,0 4,0
культура и искусство 0.6 0,6 0.5
наука и научное обслуживание 0,6 0.9 0.5
финансы, кредит, страхование 2.4 2,5 4,5
управление 3,1 4,4 3,8
общественные объединения 0,1 0.2 0.2
Косвенно выделяемые услуги финансового по­средничества (-) -1,8 -1,1 -зд
Налоги на продукты 21,2 19,4 17,2
Субсидии на продукты (-) -6,7 -5,4 -4,0

Для сопоставления отраслевой структуры экономики от­дельных государств, уровня их экономического развития ис­пользуется принятое в ОКЭД разделение видов деятельности на три сектора: добывающие, обрабатывающие и предоставля­ющие услуги. Практически во всех странах мира, несмотря на то что они относятся к разным типам экономики, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня доходов на душу населения добывающий сектор постепенно теряет свою веду­щую роль, уступая ее сначала обрабатывающей промышлен­ности, а затем — сектору услуг. Эти два важнейших структур­ных сдвига обычно считаются необходимыми стадиями (ин­дустриализация и постиндустриализация) экономического раз­вития. В развитых государствах пропорции между секторами в настоящее время составляют (% к ВВП):

• сельское хозяйство и добывающая промышленность — 2 %;

• обрабатывающая промышленность — 32 %;

• сектор услуг — 66 %.

В национальной экономике Беларуси в 2010 г. по сравнению с 2000 г. доля первого сектора в ВВП снизилась с 13,1 до 9,6 %;

второго сектора увеличилась с 35,5 до 36,5 %. Доля услуг в 2010 г. составила 41,2 %, при этом значение данного показате­ля не претерпело существенных изменений с 1995 г. (с 1990 г. по 1995 г. он вырос с 28,5 до 44,5 %). Значительную долю (12,7 %) в ВВП составляют налоги, которые нельзя напрямую отнести ни к товарам, ни к услугам. Особенности тарифной по­литики Таможенного союза, например взимание НДС по прин­ципу страны назначения, затрудняют привязку выплачивае­мых налогов к конкретным товарам и услугам, производимым в Беларуси.

Дальнейшее повышение удельного веса услуг в ВВП явля­ется важнейшим приоритетом структурной трансформации бе­лорусской экономики. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года планируется довести данный показатель до 50—52 %, что напрямую связано с обеспечением экономиче­ской безопасности государства и направлено, в частности, на стабилизацию баланса внешней торговли.

В 2010 г. в республике сложилось отрицательное сальдо тор­говли товарами в размере 9,6 млрд дол. США (табл. 5.4), при этом в общем объеме импорта преобладал импорт промежуточ­ной продукции (73 %) — сырья, материалов, топлива и энер­гии, используемых в производстве товаров на территории Бела­руси. Увеличение объемов производства и экспорта промыш­ленной продукции при сохранении существующей отраслевой структуры национальной экономики влечет за собой рост про­межуточного импорта. В условиях высоких цен на импортируе­мые сырье и энергоресурсы задача выхода на устойчиво поло­жительное сальдо внешней торговли только за счет повышения объемных показателей труднодостижима.

Таблица 5.4. Показатели экспорта и импорта Республики Беларусь

за 2010 г.41

Показатель млн дол. США %
Экспорт товаров — всего 25 226 100.0
В том числе:    
минеральные продукты 28,7
продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности 13,0

41 Составлено по: Платежный баланс Республики Беларусь за 2010 г. / Нацбанк РБ. Минск. 2011. Прил. 6, 14, 15.

сельскохозяйственная продукция и продук­ты питания 12,9
машины и оборудование 8.8
транспортные средства 8,7
недрагоценные металлы 7,6
текстиль и текстильные изделия 5,0
пластмассы и изделия из них 4,9
другие 10.4
Импорт товаров — всего 34 868 100.0
В том числе: минеральные продукты 12 321 35,3
продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности 16,7
сельскохозяйственная продукция и продук­ты питания 11,2
машины и оборудование 8,2
транспортные средства 7.4
недрагоценные металлы 6,3
текстиль и текстильные изделия 5.4
пластмассы и изделия из них 2.1
другие 7.4
Сальдо внешней торговли товарами -9642  
Экспорт услуг _
Импорт услуг _
Сальдо внешней торговли услугами _

В то же время белорусская экономика имеет устойчиво по­ложительное сальдо торговли услугами (1,7 млрд дол. США в 2010 г.). Расширение производства услуг не влечет за собой увеличения промежуточного импорта, следовательно, рост про­изводства и экспорта услуг является эффективным инструмен­том стабилизации внешнеторгового сальдо. Приоритетными для страны направлениями экспорта услуг являются: между­народные грузоперевозки и логистический сервис, разработ­ка программного обеспечения, въездной туризм, сфера обра­зования.

