Проблема потребления, сбережений, инвестиций в национальной экономике. Эффект мультипликатора
Потребление (потребительские затраты) – это затраты домохозяйств на приобретение товаров и оплату услуг для удовлетворения личных потребностей.
Основные закономерности потребления:
- чем меньший безналоговый доход домохозяйств, тем большая его часть расходуется на текущее потребление и жилье;
- с возрастанием дохода увеличиваются затраты на более качественное питание (тем не менее существует граница расходования дополнительных денег на питание);
- потребительские затраты на одежду, товары длительного пользования, отдых возрастают более высокими темпами, чем доход;
- при условиях платности образования и здравоохранения их доля в потребительских затратах все более увеличивается.
Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:
· уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако
· в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:
Yd = С + S,
то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения.
Сбережения – это непотребленная часть личного безналогового дохода.
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;
2) обеспечение в старости;
3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);
4) обеспечение детей в будущем и т.п.
В экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
, очевидно, что 0< mpc<1.
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:
(0< mps<1)
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
· часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением – `С. Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
Рис. 1 — Функция потребления и сбережения Кейнса |
Yd |
C |
mpс |
S |
dissavings |
savings |
mps |
Yd |
Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (`С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.
Функция сбережений Кейнса имеет вид:
В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента
График функции сбережений представлен на рис.1.(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (`С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.
· из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume – apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps): (0< apc < 1); (0< aps < 1).
Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1:
mpc |
apc |
mpc apc |
C |
mpcSR |
apc=mpcLR |
а) |
б) |
Yd |
Yd |
Рис. 2.— Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению. |
.
Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а аpc по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в потребительской функции Кейнса графически можно представить следующим образом:
В долгосрочном периоде предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению равны:
mpc LR = apc (по данным Кузнеца ), и средняя склонность к потреблению (доля потребления в доходе) есть величина постоянная (apc = const). Это означает, что mpc в краткосрочном периоде и mpc в долгосрочном периоде, равная apc, отличаются по величине. И существуют две функции потребления: краткосрочная и долгосрочная. При этом долгосрочная кривая потребления более крутая, чем краткосрочная (mpc LR > mpc SR).
Кроме дохода на объемы потребления и сбережения влияют следующие недоходные факторы:
1. Богатство — чем больше размер уже накопленного богатства (недвижимого имущества и финансовых средств), те меньше стимулы к сбережениям.
2. Налоги — чем меньший размер налогов, тем больший безналоговый доход и соответственно увеличивается возможности как потребления, так и сбережение.
3. Отчисление на социальное страхование — увеличение этих отчислений приводит к сокращению текущего потребления и сбережения, но вместе с тем чем лучше система социального обеспечения, тем меньше сбережения населения на протяжении трудовой жизни.
4. Уровень цен — рост цен ведет к сокращению потребления и сбережение, и наоборот.
5. Ожидания — если ожидания населения относительно будущих изменений цен, доходов, возникновения дефицита неблагоприятные, домашние хозяйства вынуждены создавать резервные запасы, тем самым увеличивая текущее потребление и уменьшая сбережения. Ожидание прироста денежных доходов в будущем также активизирует потребительский спрос в текущем периоде.
6. Потребительская задолженность — чем больше потребительская задолженность, тем меньше объемы потребления и сбережений, и наоборот.
7. Процентная ставка — при возрастании процентной ставки текущее потребление уменьшается, а сбережения возрастают, что вместе с тем увеличит будущее потребление.
С точки зрения Кейнса, объем потребительских расходов значительно воздействует на занятость в национальной экономике и на величину национального продукта (сбережения являются «утечкой» из потока расходы – доходы). Недостаток потребительских расходов должен быть компенсирован для обеспечения макроэкономической стабильности инвестиционными расходами бизнеса.
Под инвестициями понимают экономические ресурсы, направленные на расширение и модернизацию производственного потенциала.
