Тема 2.1 Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.
Тема 2.2 Теория поведения потребителя
Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).
Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.
Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.
Графическая интерпретация равновесия потребителя.
Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена–потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена–потребление» и кривые спроса для различных видов благ.
Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход–потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход–потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.
Эффект дохода и эффект замещения. Изменение цены товара и изменение относительной цены и реального дохода. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.
Рыночной спрос и построение кривой рыночного спроса.
Тема 2.3 Рыночное поведение конкурентных фирм
Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.
Совершенная конкуренция и эффективность.
Тема 2.4 Чистая монополия
Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.
Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
Тема 2.5 Монополистическая конкуренция
Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Тема 2.6 Олигополия
Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
Олигополия и эффективность.
Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти.
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Тема 2.7 Рынок труда
Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.
Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.
Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате: разнородность работников (теория человеческого капитала), разнородность рабочих мест, иммобильность, дискриминация. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, определяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца.
Влияние глобализации и научно-технического развития на мировой рынок труда.
Особенности рынка труда в Республике Беларусь.