Задача роста экспорта услуг при всей ее актуальности не должна решаться за счет сокращения промышленного потен­циала экономики. Несмотря на высокую долю услуг в ВВП раз­витых стран, основой их экономик даже в постиндустриальный период остается промышленность, особенно ее наукоемкие, вы­сокотехнологичные отрасли. В Беларуси имеются необходимые трудовые ресурсы для развития промышленности: доля рабо­чих 5-го — 6-го разрядов в структуре промышленно-производ- ственного персонала предприятий составляет 5 % (для сравне­ния: в России — 1,5 %, в странах ЕС — 17 %).

В результате процессов транснационализации и аутсорсинга сложилась международная система разделения труда, в кото­рой экономически развитые государства специализируются на исследованиях и разработках, освоении новых технологиче­ских процессов и производстве новых видов продукции. Дан­ные виды деятельности, наряду с сопутствующими услугами управленческого консалтинга и финансового менеджмента, со­средоточены в головных компаниях транснациональных корпо­раций. Массовое производство по заимствованным технологи­ям осуществляется в филиалах ТНК, базирующихся в развива­ющихся странах и странах с переходного экономикой. В первую очередь сюда были вынесены экологически опасные технологи­ческие процессы, а также производства с высокой трудо-, энер- го- и материалоемкостью.

В настоящее время крупнейшие отечественные промыш­ленные предприятия, следуя примеру ведущих мировых про­изводителей, организуют сборочные производства в зарубеж­ных филиалах. Однако белорусской экономике еще предстоит пройти долгий путь транснационализации, предполагающий создание корпоративных интегрированных структур и включе­ние предприятий в глобальные цепочки создания стоимости.

В части международной интеграции и кооперации Прог­раммой социально-экономического развития Республики Бела­русь на 2011—2015 годы предусмотрено:

• активное развитие производств, основанных на конкурен­тных преимуществах Беларуси, — высоком уровне развития человеческого потенциала, географическом положении, нали­чии природных ресурсов, в том числе больших запасов пресной воды, калийных солей, леса;

• создание новых для республики организационных форм хозяйствования (холдинги, кластеры, стратегические альянсы и др.);

• перенос части материале- и импортоемких экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответству­ющую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся по­требителями данной продукции.

В программе также указано на необходимость расширения сфер деятельности, обеспечивающих создание продуктов с вы­сокой добавленной стоимостью, прежде всего производств с вы­сокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг. Увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью связано с формированием замкнутых технологических и воспроизвод­ственных процессов внутри республики. Данное направление предполагает более тесную интеграцию предприятий и отрас­лей экономики по материальным, финансовым и информацион­ным потокам и реализуется на практике в форме импортозаме­щающих производств, а также производств на местном сырье. Снижение зависимости экономики от условий поставок и цен промежуточного импорта возможно за счет увеличения глуби­ны переработки сырья, освоения собственного производства наиболее значимых компонентов продукции и технологическо­го оборудования. Среди успешных проектов, реализованных в рамках программы импортозамещения, следует выделить мо­дернизацию предприятий черной металлургии, нефтехимиче­ской, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности.

Для текущего этапа развития белорусской экономики ха­рактерна интенсивная кооперация между самостоятельными хозяйственными субъектами, не объединенными в корпоратив­ные (холдинговые) структуры и относимыми к разным отрас­лям (видам деятельности). В целях применения системного комплексного подхода в управлении группами наиболее тесно интегрированных предприятий сформированы межотраслевые хозяйственные комплексы, перечень которых приведен в 2.2.

Экономическая сущность хозяйственного комплекса прояв­ляется в достижении эффекта синергии, когда его эффектив­ность как целого выше суммарной эффективности составля­ющих компонентов. Эффект синергии является результатом взаимодополнения производственных мощностей предприятий, входящих в комплекс, наличия устойчивых кооперационных связей между ними и более высокого уровня управляемости. Самый высокий уровень интеграции характерен для аграр- но-промышленного, строительного, топливно-энергетического комплексов белорусской экономики.

Поскольку национальная статистика лишь в 2011 г. пере­шла на систему классификации и кодирования экономической и социальной информации по видам экономической деятель­ности, описание структуры и тенденций развития хозяйствен­ных комплексов на ее основе на данной стадии практически невозможно. В связи с этим они характеризуются преимуще­ственно на базе отраслевого принципа формирования, что значи­мо не искажает суть интеграционных процессов, но позволяет достаточно объективно оценить роль и место отдельных комп­лексов в развитии национальной экономики, выявить наиболее перспективные направления их трансформации.

Промышленный комплекс

5.2.1. Структурный анализ промышленного комплекса

Промышленный комплекс является важнейшим межотрас­левым комплексом национальной экономики. В 2010 г. на долю промышленности приходилось 26,8 % ВВП. В промышленнос­ти сосредоточено 31,3 % основных средств от общей их стоимо­сти в экономике, при этом их износ снизился с 62 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. На отрасль приходится 25,3 % от общей числен­ности занятого населения.

