Экономика предприятия в ИГиТ - предмет изучения

Воздействие экономических факторов на туризм

Экономика туризма основывается на общей экономической теории, основанной на двух подходах: макроэкономическом и микроэкономическом.

В макроэкономике, как и в микроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анали­зирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика — состав и распределение общественного про­дукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.

На макроуровне значение туризма оце­нивается:

- по вкладу в доход государства;

- предоставлению рабочих мест, уровню занятости;

- доходу занятых в системе туризма;

- туристскому спросу;

- туристскому предложению;

- роли туризма в платежном балансе страны и другим эконо­мическим выгодам и др.

Важнейшими показателями оценки эффективности дея­тельности туризма на макроуровне являются:

- развитость инфраструктуры туризма;

- количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу);

- доходы от предоставленных туристских услуг;

- туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платёжный баланс страны;

- число рабочих мест;

- доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму и др.

Микроэкономика туризма рассматривает экономическое поведе­ние на уровне предприятия - это наука о принятии решений, изуча­ющая поведение отдельных экономических субъектов. Непосредственным предметом микроэкономики являют­ся: экономические отношения, связанные с эффективным ис­пользованием ограниченных ресурсов; принятие решений от­дельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следу­ющих вопросов:

- экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, соб­ственность и государство;

- принятие экономическими субъектами решений и реа­лизация ими соответствующих экономических дей­ствий;

- проблема выбора одного из альтернативных вариантов.

Главная задача экономических субъектов микроэкономи­ки заключается в том, чтобы осуществить экономический вы­бор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом об­ществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

- что производить и в каком объеме;

- каким образом производить избранные виды благ;

- кто получает то, что произведено;

- какой объем ресурсов использовать для текущего по­требления и какой — для будущего.

Микроэкономика изучает эти вы­шеназванные четыре основные проблемы.

Объект микроэкономики - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие эко­номические проблемы, разрешаемые в соответствии с существу­ющими институтами.

Объектами микроэкономики являются:

- отдельные индивиды и их домохозяйства;

- фирмы, собственники первичных производственных ресурсов;

- крупнейшие корпора­ции, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее преде­лами;

- отдельные отрасли экономики.

На микро экономическом уровне значение туризма оце­нивается:

- по развитости материально-технической базы туризма;

- по объему и структуре предоставляемых услуг;

- по уровню конкурентоспособности и туристскому балансу (соотношение въездной/выездной туризм);

- по степени взаимодействия с другими отраслями экономики;

- по другим эконо­мическим выгодам.

Важнейшими показателями оценки эффективности дея­тельности туризма на микроуровне являются:

- объем обслуживания туристов, чел.;

- объем обслуживания, чел. - дней;

- объем обслуживания экскурсантов, чел.;

- выручка от реализации туристского продукта, услуг, р.;

- прибыль, р.;

- рентабельность, %.

-

Типы рынков по конкуренции

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной олигополией Монопольный рынок
Один Рынок с монопсонией Рынок с монопсонией Рынок с двойной монополией

Совершенным называется только лишь один рынок, т.к. на нем рыночная власть покупателей и продавцов минимальна. Для возникновения совершенной конкуренции необхо­димы пять условий. Все продавцы на рынке будут совершен­ными конкурентами, если:

- каждый из них мал относительно рынка в целом;

- продук­ция является однородной;

- покупатели хо­рошо информированы о ценах продавцов;

- продавцы действуют независимо друг от друга;

- предприятия могут свободно выходить из от­расли и входить в отрасль.

Первое из этих условий гарантирует, что ни одно из предприятий не может оказывать заметного влияния на со­вокупный объем предложения. Второе условие, согласно которому продукт дол­жен быть однородным, гарантирует, что потребите­лям будет безразлично у какого продавца покупать товар. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому по­купатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряет всех своих клиентов. До тех пор по­ка покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запра­шивают другие.

Следующее условие требует, чтобы все продавцы в отрасли действовали независимо. Совершенно кон­курентные продавцы не объединяются для установ­ления соглашения о цене, которую они все назна­чат, или о совокупном объеме предложения. Конечно, каждый продавец заботится о своем собственном бизнесе, пы­таясь выбрать подходящий объем выпуска (максимизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.

Последнее, пятое условие, согласно которому продавцы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в от­расль и что убыточные фирмы могут по своему же­ланию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посред­ством соглашения о сокращении выпуска, посколь­ку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.

Все остальные рынки - несовершенные.

Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных про­давцов и множество средних и мелких. Закономерность появления олигополий очевидна, поскольку нельзя запретить предприятию расширяться, увеличивать масштаб производства, сливаться или поглощать другие предприятия в своем развитии. Олигополистический рынок — это ры­нок, на котором большая часть выпускаемой продук­ции производится крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказы­вать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

Например, энергетическая, автомобильная и металлургическая промыш­ленности являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, но цена определяется действиями, пред­принимаемыми всеми продавцами, как и при совер­шенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фир­мы.

