Основы теории макроэкономики
Глава 8
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Центральное место в макроэкономике занимают такие фундаментальные понятия, как «национальная экономика» и «национальный продукт». Не имея представления о них, невозможно постичь современные проблемы макроэкономики. В данной главе рассматриваются также состав национального продукта, различные подходы к его измерению, понятие и структура национального богатства.
8.1. Общая характеристика национальной экономики
Ключевым в макроэкономике является понятие «национальная экономика». Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только складывающимися условиями воспроизводства, но и территориально, а в связи с этим, наличием полезных ископаемых, населением, географическими факторами и т.д.
В наиболее общем виде определение национальной экономики дал лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: «Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа взаимосвязанных различных видов деятельности»*. Однако подобным образом можно охарактеризовать и политическую систему, и систему социальную, и другие виды человеческой деятельности.
Представители немецкой исторической школы Густав Шмоллер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер включали в это понятие геопо-
* Леонтьев В. Экономическое эссе: теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. С. 21.
263
нитические, социально-исторические, национально-психологические (менталитет населения) и даже антропологические факторы. Некоторые современные авторы рассматривают национальную экономику как пространственно определенную, национально специфическую организацию экономической жизни общества. По их мнению, национальная экономика — это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике, традиции и национальную психологию*.
Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система». Оно конкретизирует тип экономической системы, отражает ее специфику, обусловленную географическим положением страны, участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика — это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хозяйственной деятельности.
Основу национальной экономики составляют фирмы (предприятия, организации), домашние хозяйства. Они объединены в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняют свои определенные функции в общественном разделении труда, производят товары или услуги.
Каждая национальная экономика как система развивающаяся имеет свои цели — долгосрочные, связанные с реализацией общей концепции данной модели национальной экономики, и краткосрочные, определяющие более конкретные показатели в промежуточные периоды.
Конечной общей целью национальной экономики является обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Эта общая цель складывается из ряда конкретных целей, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
1) обеспечение стабильно высоких темпов роста национального объема производства, что означает устойчивый рост объема производства товаров и услуг в данной стране без спадов и кризисов;
* Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. пособие. М.: Дело, 1997. С. 7.
264_________________________________________ Раздел III
2) достижение стабильности цен. Следует уточнить, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста национального продукта, снижают занятость на селения. Низкие цены привлекают потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность на селения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавное регулируемое изменение в соответствии с изменением доходов населения;
3) поддержание высокого уровня занятости, т.е. такого положения, когда каждый желающий получить работу находит ее. Однако это не означает занятость всего трудоспособного населения. В любой стране в каждый данный момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Кроме того, всегда есть так называемая структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест сложившейся структуре рабочей силы. Таким образом, полная занятость обычно составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы, он равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы;
4) сохранение внешнеторгового баланса, т.е. достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильности обменного курса национальной валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если же экс-порт превышает импорт, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. Поэтому одной из целей национальной экономики является стабилизация обменного курса валют.
Ставятся и другие цели: экономическая эффективность, справедливое распределение доходов, экономическая свобода и др.
Характер и способ достижения каждой цели зависят от типа экономической системы, к которой относится национальная экономика, от ее специфики.
Основы теории макроэкономики____________________ 265
Cтратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.
В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
Источник: Основные направления социально-экономического
развитияРеспублики Беларусь на период до 2010 г.
Мн.: ООО «Мисанта», 2002. С. 66.
Особенностью современных макроэкономических целей в национальной экономике Беларуси является их социальная направленность. Это находит выражение, например, в перераспределении бюджетных средств в социальную сферу. В период существования СССР самой крупной статьей расходов госбюджета было финансирование народного хозяйства (около 30 %). Сейчас примерно такую же величину составляют расходы бюджета Республики Беларусь на социальные цели — образование, здравоохранение, социальные пособия.
Национальная экономика состоит из двух крупных сфер — производства товаров и производства услуг, в совокупности составляющих реальный сектор экономики. Всвою очередь каждая из этих сфер делится на крупные группы основных отраслей.
Важнейшей составной частью национальной экономики является производство товаров — сфера, вкоторой создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления (материальное производство). Все предприятия этой сферы можно подразделить на две группы:
1)производство средств производства;
2) производство предметов потребления.
