Действия фирмы по максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции
Классификация рыночных структур производится в неоклассической теории (экономикс). При этом различаются следующие четыре основные структуры: во-первых, совершенная или чистая конкуренция; во-вторых, монополистическая конкуренция; в-третьих, олигополия; в-четвёртых, чистая монополия. Чем же они отличаются друг от друга?
Совершенная или чистая конкуренция характеризуется большим количеством фирм на рынке данного товара. При этом конкурирующие фирмы производят однородную продукцию, а значит, при одинаковой цене потребителю безразлично, у какого именно продавца приобретать её. По причине стандартизации продукции отсутствует неценовая конкуренция, то есть основанная на различиях в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
Важно отметить, что при совершенной продукции продавец лишён возможности диктовать цену на свой товар, а вынужден приспосабливаться, «дублировать» ту цену, которая объективно для покупателей и продавцов складывается на рынке взаимодействием спроса и предложения. Ещё одна существенная особенность совершенной конкуренции – отсутствие юридических, финансовых, технологических и прочих барьеров, свободный доступ для входа на рынок данного товара новых фирм-продавцов. И, конечно, такая же свобода существует для выхода из данного рынка и переключению фирм на другой вид предпринимательской деятельности.
В современной экономике, не только отечественной, но и западной, совершенная конкуренция – большая редкость, исключение. Широкое распространение она, видимо, имела лишь на заре истории рыночной экономической системы, в ХVIII-ХIХ веках. Зачем же сегодня тратить время на изучение данной рыночной структуры? Затем, чтобы лучше понять закономерности функционирования других, в том числе и распространённых сегодня структур, поскольку они «вырастают» из неё, выступают её модификацией с развитием экономики. Ведь рынок, как убедительно показал В.И. Ленин в книге «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 год), развиваясь по своим рыночным законам, объективно приводит к антирынку, к монополизму.
Почему же так происходит? Может, потому, что капиталисты, как называли их Маркс и Ленин, или бизнесмены-предприниматели, как обычно их называют в последнее время, - это такие нехорошие по своим субъективно-психологическим качествам люди, что им не хочется жить и заниматься бизнесом в условиях совершенной конкуренции, а непременно не терпится образовывать вместо неё монополию, антирынок. Нет, дело, конечно, не в субъективно-психологических качествах продавцов-предпринимателей, а в объективной, как показал Ленин, тенденции. Как она реализуется в конкретной экономической практике?
Как известно, важнейшая (заметим, объективная) цель предпринимателя – максимизация прибыли. Объективная, потому что независимо от субъективных качеств его: добрый он или жадный – иначе вообще становится в любом случае бессмысленной какая-либо предпринимательская деятельность. А помните, как рассчитывается прибыль? Правильно, мы отмечали это в предыдущей теме: как разность между выручкой и издержками производства и реализации продукции. То есть для осуществления намерения бизнесмена максимизировать прибыль есть два пути: или увеличение выручки, или снижение издержек. Второй путь – снижение издержек – является «внутренним» делом предпринимателя и его фирмы, оно, разумеется, не требует смены рыночной структуры, а выступает обязательным требованием к бизнесу, условием максимизации прибыли при любой рыночной структуре.
Другое дело, если мы посмотрим теперь на первый путь максимизации прибыли – увеличение выручки, которая, как известно, представляет собой произведение цены единицы товара на количество проданных единиц. Этот путь, как нетрудно догадаться, в условиях совершенной конкуренции – «головная боль» бизнесмена, источник его хронической неудовлетворённости. Ведь для максимизации прибыли надо повышать цену, но этого-то как раз и не волен сделать продавец в условиях совершенной конкуренции, где цена, как мы уже отмечали, устанавливается взаимодействием спроса и предложения на рынке, независимо от воли отдельно взятого продавца.
Причём не путайте, пожалуйста, объективную закономерность-тенденцию с субъективным осознанием её предпринимателем или кем-либо ещё. Если спросить наших бизнесменов, кто является самым активным сторонником рынка (а значит, совершенной конкуренции, как его типичного выражения), то он ответит, что такими сторонниками являются он сам и подобные ему предприниматели-продавцы. Так ему кажется. А в действительности это кажущееся явление на 180% противоречит сущности. В чём она здесь заключается? В том, что настоящая рыночная экономическая система (когда цены не могли быть выше рыночного равновесия спроса и предложения) выгодна миллионам покупателей, домашним хозяйствам, но уж никак не продавцам-предпринимателям. Выгодна она и обществу в целом, так как обеспечивает относительную социальную стабильность. А вот объективным врагом и могильщиком рыночной системы выступает именно продавец-предприниматель (независимо от того, осознаёт он или не осознаёт, добрый он или жадный по своим субъективным качествам).
Ведь неизбежная и объективно возникающая мечта среднестатистического предпринимателя – достижение такого антирыночного состояния, когда он сам может диктовать цену своего товара на рынке, поскольку, как мы уже отмечали, в повышении этой цены заключается один из путей максимизации прибыли. А таким антирыночным состоянием и является монополия. Движение к ней от совершенной конкуренции и характеризовало тенденцию эволюции экономики европейских стран и России в течение ХIХ века, как показал В.И. Ленин в книге «Империализм как высшая стадия капитализма».
Однако в соответствии с государственным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Экономика (Экономическая теория)» мы должны в данной теме рассмотреть, как же действует или должна действовать фирма-производитель в условиях совершенной конкуренции, чтобы максимизировать свою прибыль, согласно рекомендаций неоклассической теории.
Прежде всего обратим внимание на спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта.
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D = MR = AR.
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P х Q. В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
А теперь обратим внимание на предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде характеризуется пересечением кривых спроса и предложения.
При анализе поведения фирмы используется важное теоретическое допущение, что производитель ведет себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.
Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае, когда MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = МR, можно считать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (то есть ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).
Однако модель совершенной конкуренции бессильна решить проблему неравенства доходов в обществе. А ведь это неравенство может стимулировать производство «безделушек» для богатых и отказывать бедным в самом необходимом. Кроме того, в условиях рынка совершенной конкуренции производители обычно стараются избегать расходов (издержек) на охрану окружающей среды, поскольку это оборачивается дополнительными вычетами из прибыли. Совершенная конкуренция не обеспечивает и таких общественно необходимых потребностей, как национальная оборона, развитие фундаментальной науки, социальная защита населения и т.п.
Надо признать, что рынки совершенной конкуренции не всегда означают использование и разработку наиболее эффективной техники и технологии, так как в определённых сферах производства применение эффективной технологии возможно лишь на базе очень крупных предприятий. А это, согласитесь, не отвечает условиям совершенной конкуренции.
Наконец, совершенная конкуренция с её стандартизацией продукции сужает диапазон свободного выбора потребителей и более полного удовлетворения их потребностей. Все эти проблемы в большей степени решают другие структуры: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.