На олигополистических рынках продукция мо­жет быть дифференцированной и если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекла­ме продукции. Чтобы рассчитать последствия изме­нений этих переменных, как и последствия измене­ний цены, олигополист должен предвидеть вероят­ную реакцию своих соперников.

На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барье­ры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры вхождения, тем более вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет при­влекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

Самым крайним случаем несовершенной конкурен­ции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Термин «монополия» взят из древнегреческого языка и означает «один продавец». В реальной жизни монополия - это всегда во­прос власти над рынком.

Поскольку монополист является единственным поставщиком товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определя­ется рыночным спросом на его продукцию. Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком) по­вышать цену на свою продукцию путем огра­ничения своего собственного объема выпуска.

На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проник­новение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный при­ток прибыли.

Олигопсония - это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда работники руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «монопсония» также греческого происхождения и означает «один покупатель». Термин «монопсония» принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.

Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, боевого оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль.

Преобладание в реальной жизни несовершенных рынков требует их должной организации. Поэтому рынки подразделяют на организованные и неорганизованные.

Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимонопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д. Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах.

Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными каналами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д.

Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками установленных законов. К таковым, прежде всего, относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство и продажа которых запрещена. Также к неорганизованным относят и «серые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил, например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «теневой рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д.

«Во всех странах существует неорганизованный рынок, но его удельный вес в общей торговле зависит, как правило, от степени цивилизованности рыночных отношений. В большинстве развитых стран эта доля не превышает 5-10%, тогда как в неразвитых странах эта доля может достигать 40%. Невысокий уровень неорганизованных рынков считается явлением нормальным и даже необходимым, так как «отмывание» денег, полученных на неорганизованных рынках, происходит в сфере легального производства. Так что «теневой» рынок подпитывает «светлый» рынок.

Дальнейшую классификацию рынка можно проводить по разным критериям:

По объектам купли и продажи:

Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.

Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без его развития теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Рынки средств производства тесно связаны с рынками ссудных капиталов. Дело в том, что для массовой закупки техники необходимы довольно значительные средства, которые у предприятий не всегда в нужное время есть, поэтому приходится прибегать к займам на рынках ссудных капиталов. На данном рынке предприятие может взять ссуду на условиях ее возврата и уплаты процента, для того чтобы ее использовать на приобретение нужных средств производства. Но средства, необходимые для приобретения техники, могут быть получены и в результате выпуска ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций».

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных денежных бумаг) и на рынок капиталов (средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки.

Рынок услуг, в том числе гостеприимства и туризма существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование.

По времени использования рынок товаров и услуг можно разделить на рынки:

- товаров длительного пользования;

- текущего пользования.

На рынках товаров длительного пользования может наблюдаться очень интересный эффект. Производитель товара длительного пользования конкурирует сам с собой. Действительно, если производитель продал товар в текущем периоде, то в следующем периоде он его не продаст и не получит прибыли. Поэтому на таких рынках производитель обязан делать межвременной выбор.

По географическому положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой рынки.

По видам продаж:

- розничный;

- оптовый.

Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Характерной особенностью оптовой торговли является ее посредническая роль. Она занимает место между производством и розничной торговлей. Наличие оптовой торговли различного масштаба делает возможным многоступенчатое посредничество.

Связь розничной торговли с оптовой может быть обеспечена через сбытовую или потребительскую кооперацию. Она представляет собой объединение для совместной покупки или продажи товаров оптом, Это снижает издержки обращения и ускоряет оборот капиталов. Деятельность торгующих предприятий находит отражение в цене товара. Товаропроизводитель продает товары по оптовой цене предприятия оптовому торговцу, который увеличивает ее на величину оптовой наценки и продает розничному продавцу, который к цене добавляет розничную наценку. В свою очередь, как оптовая, так и розничная наценка должна возместить торговцам их издержки и дать определенную прибыль (как минимум нормальную)».

По технологиям сделок:

- с посредником или без него;

- с помощью наличных или безналичных денег.

Вопросы к самоподготовке:

1. Охарактеризуйте состав дисциплин входящих в экономическую науку.

2. Что изучает экономика предприятия?

3. Охарактеризуйте значение туризма на макроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности дея­тельности туризма на макроуровне.

4. Охарактеризуйте значение туризма на микроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности дея­тельности туризма на микроуровне.

5. Объясните понятия Экономическая деятельность предприятия и Экономические агенты.