В материальное производство входят следующие укрупненные отрасли:
• промышленность;
• сельское хозяйство;
• строительство;
• транспорт;
• торговля;
• связь.
Крупнейшей из них является промышленность, формируемая двумя группами — добывающей и обрабатывающей. Отрасли промышленности, в свою очередь, подразделяются на отрасли тяжелой промышленности (электроэнергетика, металлур-
266_________________________________________ Раздел III
гия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность и др.); легкой промышленности (текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая); пищевой промышленности (мясная, молочная, рыбная).
Другой важнейшей сферой национальной экономики является производство услуг. Эта сфера представляет собой совокупность отраслей, продукт которых не приобретает вещной формы, а его потребительная стоимость заключается в полезном эффекте самого труда. Труд здесь оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. В отличие от производства товаров объектом приложения этой деятельности является не вещь, а сам человек.
Иногда услуги характеризуют как объекты продаж, представляемые в виде действий, выгод или удовлетворений. В отличие от вещного продукта труда услуга не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления, как правило, совпадают во времени.
В развитых странах доля сферы услуг весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Удельный вес продукта сферы услуг в этих странах в начале XXI в. достиг 60—75 % валового национального продукта. Сфера услуг, таким образом, превращается в главное подразделение современного общественного производства, а ее доля является своего рода показателем уровня экономического развития страны. В 2004 г. в Беларуси услуги составили 43,8 % валового внутреннего продукта.
Сфера услуг и сфера производства товаров тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Финансовые и материальные ресурсы, используемые для развития сферы услуг, формируются в материальном производстве, поэтому их уровень развития в значительной степени обусловлен последним. В свою очередь, важнейшей экономической и социальной функцией сферы услуг является создание условий для воспроизводства материальных благ, сохранения и развития трудового и духовного потенциала общества.
Сферу услуг можно рассматривать как сложную самостоятельную систему, звеньями которой являются социально-экономическая, материально-бытовая, социально-оздоровительная, научная, коммуникационная и образовательно-духовная подсистемы.
Социально-экономическая подсистема обеспечивает потребности населения в различных услугах и финансово-кредитных операциях (банки, сберегательные кассы, юридические консультации, нотариальные конторы и др.).
Основы теории макроэкономики_______________________ 267
К материально-бытовой подсистеме относятся жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание, бытовое обслуживание, торговля, таким образом, она в основном удовлетворяет материально-бытовые и естественные физиологические потребности населения.
Социально-оздоровительная подсистема решает задачу охраны и укрепления здоровья людей, организации их отдыха. Она включает учреждения здравоохранения, спортивные сооружения, организационно-туристические предприятия и др.
Все большую роль в сфере услуг играет наука, соответственно возрастает доля научных услуг в создании валового национального продукта в современной экономике.
Коммуникационная подсистема включает весь пассажирский транспорт и связь, которые обслуживают население.
Образовательно-духовная подсистема ориентирована на удовлетворение потребностей населения в образовании и получении духовных ценностей (культура, искусство).
Услуги также подразделяются на рыночные (цена услуги в этом случае совпадает с затратами на их производство или превышает их) и нерыночные (они осуществляются за счет средств государственного бюджета или благотворительных фондов), коллективные (предоставляются всему населению) и индивидуальные (оказываются отдельным лицам).
В зависимости от назначения и характера потребления можно выделить следующие услуги:
• производственного назначения (грузовой транспорт; связь, обслуживающая производство; материально-техническое снабжение; заготовки и др.);
• материально-бытового и нематериального характера;
• социального характера, оказываемые органами государственного управления, обороны и охраны общественного порядка, общественными организациями, а также некоторыми культурно-просветительскими учреждениями.
Сфера услуг включает такие крупные отрасли, как наука и научное обслуживание, транспорт, связь, финансы, кредит, торговля и общественное питание, искусство, культура, образование, здравоохранение, управление, жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда также входят оборона, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, ряд общественных организаций.
Кроме того, в национальной экономике существует нелегальная, или «теневая» экономика.
«Теневая» экономика — та часть национальной экономики, продукт которой создается в результате незаконной или не
268_________________________________________ Раздел III
учитываемой государственными органами деятельности криминального и некриминального характера.
