Тема 6. Экономика великих держав во второй половине XIX – начале XX вв. основные черты экономического развития стран Европы и США между двумя мировыми войнами
ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При изучении темы студент должен получить представление о новых тенденциях мирового экономического развития. Важнейшей стала «вторая технологическая революция ».В результате огромного количества технических изобретений и технологических новаций сложились условия для массового промышленного производства. Вторым обстоятельством стало появление монополий. Необходимо знать основные разновидности монополий, понимать различия между ними. Монополии способствовали концентрации средств, облегчали оборот капиталов. Банки стали полноправным участником процесса производства, способствуя формированию финансового капитала. Важнейшей чертой развития ведущих стран стало преобладание вывоза капитала над вывозом товаров. Поскольку мир был практически поделен между экономически развитыми странами, сложилась единая система мирового хозяйства.
Экономическое лидерство прочно перешло к США, на втором месте оказалась бурно развивавшаяся Германия. Старая промышленность Англии и Франции проигрывала конкуренцию более молодым странам.
При подготовке к семинарскому занятию по теме необходимо изучить структуру хозяйства США и Германии и понять сильные и слабые стороны экономики обоих государств.
Существенной чертой развития мировой экономики после Первой мировой войны стало становление регулируемого капитализма, который пришел на смену капитализму свободной конкуренции. США и Япония оказались единственными странами, оказавшимися в выигрыше после завершения войны, Германия – наиболее пострадавшей. Боясь распространения коммунистических идей на Европу, США предложили Германии план помощи, известный как план Дауэса.После начала мирового кризиса он был заменен более мягкимпланом Юнга.Предпринятые меры способствовали улучшению экономического положения Германии. После прихода к власти Гитлера в стране была введена жесткая тоталитарная модель экономического регулирования с развитым государственным сектором, активной милитаризацией и трудовой повинностью.
Неконтролируемый рост экономики США привел к крупнейшему в мировой истории экономическому кризису 1929–1933 гг., получившему название «Великая депрессия». Необходимость спасения страны вынудила правительство Ф.Рузвельта в рамках теории Дж. Кейнса приступить к государственному регулированию экономики («новый курс»).
В Европе наилучшие результаты борьбы с мировым кризисом продемонстрировала Англия, введя жесткий режим экономии и последовательную протекционистскую политику в рамках плана Дж. Мэя. Был создан «стерлинговый блок», ограничивавший хождение товаров и услуг рамками нескольких стран.
При подготовке к семинару по теме студент должен разобраться в причинах мирового кризиса, оценить эффективность предпринятых мер правительствами разных стран.
ВОПРОСЫ
к практическому занятию
(базовый уровень)
1. «Вторая технологическая революция».
2. Рост акционерного капитала. Первые монополистические объединения. Изменение роли банков и образование финансового капитала.
3. Вывоз капиталов. Формирование системы мирового хозяйства.
4. Старение производственной базы как главная причина замедления темпов развития английской промышленности.
5. Германский экономический бум, его причины и характерные особенности. Милитаризация германской экономики.
6. «Прусский» путь развития сельского хозяйства Германии.
7. Промышленность Франции во второй половине XIX века.
8. Французский банковский капитал.
9. Влияние общеевропейского сельскохозяйственного кризиса на развитие сельского хозяйства Франции и Англии.
10. Экономический подъем в США после гражданской войны 1861–1865 гг.
11. Развитие железнодорожного транспорта, автомобилестроения. Начало экономической экспансии США. Развитие фермерства в США.
12. Первая мировая война и экономика великих держав.
13. Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор.
(повышенный уровень)
14. Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О.Юнга.
15. Экономическая политика фашистской Германии.
16. «Великая депрессия» в США 1929–1933 гг., ее причины. Обострение социальных противоречий.
17. Кейнсианство. «Новый курс» Ф.Рузвельта., его результаты и значение.
18. Становление регулируемого капитализма.
19. Особенности проявления мирового экономического кризиса в странах Западной Европы и попытки его преодоления.
20. План экономии английского банкира Дж.Мэя.
21. Экономическая политика французского правительства Народного фронта.
ВОПРОСЫ
для самостоятельной работы
(базовый уровень)
1. Что такое «технологическая революция»?
2. Чем Вы объясняете изменение роли банковского капитала во второй половине XIX – начале XX вв.?
3. Что позволяло Англии, несмотря на устаревшую промышленную базу, удерживать третье место по уровню экономического развития?
4. Какие преимущества и недостатки имела милитаризация германской промышленности?
5. В чем отличие «прусского» пути от «американского» в развитии сельского хозяйства?
(повышенный уровень)
6. Каковы причины мирового экономического кризиса?
7. Насколько оправданным было вмешательство государства в экономику пострадавших от кризиса стран?
8. Оцените качество мер, проводимых Ф.Рузвельтом в рамках «нового курса».
9. Была ли эффективной гитлеровская экономическая модель? В чем ее слабые стороны?
10. Охарактеризуйте экономическое развитие Франции в период между мировыми войнами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7