Экономика предприятия в ИГиТ - предмет изучения

Курс «Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма» является составной частью специальных дисциплин экономической науки, формирующих уровень знаний специалистов экономико-управленческого профиля сферы туризма. Главной целью его преподавания является формирование у будущих специалистов не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений в области управления экономикой предприятия.

Рассмотрим основные понятия предмета изучения.

Экономическая наука — это наука об управлении ресурсами, изучающая поведение и отношения людей, которые в условиях ограниченности средств стремятся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности.

Экономическая теория изучает что, как и для кого, человеческое общество должно производить в условиях неогра­ниченных потребностей индивидов и ограниченных возможностях экономических систем.

Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый кластер дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, математические методы в экономике, эконометрика, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия, экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

Экономическая наука подобна «стволу древа», «кроной» которого является совокупность общих и частных дисциплин, см. рис. 1.1.

История экономических учений  
Общие экономические дисциплины
Экономическая наука
Специальные экономические дисциплины
Экономическая теория
Макроэкономика
Микроэкономика
Математические методы в экономике
Эконометрика
Теория принятия решений
Статистика  
Менеджмент  
Экономика труда  
Инженерная экономика
Отраслевая экономика
Маркетинг
Контроллинг  
Бухгалтерский учет  
Управленческий учет  
Финансовый учет
Экономика предприятия и другие дисциплины
История экономики и другие дисциплины

Рис. 1.1. Состав дисциплин экономической науки

Кратко охарактеризуем общие экономические дисциплины:

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Макроэкономика — наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её составляющие), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование и т. п. Макроэкономика оперирует такими понятиями как ВВП, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, платежный баланс, рынки денег, товаров и труда, используя агрегированные показатели. Впервые термин употреблён в 1933 году.

Микроэкономика изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика – это наука о принятии решений между субъектами экономической деятельности. Ее основными проблемами являются:

- цены, объемы выпуска и потребления конкретных благ;

- состояние отдельных рынков;

- распределение ресурсов между альтернативными целями.

Математические методы в экономике — научное направление в экономике, позволяющее анализировать и прогнозировать состояния экономических процессов с помощью математических и эконометрических методов. Включают в себя:

- математическую экономику;

- эконометрику;

- теорию принятия решений.

Математические методы являются важнейшим инструментом анализа экономических явлений и процессов, построения теоретических моделей, позволяющих отобразить существующие связи в экономической жизни, прогнозировать поведение экономических субъектов и экономическую динамику. Математическое моделирование становится языком современной экономической теории, одинаково понятным для учёных всех стран мира

Эконометрика — это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы — это, прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных с помощью компьютеров. Именно в нашей стране создана наиболее мощная научная школа в области основы эконометрики — теории вероятностей.

Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии; изучает закономерности выбора людьми путей решения разного рода задач, а также исследует способы поиска наиболее выгодных из возможных решений. Найти решение эмпирически — это не значит найти верное решение. Соответствие решения прошлым результатам — не гарантирует совпадения в будущем. Эмпирическое решение является только первым этапом. Вторым необходимым этапом является доказательство совпадения пространственных и временных характеристик.

Статистика — отрасль знаний и соответствующие ей учебные дисциплины, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных. Статистика как наука включает разделы: теоретическая статистика (общая теория статистики), прикладная статистика, математическая статистика, экономическая статистика (эконометрика), иные отраслевые статистики и др.

История экономических учений — фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.

История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками, является одной из смежных наук.

Кратко рассмотрим специальные экономические дисциплины:

Менеджмент — наука об управлении организацией и ее социальной системой, где главную роль играют люди. Менеджмент - это процесс управления, направленный на достижение цели и это система управления организацией. Менеджмент включает:

1. Управление производством.

2. Управление персоналом.

3. Маркетинг.

4. Управление продажами.

5. Финансовый менеджмент.

6. Управление проектами.

7. Стратегический менеджмент.

8. Инновационный менеджмент.

9. Управление инвестициями.

10. Экологический менеджмент.

11. Контроллинг.

12. Управление качеством.

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии.

Маркетинг, по мнению большинство исследователей — это процесс создания конкурентного преимущества для товаров/услуг производителя. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать фирма. Маркетологи определяют спрос и возможности, то есть пребывают в постоянном поиске покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. В процессе маркетинга производится сегментирование рынка и выбор тех его частей — целевых сегментов, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Фирма разрабатывает планы создания и доведения продукции до потребителя, а также конкретную стратегию маркетинг-микс (marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Осуществление маркетинга означает создание системы маркетингового аудита, которая позволяет фирме оценивать результаты проводимых мероприятий и на собственном опыте постоянно развивать и пополнять собственные методы воздействия на потребителей. При этом следует учитывать, что маркетинг начинается не столько с товара, сколько с поиска потребностей рынка в новых и старых товарах, услугах и идеях.