Структура теневой экономики включает криминальные и некриминальные типы отношений. Во-первых, это экономические отношения между отдельными гражданами или неформальными объединениями, не регистрируемые и не учитываемые государством. К ним относятся незарегистрированные виды трудовой деятельности: услуги по ремонту и строительству жилья, дач; ремонту и обслуживанию автомобилей и бытовой техники; сдача в поднаем жилья; частный извоз; оказание медицинской помощи; репетиторские услуги и т.п. Во-вторых, это неформальные, зачастую фиктивные экономические отношения, возникающие в результате несовершенства действующей системы хозяйствования. Они проявляются в виде приписок и других искажений отчетности, взяток, неэквивалентного обмена продукцией, позволяющего получать значительные нетрудовые доходы. В-третьих, это криминальные отношения, базирующиеся на злоупотреблении служебным положением, незаконной производственной деятельности, организованной экономической преступности. К ним относятся вымогательство, рэкет, игорный и наркобизнес, хищения имущества, сокрытие доходов от налогообложения и др.
Каждая национальная экономика имеет свою структуру.
Структура национальной экономикипредставляет собой устойчивые количественные соотношения между ее различными составными частями.
Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную (региональную) структуры национальной экономики и ее инфраструктуру.
Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и воспроизводят потоки товаров и услуг, перемещающиеся между субъектами. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы таких субъектов: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.
Социальная структура предусматривает деление национальной экономики на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенные определенными социально-экономическими отношениями. Для экономической теории большое значение имеет деление на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить государственный и частный секторы.
Основы теории макроэкономики_______________________ 269
Отраслевая структура характеризует деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально-экономическому содержанию функции в общественном воспроизводстве, выпускающие однотипную по видам и назначению продукцию, применяющие сходные технологические процессы, независимо от их территориального расположения. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется планирование и прогнозирование, учитываются результаты функционирования национальной экономики.
Территориальная (региональная) структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на части (экономические районы) по территориальному принципу. Экономический район — это территория, выделяющаяся внутри страны структурой и специализацией производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением. Каждый район характеризуется определенным уровнем занятости населения, квалификацией рабочей силы, запасами природных ресурсов и другими признаками.
Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. Здесь можно выделить электроснабжение; газо- и нефтепроводы; водоснабжение и канализацию; транспорт (авто- и железнодорожный, водный и воздушный); шоссейные и железные дороги; связь, телевидение и радио.
Следует отметить, что структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых.
Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции.
Макроэкономические пропорции— это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.
Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:
• общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, сбережениями и инвестициями, производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и производством услуг);
270_________________________________________ Раздел III
• межотраслевые — между взаимосвязанными отраслями
народного хозяйства (например, промышленностью и сельским
хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, животноводством и растениеводством);
• внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли (например, между выпуском чугуна, стали и проката в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении);
• территориальные — общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
• межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Пропорции в национальной экономике объективны. Это значит, что государство не может произвольно изменять соотношение различных частей общественного производства. Так, нельзя построить новые заводы или произвести новую продукцию, если для этого нет требуемого количества сырья и подготовленной рабочей силы.
Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Большинству национальных экономик, в том числе и Республике Беларусь, присущи следующие устойчивые тенденции изменения пропорций под влиянием индустриального развития:
• повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда и количества перерабатываемых работником сырья и материалов, который в свою очередь приводит к увеличению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;
• опережающее развитие электроэнергетики, машиностроения, химической промышленности, приборостроения и других наукоемких отраслей;
• опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством, проявляющийся в снижении доли последнего в национальном продукте;
• снижение удельного веса промышленности с конца XX в., обусловленное опережающим ростом сферы услуг и повышением эффективности промышленного производства;
• более быстрый рост доли сферы услуг по сравнению с отраслями материального производства;
• ускоренное развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;
• расширение участия страны в международном разделении труда, которое выражается в более быстром увеличении внеш-
Основы теории макроэкономики_______________________ 271
неторгового оборота по сравнению с ростом производства товаров и услуг в стране.
Важным показателем состояния национальной экономики является ее сбалансированность, т.е. равновесие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них. В основе сбалансированности лежит пропорциональность, но в реальной действительности оба эти состояния непрестанно нарушаются, поскольку с изменением экономического роста устанавливаются новые пропорции. Полного соответствия между отраслями экономики практически не бывает, поэтому существует постоянная необходимость поддерживать сбалансированность, корректируя пропорции между отдельными сферами экономики и внутри них.
За годы рыночной трансформации национальные экономики бывших социалистических стран существенно изменились. Преодолена их изолированность от остального мира, демонтированы механизмы командной экономики, исчез всеобщий дефицит, значительно расширился ассортимент товаров и услуг. Созданы и начали функционировать институты рыночной экономики — коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, качественно новые налоговые механизмы, антимонопольное регулирование и т.д.
Однако в экономике Республики Беларусь и ряда других стран СНГ еще существуют серьезные проблемы, как перешедшие «по наследству» от СССР, так и возникшие в ходе рыночной трансформации. От развитых стран их отличает относительно невысокий удельный вес сферы услуг. Сбалансированности экономики Беларуси мешают скудость собственных природных ресурсов, связанная с этим нехватка сырья для некоторых отраслей промышленности, отсутствие своей металлургической базы. Ввоз сырья в республику преобладает над вывозом продукции, причем значительную часть импорта составляют каменный уголь, нефть, черные металлы.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла. Изначально пропорции устанавливались внутри единого государства — СССР, между отдельными его республиками, но с обретением нашей страной самостоятельности они превратились для нее во внешние, межгосударственные пропорции. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не на уровне народного хозяйства республики, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.
272_________________________________________ Раздел III
Особенно негативное влияние оказал на экономику первоначальный период перехода к рынку, сопровождавшийся трансформационным кризисом. Высокая инфляция, резкий спад производства, разрыв хозяйственных связей нарушили товарно-денежное равновесие, пропорции между денежными доходами и расходами населения, торговый баланс с другими странами, привели к значительному падению жизненного уровня населения. За последние годы кризисные явления в республике в основном были преодолены, наблюдается устойчивый экономический рост, увеличиваются реальные доходы населения. Положение усугубляет характерная и для других стран СНГ высокая степень износа материально-технической базы предприятий, не способствующая конкурентоспособности их продукции. Все еще имеет место несоответствие структуры экономики страны требованиям современной рыночной экономики. Необходимы структурная перестройка, преобразование национальной экономики в соответствии с ее потребностями и запросами мирового рынка.
8.2. Система национального счетоводства
Результатом функционирования экономики является национальный продукт.
Национальный продукт— это все товары и услуги, создаваемые в данной стране за определенный период времени (обычно за год).
Национальный продукт является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, действенность экономической и социальной политики.
К первым попыткам измерить национальный продукт можно отнести экономические таблицы Ф. Кенэ (1758) и его последователей физиократов. В классической школе, а затем и в марксистской политэкономии для этой цели использовались математические модели и схемы, которые описывали процессы и пропорции распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения воспроизводства. Создание системы количественных оценок развития национальной экономики связывают с развитием кейнсианства. Эта школа опиралась на комплексный, статистический анализ экономики.
В странах с рыночной и переходной экономикой размеры национального продукта определяются по Системе национальных счетов(СНС) — взаимоувязанных показателей развития
Основы теории макроэкономики_______________________ 273
экономики на макроуровне. СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйствующими субъектами в процессе общественного воспроизводства. Система национальных счетов появилась в 1940—1950-е гг. в развитых государствах и сейчас применяется более чем в 150 странах мира. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую, пересмотренную СНС, которую большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь, используют в настоящее время.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. СНС, являясь на первый взгляд чисто описательным инструментом, позволяет определять макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, т.е. получать ту информацию, на основе которой можно уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг — органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги, владельцев жилья и т.п. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии производственного процесса, его активы и пассивы. Данные СНС Беларуси ежегодно публикуются Министерством статистики и анализа в книге «Национальные счета Республики Беларусь».
В СНС изучаются экономические операции между субъектами национальной экономики, которые здесь называются институциональными единицами. Ими могут быть физические лица (или их группы в форме домашних хозяйств) и юридические лица. Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов на экономической территории страны и нерезидентов.