Промышленность служит основой расширенного воспроиз­водства. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей. Под воздействием про­мышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, создаются сельскохозяйственные сырье­вые базы и пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.

Особенно велика роль промышленности в формировании внешнеэкономического, научного и инновационного потенциа­лов национальной экономики. На долю промышленной продук­ции в 2010 г. приходилось 85 % белорусского экспорта. Из всех организаций, на базе которых в 2010 г. проводились научные исследования, 24 % являются промышленными предприятия­ми. Затраты на технологические инновации промышленных предприятий (без учета приобретения оборудования) составили 91 % к общей сумме текущих затрат на исследования и разра­ботки в Беларуси.

Институциональные реформы в экономике республики, на­целенные на развитие рыночной инфраструктуры, отразились на структурных изменениях форм собственности в промышлен­ности. К 2005 г. доля частной собственности в общем объеме промышленного производства выроста до 61 %, а к началу 2011 г. — до 75 %. В 2012 г. правительством планируется со­хранить в государственной собственности лишь 37 стратегиче­ских предприятий, обеспечивающих 20 % ВВП, остальные бу­дут приватизированы42.

Значительную роль в развитии промышленного комплекса играют крупные промышленные предприятия, называемые ва- лообразующими. Они обеспечивают основной приток валютных поступлений от экспорта, а также доходов бюджета. По данным на начало 2010 г., в республике насчитывался 171 такой объ­ект, многие из них являются также градообразующими. Ниже приведен список 10 крупнейших валообразующих предприятий Беларуси, на долю которых приходится свыше 30 % общего объ­ема промышленного производства (в скобках указан объем про­мышленного производства каждого предприятия за 2009 г.)43:

1. ОАО «Нафтан» (12,7 трлн руб.);

2. ОАО «Мозырский НПЗ» (11,4 трлн руб.);

3. РУП «ПО «Беларуськалий» (3,4 трлн руб.);

4. РУП «Белорусский металлургический завод» (3 трлн руб.);

5. РУП «Минский тракторный завод» (2,5 трлн руб.);

6. ОАО «Минский автомобильный завод» (2,07 трлн руб.);

7. РУП «ПО «Белоруснефть» (1,54 трлн руб.);

8. ЗАО «Атлант» (1,3 трлн руб.);

9. РУП «Гомсельмаш» (1,05 трлн руб.);

10. РУПП «Белорусский автомобильный завод» (1 трлн руб.).

Рейтинг предприятия по объему промышленного производ­ства не обязательно определяет занимаемое им место по создан­ной валовой добавленной стоимости. Например, для нефтепе­рерабатывающих предприятий, в сравнении с машинострои­тельными, характерен более высокий уровень промежуточного потребления, поэтому показатель ВДС в расчете на 1 руб. про­изведенной продукции у них ниже.

На сегодняшний день учеными и практиками высказыва­ются противоречивые мнения относительно роли валообразу­ющих предприятий в перспективной модели национальной эко­номики. С одной стороны, небольшим количеством крупных структур проще управлять, что облегчает работу профильных министерств и ведомств. С другой стороны, крупные организа­ции проявили меньшую гибкость и адаптивность, нежели ма­лые и средние, перед лицом новых угроз, явившихся следстви­ем мирового финансово-экономического кризиса. Именно по­этому к числу приоритетных направлений структурной модер­низации промышленного комплекса отнесено развитие малых и средних предприятий, особенно на основе привлечения ино­странного и частного капитала в регионы страны.

В мировом масштабе, однако, даже крупнейшие отечествен­ные предприятия сравнительно невелики. Например, годовая выручка конкурента Минского тракторного завода — амери­канской компании «Gohn Deere» превышает 20 млрд дол. США, что составляет более 1/3 годового объема производства всей обрабатывающей промышленности республики. Проблема бе­лорусских валообразующих предприятий, следовательно, зак­лючается не столько в их размере, сколько в разобщенности звеньев. При этом функции координации деятельности про­мышленных гигантов выполняют отраслевые министерства, что обычно не свойственно странам с рыночной экономикой.

Сегодня на мировых рынках сложной технической про­дукции наиболее успешно конкурируют консолидированные предприятия, объединенные в интегрированные холдинговые структуры, что позволяет концентрировать инновационные и финансовые ресурсы. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусмат­ривается создание холдингов в производствах дорожно-строи­тельной и сельскохозяйственной техники, автомобилей и ди­зельных двигателей, цемента и продукции металлургии, быто­вой техники, пищевой промышленности. Системообразующими звеньями в будущих холдингах станут действующие крупные промышленные предприятия.

Структура промышленного комплекса национальной эко­номики находится в процессе непрерывной трансформации. К 2011 г. в республике создано 185 новых производств, модер­низировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Изменение структуры про­мышленности с 2005 по 2010 гг. по видам экономической дея­тельности (согласно классификации ОКЭД) проиллюстрировано данными табл. 5.5, при этом в качестве анализируемых показа­телей рассмотрена доля каждого вида деятельнос<

Наши рекомендации