Контроллинг — это комплексная система управления предприятием включающая в себя управленческий учёт, учёт и анализ затрат с целью контроля всех статей затрат, всех подразделений и всех составных производимой продукции или услуги и их последующего планирования. Контроллинг обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти). Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества. В различных странах занимающиеся контроллингом менеджеры могут иметь различный уклон. Так например в США присутствует финансовый уклон (бюджетирование, управление страховками, управление налоговой стороной и т. д.), а в Германии более развито управление затратами и их планирование и т. д.

Отраслевая экономика изучает особенности формирования, развития и функционирование различных отраслей экономики, основным содержанием которой является изображение объектов отраслевой структуры, изучаемых и используемых какой-либо отраслью науки или национальной экономики для решения задач их развития. Отраслевая структура – это совокупность отраслей экономики, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура экономики представлена двумя сферами: материального производства и нематериального производства.

Производственная сфера включает:

1. Отрасли, создающие материальные блага – промышленность, сельское хозяйство, строительство.

2. Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь.

3. Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, – торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

1. Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, включая гостиницы и другие средства коллективного размещения, бытовое обслуживание, транспорт, связь и туризм, связанные с обслуживанием населения.

2. Отрасли социального обслуживания – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.

3. Образование, культура, искусство.

4. Наука и научное обслуживание.

5. Кредитование, финансы и страхование.

6. Аппарат органов управления.

7. Прочие отрасли.

Инженерная экономика изучает теорию и практику прогнозирования и обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия с помощью системы технико-экономических расчетов, обеспечивающей международную сопоставимость объектов, объективность их оценки и совместимость с конструкторско-технологическими расчетами с учетом эргономики и экологии производства на разных уровнях управления развитием производства. Особое место занимает концепция обеспечения конкурентоспособности объектов, основанная на ресурсно-прозрачном критерии (технологической функции) развития производства.

Экономика труда – это экономическая наука, посвященная исследованию тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей; соци­ально-трудовые отношения; воспроизводство трудовых ресурсов и рабочей силы; правовые, организационные и социально-экономические механизмы управления трудом.

Объект исследования: наемные работники, трудовые коллективы и работодате­ли; рынок труда, занятость и безработица; организация и нормирование труда; доходы и заработная плата в Российской Федерации, ее регионах, в отраслях и на предприятиях всех организационно-правовых форм; прогрессивные международ­ные нормы и стандарты в области экономики труда и социально-трудовых отношений.

Бухгалтерский учет – это дисциплина, изучающая систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые ими в процессе их деятельности. Сбор и регистрация осуществляются посредством составления:

- первичных документов;

- письменных свидетельств о совершении хозяйственной операции.

Бухгалтерские документы являются основой для руководства и управления предприятием, обеспечивают производственный процесс и контроль за результатами деятельности организации.

Управленческий учет – это внутрифирменное оперативное управление предприятием, его финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров не только самого высшего, но и среднего уровня, которые решают проблемы на предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Он является частью управленческой и маркетинговой информационных систем, используется для ценообразования, подведения итогов движения капитала и текущих операций, планирования налоговых отчислений.

Финансовый учет – этопроцесс подготовки учетной информации, которая используется внутренними и внешними пользователями. Финансовый учет основывается на общепринятых международных стандартах и принципах. Правила ведения и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются государством. Объектами финансового учета в соответствии с классификацией по функциональной роли и источников образования являются:

- денежные средства на расчетном и валютном счете, в кассе;

- расчеты:

- с поставщиками

- с покупателями

- с организациями соцстраха и пенсионного обеспечения

- с бюджетом

- с банком

- с персоналом;

- производственные запасы;

- основные средства;

- капитальные вложения;

- нематериальные активы;

- финансовые вложения в ценные бумаги;

- готовая, отгруженная и реализованная продукция;

- фонды, резервы и займы;

- финансовые результаты и использование прибыли.

Экономика предприятия - это дисциплина изучающая, как определённые и ограниченные ресурсы для производства полезной продукции и услуг распределяются и используются в рамках отдельно взятого предприятия. Экономика предприятия – это совокупность факторов производства, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности, доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Предприятие - это субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или кол­лективного). В экономике функционируют самые различные предприятия. Они отличаются друг от друга по ряду признаков: отраслевой принад­лежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции и услуг; методам организации производ­ства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и др.

Классификация предприятий имеет большое значение для организации экономики и производственного процесса, разра­ботки организационной структуры управления, компьютеризации, логистики снабжения и сбыта, квалификационных требований к работникам и других целей. Классификация ведется по следующим признакам:

1. По отраслевой принадлежности предприятия, включая: характер производства и потребляемые ресурсы; на­значение и свойства готовой продукции или услуг; техническая

Наши рекомендации