Резиденты— институциональные единицы (юридические или физические лица), имеющие центр экономического интереса на территории страны, то есть владеющие недвижимым имуществом, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года). Единицы-резиденты проводят операции с единицами-нерезидентами (то есть
274 Раздел III
с единицами, являющимися резидентами экономики других стран). Такие операции представляют собой внешние операции экономики страны и группируются в счете остального мира.
Экономическая территория страны—территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и капиталы могут свободно перемещаться.
Источник: Национальные счета
Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат
Республики Беларусь, 2004. С. 15
Институциональные единицы в СНС группируют по секторам — совокупностям хозяйствующих субъектов, имеющим сходные цели, функции и источники финансирования. Всего выделяют шесть таких секторов:
1) нефинансовые предприятия — производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых) независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы всех форм собственности, выпускающие рыночную продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда относят ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), предпринимателей, а также некоммерческие организации, занятые рыночной деятельностью или обслуживающие предпринимателей (товарно-сырьевые биржи, торговые палаты, промышленные и торговые ассоциации и т.п.). Ресурсы этих институциональных единиц формируются главным образом за счет средств, получаемых от продаж товаров и услуг;
2) финансовые учреждения — центральный банк, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, на коммерческой основе занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды. В этот сектор входят также некоммерческие организации, создаваемые и финансируемые финансовыми учреждениями. Ресурсы данных институциональных единиц формируются за счет полученных процентов, страховых премий, комиссионных;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи. К ним относятся:
• органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
Основы теории макроэкономики_______________________ 275
• государственные финансово-кредитные организации (го
сударственные финансовые компании, налоговые инспекции
и др.);
• государственные учреждения, созданные для оказания услуг индивидуального характера в области здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства и т.п.;
• государственные бюджетные фонды (социальной защиты населения, содействия занятости и др.). Их ресурсы формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых единицами, относящимися к другим секторам;
4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства, не контролируемые и не финансируемые государ
ством. Затраты этих организаций на свою деятельность покры
ваются за счет взносов их членов, дарений, доходов от собствен
ности. В их числе:
• некоммерческие организации, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по очень низким ценам, не имеющим экономического значения;
• организации, предоставляющие услуги своим членам и финансируемые за счет членских взносов (профсоюзы, политические партии, спортивные добровольные общества, религиозные объединения);
• благотворительные общества и фонды;
• подразделения предприятий, оказывающие социально-культурные услуги своим работникам и членам их семей на некоммерческой основе (ведомственное жилье, дома культуры, стадионы, ведомственные поликлиники и т.п.);
5) домашние хозяйства. В эту группу входят все физические лица в экономике страны, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, собственно домашние хозяйства;
6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.
Нужно учитывать, что в СНС кроме понятия «национальная экономика» используется термин «внутренняя экономика». Внутренняя экономика включает все вышеперечисленные сектора, кроме последнего. Она ограничивается операциями только между институциональными единицами-резидентами. Национальная экономика в СНС включает все шесть секторов и предусматривает операции как между самими резидентами, так и между резидентами и нерезидентами.
276_________________________________________ Раздел III
СНС — это «бухгалтерский учет страны», так как он пользуется теми же принципами: двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС по форме представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция по нему записывается два раза: первый раз как актив продавца, а второй — как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок предназначен для сопоставления инвестиций и сбережений, он позволяет количественно оценить создание, распределение и конечное использование национального дохода. Второй блок необходим для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отражаемого в таблицах «затраты—выпуск» В. Леонтьева. Третий блок включает счета потоков фондов, по нему прослеживается движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, которая представляет функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами (рис. 8.1).
Основы теории макроэкономики_______________________ 277
На рис. 8.1 приведена простая модель национальной экономики. Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг — первый, факторов производства — второй) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Рассмотрим, какие виды операций совершают эти субъекты.
Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, находящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и покупают товары и услуги. Предпринимательские фирмы приобретают необходимые для своей деятельности ресурсы и продают произведенные ими товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и производственной инфраструктурой (дороги, служебная связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Навстречу потоку товаров и услуг движется поток денег. Домашние хозяйства получают доходы в виде зарплаты, рентных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут расходы, связанные с покупкой товаров и услуг, выплатой налогов. Часть дохода сберегается. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы и инвестиции. Государственный сектор расходует средства на оплату труда государственн