Объемы произ-водства |
Затраты на капитал в зависимости от налоговой политики и процентной ставки |
Конъюн-ктурные колебания экономики |
Ожидания на будущее |
Факторы инвестиционного спроса |
Инвестиции распределяются на три основные группы:
1) Инвестиции в основной капитал (70%) - это инвестиции в основные производственные фонды (машины, оборудование, капитальное строительство предприятий);
2) Инвестиции в жилищное строительство (25%) - это затраты на поддержание жилищного фонда и строительство нового жилья;
3) Инвестиции на увеличение запасов (5%) - это резервы сырья, полуфабрикатов, которые принадлежат фирмам. Инвестиции в запасы могут увеличиваться и уменьшаться. Если они увеличиваются, то это будут положительные инвестиции, а если уменьшаться - отрицательные. Таким образом, не только домохозяйства инвестируют, но и фирмы тоже. Домохозяйства покупают жильё, а это является инвестированием. Фирмы покупают производственные товары или заменяют действующие, устаревшие производственные фонды.
Т.е. инвестиции существенно влияют на совокупный спрос, ВВП, занятость. К тому же инвестиции содействуют накоплению фондов предприятий и создают базу для экономического роста. Нерациональное использование инвестиционного капитала ведет к сокращению ВВП.
В кейнсианской модели процентная ставка не может гарантировать перелив сбережений в инвестиции, так как субъекты сбережений и инвесторы представляют собой разные группы с разной мотивацией поведения.
· Субъекты сбережений руководствуются мотивом роста собственного богатства.
· Мотивация инвесторов зависит от ожидаемой прибыли, от ставки процента и от предельной эффективности капиталовложений.
Спрос на инвестиции – планируемый уровень инвестиционных расходов на увеличение физического капитала и товарных запасов. Основные факторы спроса: ожидаемая норма чистой прибыли и ставка процента.
Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между процентной ставкой и величиной совокупных инвестиций. Очевидно, что инвестиции есть функция нормы процента:
I = I (r).
График спроса на инвестиции:
I |
r |
I |
r |
Различают номинальную и реальную ставку процента. Процентная ставка – цена, которую бизнес должен уплатить чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала.
Реальная ставка процента = номинальная – темп инфляции
Инвестиции будут осуществляться до тех пор, пока ставка процента будет равна ожидаемой норме прибыли. Спрос на инвестиции зависит от:
- налогов;
- издержек на приобретение, эксплуатацию оборудования;
- технологических изменений;
- наличного основного капитала;
- ожидаемой отдачи от инвестиций.
Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем производства и национального дохода и обратное влияние прироста национального дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чистые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный, либо индуцированный характер.
Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влияние на рост или падение национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расширение внешних рынков и т. п. Поскольку анализ Дж. Кейнса носит статичный характер и ведется применительно к краткосрочному периоду, который предполагает, что перечисленные выше факторы не меняются, то практически речь идет об инвестициях, финансируемых из государственного бюджета, и, прежде всего, за счет его дефицита. Кроме того, источником автономных инвестиций могут выступать внешние займы.
График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия.
I |
Ia |
Y |
I |
График предполагает постоянный уровень планируемых инвестиционных расходов, неизменный уровень инвестиционного спроса. В действительности он немного приподнимается.
Поскольку инвестиции в модели являются автономными, и не зависят ни от уровня дохода, ни от ставки процента, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестиционных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестиционных расходов.
Результирующий график пересечет биссектрису в новой точке. Анализируя динамику равновесного национального продукта, Кейнс столкнулся с эффектом мультипликатора. Мультипликатор – множитель, мультипликационный эффект – расширяющий результат.
Мультипликатор автономных инвестиций – коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.
Изменения реальных объемов производства Изменения в начальных затратах |
Мультипликатор затрат (m) |
=
Рис. — Мультипликатор автономных расходов |
DE=DI |
F |
D |
A |
B |
C |
Y0 |
Y1 |
Y |
E |
45° |
DI |
DY |
Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов. Если происходит приращение общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в m раз превышает прирост инвестиций.
Следует сказать, что мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций.